Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита откосов автомобильных дорог от размыва

Устройство для защиты откосов насыпей от размывов

Номер патента: 1143793

Текст

СОЮЗ СОВЕТСКИХСОЦИАЛИСТИЧЕСНРЕСПУБЛИК 9) ( ) 793 4(5) Е 02 В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ССПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИ И АВТОРСКОМУ СВИ ЛЬСТ(71) Московский ордена Л и она Трудового Краснотут инженеров железпорта и Северо-Кавкная дорога(56) 1. Бегом Л,Г. и Семенов Н,И.Защита от размывов переходов череводотоки. М., «Транспорт», 1979,с 91, рис. 50.2, Защита земляного пгорных рек, Комплект попол ну. 1975. вып. 12,с, 5-118, рис. 3.(54)(57) УСТРОЙСТВОСОВ НАСЫПЕЙ ОТ РАЗМЫВОвенно для горных рек,стилающий слой из крупгрунтов, содержащее уснаправляющие железобетные секции, о т л и ч КОДЛЯ ЗАЩИТЫВ, преиму имеющих и нообломоч тановленн онные под с Б авицкии е в енина е я е го Знамени инстинодорожного трансазская автомобильем, аци повышения эксплуа о, с цел сти, направляющие» движных секций усально и закреплены омощи фундамента имеющего паз и разсчетной глубинынаправляющие объеакватория поперечз в фундаменте вынои еж желез танов етонн ены вертик вании прив осн ленто ног мещен ого ниже раа, при этомсо стороныжкой, а паЪсо стороны размывдиненыной стяполнен олотна от земляному Транспорт от11 насыпи ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ11437Изобретение относится к сооружениям, защищающим откосы насыпей железных и автомобильных дорог от размывов при воздействии на них водного потока горных рек. 5Известно укрепление откоса железобетонными сборными плитами, омоноличенными по контуру, укладываемыми как правило по гравийно-песчаной подготовке е.1.ОНедостатком этого крепления является опасность подмыва подножия откоса с последующим разрушением крепления.Известно также устройство для за щиты откосов насыпей от размыва, преимущественно для горных рек, имеющих.подстилающий слой.из. крупнооб»вломочных грунтов, содержащее установленные в направляющие железобетонные подвижные секции Конструкция этого устройства предусматривает планирование откоса насыпи, устройство штрабов каменной наброски и .двойного моцения,С 2 З. 25Недостатком известного устройства, является то, что оно не воспринимает на себя активное давление грунта и на участках, где дно реки сложено крупными валунами, скользящие массивы заклиниваются, перекашиваются и, соскальзывая в русло, обнажают откос насыпи.Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности насыпей.Указанная цель достигается тем,35 что направляющие железобетонных подвижньгх секций установлены вертикально и закреплены в основании при па 93мощи фундамента ленточного типа, имеющего паз и размещенного ниже расчетной глубины размыва, при этом направляющие объединены со стороны акватория поперечной стяжкой, а паз в фундаменте выполнен со стороны насыпи.На фиг. 1 изображено устройство, вид сверху; нд фиг. 2 — разрез А-А на фиг, 1.Предлагаемое устройство содержит размещенную со стороны откоса, сложенного гравием или галькой «1 с суглинистым или супесчаным заполнителем 2, железобетонную стенку, воспринимающую гидродинамический напор потока в русле реки и выполненную из секций 3, свободно движущихся по направляющим 4, расположенным вертикально и объединенным между собой со стороны акватории над поверхностью воды поперечной стяжкой 5. Направляющие закреплены в основании посредством фундамента 6 ленточного типа, имеющего со стороны насыпи паз 7 и размещенного ниже возможной (расчетной) глубины 8 размыва. При размывах основания, больше расчетных,секций 3 железобетонных плит по направляющим 4 через паз 7 фундамента 6 опускаются до основания воронкй размыва (не показана). При этом предусмотрено наращивание сверху новых секций 3.Применение предлагаемого устройства на участках горных рек позволяет уменьшить стоимость крепления в среднем на 20 и более по сравнению с известными видами защитных устройств,1143793 Составитель Н.КавешинковРедактор Н.Яцола Техред Т.Дубичнак Корректор Л.Пилипенко Подписное филиал ППП «Патент», г Ужгород, ул. Проектная, 4 Заказ 863/24 Тираж б 49ВНИИПИ Государственного комитета СССРпо делам изобретений и открытий113035, Иосква, Ж, Раушская наб. , д, 4/5

Читайте так же:
Вакансия монтажника по откосам

Заявка

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА

МУРАВЬЕВ ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ, САВИЦКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, ГЕППЕНЕР ОЛЬГЕРД МСТИСЛАВОВИЧ

10.Ремонт обочин и откосов земляного полотна. Ремонт системы водоотвода.

Неукреплённые или укреплённые несвязным материалом обочины, имеющие колеи, просадки, буфы выдавленного грунта в результате наезда автомобилей на переувлажнённый грунт планируют с приданием им поперечного уклона 40-60 ‰. При необходимости производят подсыпку щебня с его последующим планированием и уплотнением. Прибровочную полосу укрепляют травосеянием. На участках дорог, где обочины имеют большие деформации и разрушения, в регионах со значительными атмосферными осадками, особенно на дорогах с высокой интенсивностью движения их укрепление выполняют, как правило, связными материалами (асфальтобетон, цементобетон, чёрный щебень, битумогрунт и т.д.). Конструкция укрепления должна соответствовать действующим нагрузкам без образования на ней недопустимых деформаций, иметь коэффициент сцепления и ровность согласно ГОСТу и приниматься согласно требованиям действующих нормативных документов.

Слои укрепления на обочинах ограничивают попадание влаги в земляное полотно и в этой связи могут использоваться и как мероприятия для регулирования водно-теплового режима дорожной конструкции в целом. При расположении обочин над стыком старой и отсыпаемой части уширения насыпи решение по укреплению обочины должно обеспечивать равнопрочность этих участков конструкции.

Наиболее экономичным по единовременным капитальным затратам является укрепление обочин устройством краевой укрепительной полосы, в том числе выполняемое и путём уширения проезжей части (рис. 16.1). Решение улучшает транспортно-эксплуатационные показатели дороги, способствует усилению кромки проезжей части, однако оно эффективно при малом количестве наездов на обочину, малом количестве выпадающих осадков и земляном полотне из легких грунтов. В условиях интенсивной эксплуатации остановочной полосы, в сложных грунтовых и климатических условиях конструкция краевой укрепительной и остановочной полос принимается единой (рис. 16.2). Такая конструкция оказывает положительное воздействие и на водно-тепловой режим земляного полотна .

Рис. 16.1. Дорожные одежды на обочинах: 1 — асфальтобетон, цементобетон; 2 — щебёночные материалы, шлаки; 3 — укреплённый неорганическими вяжущими грунт; 4 — щебень, гравий с пропиткой вяжущими материалами; 5 — гравийные (щебёночные материалы); 6 — грунтогравийные, грунтощебёночные материалы, отходы производства (кирпичный бой, отходы бетонных заводов, породы угольных шахт и т.д.); 7 — битумоминеральные смеси; 8 — битумогрунт, дёгтегрунт

Рис. 16.2. Решения по укреплению обочин: I-IV — соответственно краевая укрепительная полоса, остановочная полоса, прибровочная часть обочины, проезжая часть дороги; 1 — прослойка из геоматериала; 2 — слой укрепления обочины

Применение в конструкциях геосинтетических материалов диктуется необходимостью гидроизоляции, дополнительного дренирования или сокращения расхода дорожно-строительных материалов (повышения прочности конструкции).

Если остро стоит задача усиления дорожной конструкции, следует в слоях укрепления (или под ними) на контакте с дренирующим слоем укладывать материалы армирующего типа, в том числе геосетку, геовеб и др. В условиях необходимости улучшения дренирования земляного полотна при укреплении обочин применяется прослойка из нетканого геосинтетического материала. Такое решение целесообразно применять:

при переустройстве дренирующего слоя в зоне обочин с отсыпкой слоя из мелких песков с Кф = 1-2 м/сут;

при заиленном дренирующем слое и укреплении обочины без его переустройства;

в качестве мероприятия, снижающего влажность грунтов земляного полотна при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатических зонах (дороги I-III категорий) и как мероприятие при регулировании водно-теплового режима земляного полотна на участках, подверженных образованию пучин, для ускорения отвода воды;

при укладке щебёночного слоя непосредственно на грунт на их контакте.

Читайте так же:
Виды мдф для откосов

Гидроизолирующие прослойки применяют для предотвращения поступления влаги атмосферных осадков в тело земляного полотна через неукреплённые или укрепленные водопроницаемым материалом обочины при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения во II-III дорожно-климатических зонах при высокой фактической (расчётной) влажности, средних и тяжёлых пылеватых суглинках, при наличии или опасности образования пучин.

При нарушении местной устойчивости неукреплённых откосов выполняют профилирование их поверхности и укрепление [55, 108]. Укрепление травой используется для защиты неподтопляемых или кратковременно подтопляемых откосов от водной и ветровой эрозии, для ликвидации и предотвращения сплывов, оплывин и других нарушений местной устойчивости в районах с благоприятными условиями для прорастания трав и развития корневой системы. Травосеяние может использоваться и в комплексе с другими методами укрепления, например, решётчатыми конструкциями, геовебами. Разновидностью этого метода можно считать одерновку. Наиболее технологичным является биологическое укрепление с помощью геоматериалов с включёнными в их структуру семенами трав оптимального состава или травосеяние с покрытиями из геоматериалов, обеспечивающими защиту прорастающих семян. На подтапливаемых откосах с невысокими скоростями потока и малой высотой подтопления возможно биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления, прорастающей выстилки, фашинные конструкции.

При деформациях, возникающих в грунте поверхностного слоя откосов при резком снижении их прочности под влиянием погодно-климатических факторов, а также для защиты от температурных и силовых воздействий паводковых или поверхностных вод, устраивают более капитальное укрепление — специальные покрытия различного исполнения. К ним относятся решётчатые конструкции из бетонных элементов с заполнением ячеек щебнем, камнем, обработанным вяжущим грунтом. В ином исполнении — это пластмассовые пространственные георешётки (геовебы) с высотой ребра 15-20 см и различным заполнением ячеек, устраиваемые для защиты от вымывания грунта и фильтрации грунтовых (поверхностных) вод на подстилке из нетканого материала.

В зависимости от условий подтопления при укреплении откосов применяют различные бетонные (железобетонные) плиты с устройством обратного фильтра из щебня или геосинтетического материала нетканого типа с высоким коэффициентом фильтрации, геоматы, каменную наброску, габионы на основе сетчатых металлических каркасов, заполняемых камнем различного грансостава, слои из бетона, укладываемого на металлическую сетку, и др. Некоторые из этих решений схематически показаны на рис. 16.4 и 16.5.

Рис. 16.4. Конструкции укрепления откосов: а — покрытие из геотекстиля; б — укрепление каменной наброской, в том числе по геотекстильной прослойке; в — укрепление различными плитами, в том числе по обратному фильтру из геотекстиля; г — габион из металлической каркасной сетки, заполненной камнем; 1 — геотекстиль; 2 — элемент крепления; 3 — канавка; 4 — каменная наброска; 5 — плита; 6 — обратный фильтр; 7 — упор; 8 — габионный элемент; 9 — зона подмыва

Рис. 16.5. Варианты конструкции укрепления откосов: а — решётчатая конструкция из бетонных элементов; б — пространственная георешётка; в — укрепление откоса георешёткой; 1, 2- бетонные элементы; 3 — анкеры; 4 — тяжи анкеров

В качестве термозащитных слоев используют торфопесчаные и мохоторфяные смеси, прослойки из геоматериала, плиты из полимерного вспененного материала (пеноплекс, стироформ). Каждый из этих видов укрепления имеет свою область наиболее эффективной работы в сооружении и зашиты поверхности откоса.

Устройство для защиты откосов насыпей от размывов

УСТРОЙСТВО ДОЯ ЗАЩИТЫ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ ОТ РАЗМЫВОВ, преимущественно для горных рек, имеющих подст шающий слой из крупнообломочных грунтов, содержащее установленные в направляющие железобетонные подвижные секции, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, направляющие железобетонных подвижных секций установлены вертикально и закреплены в основании при помощи фундамента ленточного типа, имеющего паз и размещенного ниже расчетной глубины размыва, при этом направляющие объединены со стороны акватория поперечной стяжкой, а паз в фундаменте выСО полнен со стороны насыпи.

Читайте так же:
Делают ли откосы зимой

4(51) Е 02 В 3 06

И АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3480951/29-15 (22) 20.05.82 (46) 07 103 ° 85. Бюл. ¹ 9 (72) В.Н.Муравьев, А.С.Савицкий и О.М.Геппенер (7i ) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта и Северо-Кавказская автомобильная дорога (53) 627.6(088.8) (56) i. Бегом Л.Г. и Семенов Н.И.

Защита от размывов переходов через водотоки. M., «Транспорт», t979, с 91 рис. 50.

2. Защита земляного полотна от . горных рек, Комплект по земляному полотну. 1975. вып. 12, «Транспорт», с, 115-118 рис. 3. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ OTKO 0B НАСЫПЕЙ ОТ РАЗМЫВОВ, преимущественно для горных рек, имеющих подстилающий слой из крупнообломочных грунтов, содержащее установленные в направляющие железобетонные подвижные секции, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, направляющие железобетонных подвижных секций установлены вертикально и закреплены в основании при помощи фундамента ленточного типа, имеющего паз и размещенного ниже расчетной глубины размыва, при этом направляющие объединены со стороны акватория попереч- 3 ной стяжкой, а паз в фундаменте выполнен со стороны насыпи.

Изобретение относится к сооружениям, защищающим откосы насыпей железных и автомобильных дорог от размывов при воздействии на них водного потока горных рек. 5

Известно укрепление откоса железобетонными сборными плитами, омоноличенными по контуру, укладываемыми как правило по гравийно-песчаной подготовке 113.

Недостатком этого крепления является опасность подмыва подножия откоса с последующим разрушением крепления.

Известно также устройство для за- 15 щиты откосов насыпей от размыва, преимущественно для горных рек, имеющих.подстилающий слой.из. крупнооб» ломочных грунтов, содержащее установленные в направляющие железобетон-gp ные подвижные секции.. Конструкция этого устройства предусматривает планирование откоса насыпи, устрой ство штрабов каменной наброски и .двойного мощения (21. — 25

Недостатком известного устройства, является то, что оно не воспринимает на себя активное давление грунта и на участках, где дно реки сложено крупными валунами, скользящие массивы заклиниваются, перекашиваются и, соскальзывая в русло, обнажают откос насыпи.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности насыпей.

Указанная цель достигается тем, 35 что направляющие железобетонных подвижньгх секций установлены вертикально и закреплены в основании при па93 мощи фундамента ленточного типа, имеющего паз и размещенного ниже расчетной глубины размыва, при этом направляющие объединены со стороны акватория поперечной стяжкой, а паз в фундаменте выполнен со стороны насыпи.

На фиг. i изображено устройство, вид сверху; ня фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Предлагаемое устройство содержит размещенную со стороны откоса, сложенного гравием или галькой «1 с суглинистым или супесчаным заполнителем 2, железобетонную стенку, воспринимающую гидродинамический напор потока в русле реки и выполненную из секций 3, свободно движущихся по направляющим 4, расположенным вертикально и объединенным между собой со стороны акватории над поверхностью воды поперечной стяжкой 5. Направляющие закреплены в основании посредством фундамента 6 ленточного типа, имеющего со стороны насыпи паз 7 и размещенного ниже возможной (расчетной) глубины 8 размыва. При размывах основания, больше расчетных,секций 3 железобетонных плит по направляющим 4 через паз 7 фундамента 6 опускаются до основания воронкй размыва (не показана). При этом предусмотрено наращивание сверху новых секций 3.

Применение предлагаемого устройства на участках горных рек позволяет уменьшить стоимость крепления в среднем на 20 и более по сравнению с известными видами защитных устройств, 1143793

Читайте так же:
Пластик для откосов состав

Редактор Н.Яцола Техред Т.Дубичнак

Филиал ППП «Патент», r Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 863/24 Тираж б49

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Глава VII. Борьба с водой и песком

§ 1. Борьба с водой

Под водоборьбой понимается комплекс профилактических мероприятий, направленных на быстрейший пропуск талой или ливневой воды.

Как правило, устройство пути и сооружений обеспечивает благополучный проход талой и ливневой воды. Тем не менее, при этом требуется усиленный надзор за состоянием пути, водоотводов и укрепительных сооружений, а также заблаговременная подготовка материалов для производства укрепительных работ, где это потребуется по фактическому положению.

На основе изучения состояния пути, местных условий и опыта пропуска вод за предыдущие годы ежегодно уточняется перечень мест пути, которым может угрожать проход льда и высоких вод. По этому перечню разрабатывают порядок завоза необходимых материалов (камень, хворост, рогожные кули, мешки, проволока, бревна, доски, гвозди, веревка, трос и др.) с указанием потребности в них по каждому объекту и мест нахождения резервных запасов. Материалы хранятся на незатопляемых местах, к которым всегда свободен доступ. Часть материалов держится наготове погруженными в вагоны.

Заблаговременно назначают руководителей и работников, ответственных за своевременное и полное проведение мероприятий, необходимых для обеспечения целости и устойчивости пути, сооружений и устройств на каждом неблагополучном участке или объекте как при подготовке, так и в процессе пропуска вод; устанавливается телефонная связь.

На реках и других водоемах подготавливают обыкновенные и моторные лодки.

Ливневые паводки опасны не только подъемом воды в водотоках и водоотводных устройствах. Они отличаются внезапностью, большой скоростью течения, обилием наносов, угрозой затора у сооружения и закрытия отверстий малых сооружений. Поэтому перед входными оголовками труб и перед отверстиями малых мостов ставят ограждения в виде ряда столбиков. У опасных мест заранее оборудуют осветительные средства для наблюдения за объектами и освещения работ в темное время.

Бригадиры пути, дорожные и мостовые мастера лично наблюдают за проходом воды и принимают необходимые меры.

Когда вода в кювете угрожает подняться выше бровки земляного полотна, для защиты балластного слоя от размыва по обочине земляного полотна укладывают стенку из мешков или кулей, наполненных песком. Нижний слой мешков располагают поперек обочины, следующий вдоль и т. д. (рис. 144, а). Для обеспечения необходимой плотности стенки из кулей или мешков их заполняют только на 2 /3 объема. Одновременно принимают меры к понижению уровня воды в кюветах прочисткой их ниже по течению от снега и других препятствий.

При переполнении одного из кюветов и при нормальной работе второго с низовой стороны опасного участка укладывают в шпальных ящиках деревянные лотки (рис. 144, б) для пропуска воды во второй кювет. Лотки устраивают из теса или досок. Балластную призму у входа в лоток укрепляют мешками с песком. За стенки лотков забивают глину, чтобы не допустить проход воды за ними.


Рис. 144. Защита балластного слоя от размыва: а — укладкой мешков с песком; б — перепуском воды лотком на другую сторону пути; 1 — деревянный лоток; 2 — мешки заполненные песком

Подготовительные работы по водоборьбе начинают еще при переходе от осеннего периода к зимнему: закрывают лотки, отверстия труб и малых мостов, устанавливают вешки по оси канав и т. д.

Читайте так же:
Инструкция по монтажу откосов сайдингом

Намеченные мероприятия по пропуску весенних вод проводят во второй половине зимы. При первых признаках таяния снега вскрывают нагорные и другие водоотводные канавы и кюветы, начиная с низовой стороны, руководствуясь установленными по их оси вешками, открывают и очищают от снега и льда отверстия небольших мостов и труб и расчищают русла их от снега, открывают отверстия труб под переездами, окалывают лед у опор и конусов мостов, очищают от снега балластный слой и откосы больных мест земляного полотна, развозят к назначенным местам необходимые для водоборьбы материалы.

Наиболее ответственные канавы, которые с ранней весны работают полным сечением, расчищают от снега на все сечение, в остальных прорывают только траншею.

Для вскрытия кюветов и уборки снега с обочин земляного полотна используют путевой струг, значительно ускоряющий и удешевляющий работы.

На теневых местах в глубоких выемках, а также при большом скоплении снега на откосах выемок устраивают в снегу наклонные траншеи для ускорения стока талой воды, которая может переувлажнить грунты в откосах. В местах, где за снежными валами у щитов с нагорной стороны может скопиться вода, делают прорези в снеговых валах для выпуска воды в нагорные канавы или устраивают отвод воды вдоль валов.

Особо обращается внимание на пропуск паводковых вод через искусственные сооружения, ибо здесь могут возникнуть опасности повреждения опор моста движущимся льдом, образования заторов и размыва русла реки.

Во избежание повреждения моста от ледохода обычно еще до его начала вокруг опор окалывают лед на ширину не менее 0,5 м. В необходимых случаях перед опорами и ледорезами делаются вверх по течению прорези во льду шириной не менее 0,5 м и длиной 25 м. Околотая полоса льда для предохранения от замерзания закрывается хворостом и сверху засыпается снегом.

На больших реках со значительным ледоходом и при большом количестве опор перед мостом и ниже устраиваются большие проруби (майны) для пропуска льда в начале ледохода. Майны делаются за 10 — 15 дней до вскрытия реки на длину, в два раза большую ширины реки, в каждую сторону от оси моста.

С наступлением периода ледохода на мостах непрерывно дежурят рабочие с баграми и пешнями для устранения заторов и недопущения задержки плывущих льдин у моста. В необходимых случаях на мостах дежурят взрывники, имеющие готовые для взрыва льда заряды взрывчатых веществ.

Для своевременного предупреждения размыва русла реки у моста и подмыва мостовых опор на всех мостах отверстием более 50 м, а также на мостах с меньшим отверстием, но при значительных скоростях течения, больших паводках и угрозе подмыва опор устанавливаются наблюдения за водным потоком.

Наблюдения за горизонтом воды ведутся по водомерным рейкам, располагаемым с верховой стороны мостов и труб в удобных для этого местах.

Размыв дна реки и подмыв опор обнаруживается промерами глубины по специальным створам. Расстояния между точками промеров в каждом створе берутся такими, чтобы можно было ясно представить очертание дна реки.

Результаты промеров оформляются в виде графиков с нанесением отметок горизонтов воды, низа ферм, подошвы рельсов, заложения фундаментов опор, русла.

На графики наносятся также результаты предыдущих промеров, что дает возможность судить о всех изменениях, происходящих в русле реки и у мостовых опор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector