Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды укрепления откосов дорог

Всё об асфальтировании / Справочник / Дорожная обочина

Общие сведения о дорожной обочине

Дорожная обочина — элемент автомобильной дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней (отличающийся типом покрытия и/или выделенный с помощью дорожной разметки), предназначенный для защиты асфальтированной кромки проезжей части от разрушения, сохранения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, а также организации движения пешеходов.

Ширина, прочность, ровность и сцепные свойства дорожной обочины относятся к группе основных параметров и характеристик, определяющих транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги. Именно поэтому устройство обочин предусмотрено на дорогах всех категорий. Согласно «ДБН В.2.3-4:2015 Автомобильные дороги» ширина дорожных обочин должна составлять:

  • 3,75 м — для автомобильных дорог категории I-a, I-б и II;
  • 2,50 м — для автомобильных дорог III категории;
  • 2,00 м — для автомобильных дорог IV категории;
  • 1,75 м — для автомобильных дорог V категории.

На особо сложных участках горной местности или на ценных продуктивных землях, а также участках с переходно-скоростными полосами или с дополнительными полосами на подъём допускается уменьшать ширину обочины до 1,5 м для дорог I и II категорий и до 1 м для дорог других категорий.

Элементы дорожной обочины

Дорожная обочина состоит из трёх элементов, каждый из которых имеет своё назначение:

  • Краевая укрепительная полоса — часть дорожной обочины, предназначенная для защиты от разрушения асфальтированной кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на неё транспортных средств. Краевая полоса должна иметь такую же прочность, что и проезжая часть, поэтому устраивается, как правило, совместно с проезжей частью в процессе строительства или реконструкции дороги.
  • Остановочная полоса — укреплённая часть обочины, предназначенная для вынужденной остановки транспорта. Остановочная полоса может устраиваться путём асфальтирования из асфальтобетонных, битумоминеральных и асфальтогранулобетонных смесей, а также путём укладки и уплотнения асфальтовой крошки, необработанных битумом минеральных материалов (щебня, гравия, щебёночно-гравийных смесей) и других материалов (шлаков, отходов камнедробильного производства). Покрытие остановочной полосы должно отличаться от покрытия проезжей части по цвету и внешнему виду или отделяться от него дорожной разметкой.
  • Прибровочная полоса — грунтовая (неукреплённая) часть обочины шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных средств), не имеющая дорожной одежды и служащая переходной зоной от обочины к откосу.

Устройство дорожной обочины осуществляется вслед за устройством дорожной одежды. Процесс устройства обочин включает устранение деформации земляного полотна по всей пощади обочины, досыпку грунта до установленного проектом уровня, планировку и уплотнение грунта.

Технология укрепления обочин (устройства остановочной полосы) из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона, чёрного щебня и других материалов аналогична технологии устройства дорожных оснований и покрытий из соответствующих материалов.

Назначение дорожной обочины

Дорожная обочина выполняет несколько функций наиболее важными из которых являются:

  • Обеспечение устойчивости земляного полотна. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях путём укрепления обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняя проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
  • Предохранение асфальтированных краёв дорожной одежды от разрушения.
  • Повышение удобства и безопасности дорожного движения. Ширина дорожной обочины и её качество (прочность, ровность, отсутствие дефектов) являются одними из важнейших факторов влияющих на общий коэффициент аварийности на дорогах. В этом аспекте обочина может использоваться для следующих целей:
    • вынужденная остановка автомобиля в случае неисправности без помех для движущегося транспорта;
    • разъезд с встречным транспортным средством на узкой дороге;
    • разворот транспортного средства при отсутствии запрещающей данный маневр дорожной разметки;
    • устройство шумовых полос предупреждающих водителя о выезде с проезжей части;
    • размещение барьерных ограждений и других средств обеспечения безопасности дорожного движения;
    • организация временного движения транспорта при проведении на проезжей части ремонтных работ;
    • размещение дорожно-строительных материалов и дорожно-строительной техники при ремонте дороги.
  • Организация движения пешеходов. Дорожная обочина может использоваться для организации движения пешеходов при отсутствии рядом с проезжей частью тротуаров. По правилам дорожного движения по обочине нужно обязательно идти навстречу движению автомобилей, чтобы пешеход видел проезжающий транспорт и мог вовремя среагировать на дорожную ситуацию.

Основные требования к эксплуатационному состоянию обочин

Основные требования к эксплуатационному состоянию дорожных обочин закреплены в «ДСТУ 3587-97 Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию». К наиболее важными из этих требований относятся следующие:

  • Обочина не должна иметь деформаций и повреждений в виде проломов, просадок, выбоин и иных повреждений или дефектов. До устранения дефектов обочин, должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения.
  • В зимний период должна осуществляться очистка обочин от снега. Очистку обочин осуществляют в течение 24 часов с момента окончания снегопада. Если на обочинах накопились значительные отложения снега, который не могут быть быстро удалены, в этих отложениях через каждые 30…50 метров по длине дороги устраивают поперечные прорези шириной 0,5…0,7 метров на всю ширину обочины глубиной до её поверхности. Это необходимо для того, чтобы исключить накопление воды на проезжей части, образовавшейся от таяния снега, и обеспечить её быстрый сток с поверхности дороги.
  • В летний период меры по содержанию дорожной обочины включают: очистку от мусора и посторонних предметов, скашивание сорной травы и вырубки кустарников. Для борьбы с сорняками на обочине помимо скашивания может также применяться обработка химическими веществами — гербицидами (применение гербицидов следует согласовывать с местными сельскохозяйственными землепользователями).
  • Размещение зелёных насаждений на обочинах не допускается. Травы, применяемые для укрепления обочин, должны скашиваться не реже одного раза в месяц в период весна–осень.
  • Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время года на пылящих неукрепленных обочинах, особенно в населенных пунктах и у автобусных остановок, должны проводиться работы по обеспыливанию.
  • Сооружения торгово-бытового назначения и рекламоносители должны размещаться за пределами обочины на расстоянии не менее 2 метров от неё.
  • Не допускается возвышение обочины и краевой полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра. Обочина и краевая полоса, не отделенная от проезжей части бордюром, также не должна быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
  • Поперечный уклон обочин должен обеспечивать сток поверхностных вод.
Читайте так же:
Укрепление откоса 90 градусов

Геотекстиль при строительстве автомагистралей и дорог.

Современные материалы не только значительно упрощают строительство, но и значительно повышают выносливость многих сооружений и конструкций. К таким эффективным и экономически выгодным элементам относятся и геосинтетики. Нетканые полотна все чаще используются для укрепления фундаментов, холмов и откосов, а также для увеличения срока службы автомобильных дорог и магистралей. Производством геотекстиля, подходящего для повышения надежности дорожного покрытия, уже долгое время занимается компания Геотехполимер. Разнообразие синтетических полотен позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для каждой конкретной задачи, а также значительно сэкономить.

Когда необходимо укрепление автотрассы?

Прокладка дорожных трасс – дело трудоемкое и достаточно дорогостоящее, поэтому технологии для такого строительства продумывают самым тщательным образом. Однако, несмотря на все старания, часто магистрали требуют ремонта уже через пару лет после прокладки. Что же становится причиной таких событий?
Чаще всего дороги приходят в негодность по нескольким причинам, главные из которых:

  • Интенсивное дорожное движение;
  • Долгий период эксплуатации и отсутствие промежуточного ремонта;
  • Погодные катаклизмы и сложные климатические условия.

Конечно, не со всеми факторами можно успешно бороться, однако укрепить дорожную полосу и увеличить срок ее службы вполне реально. Сделать это помогут современные геосинтетические материалы, которые изготовлены из полиерных волокон и обладают массой преимуществ. Характеристики геотекстиля настолько привлекательны, что сделали его универсальным материалом при строительстве любого объекта, включая автотрассы.
Самые популярные геосинтетики, которые используют для повышения выносливости автодорог и магистралей, – это дорнит и геосетка. Эти материалы отлично справляются со своими свойствами и могут применяться как в тандеме, так и по отдельности.

Геотекстиль и его особенности

Самый подходящий для укрепления магистралей синтетик, который славится своей прочностью и жесткостью – это дорнит. Стоимость его сравнительно небольшая, а вот основные свойства очень привлекают проектировщиков и строителей.
Геотекстиль Дорнит выпускают в нескольких модификациях, однако для прокладки дорог лучше всего подходит полотно марки 300 или 500. Выпускается оно в рулонах разной ширины и характеризуется уникальной структурой, то есть особым скреплением нитей. Такое строение позволяет материалу быть практически универсальным и выполнять множество функций, а именно:

  • Осуществлять дренаж, то есть отводить лишнюю воду;
  • Производить фильтрацию и препятствовать вымыванию основы дорожного покрытия;
  • Создавать защиту, то есть предотвращать эрозию почвы, особенно это касается откосов, холмов и насыпей;
  • Исключать смешивание грунта и других насыпных прослоек, которые помогают укреплять дорожную поверхность;

Самая главная из функций — укреплять и армировать покрытие, а также распределять нагрузки по всей поверхности дороги. Купить геотекстиль необходимой марки можно без особых проблем. Например, компания Геотехполимер доставляет заказанные полотна сразу же после оформления заказа, ведь такие материалы всегда есть в наличии на производственном складе.
Способ доставки, а также габариты рулона клиент может выбрать самостоятельно, исходя из своих потребностей. Для удобства покупателей компания производит намотку полотна в нескольких размерах, например, по 100, 50 или 30 метров.

Как работает геотекстиль дорнит?

Геотекстильное полотно отлично выполняет поставленные перед ним задачи. Оно способно пропускать воду и создавать легкий и мягкий дренаж.
Так как одним из слоев дорожного пирога неизменно является щебень, то полотно дорнита как будто притягивает к себе крупные частички щебня и образует самый настоящий фильтр. Такой конструкции вымывание почвы точно не грозит.
На нестабильном грунте, например, глиняном или торфяном, геотекстиль является гарантией целостности покрытия. Так как почва неустойчивая и часто проседает, то слой щебня нередко рискует быть смешанным с грунтом. Укладка полотна исключает перемешивание и увеличивает срок службы покрытия. Хорошая плотность синтетического полотна позволяет спокойно выдерживать нагрузки, даже если грунт немного смещается.
Дорнит не стареет и не расслаивается под действием воды, грунта, строительных смесей, кроме этого, без труда выдерживает воздействие агрессивных щелочей и кислот. Он позволяет значительно сэкономить, ведь сокращаются расходы на ремонт и эксплуатацию, а также снижается стоимость строительства вобщем.
Геотекстиль способен эксплуатироваться даже в условиях очень низких температур или постоянной жары. В течение нескольких десятилетий он остается все таким же прочным, жестким и упругим, что значительно увеличивает срок службы автотрасс.

Читайте так же:
Что такое прямолинейный откос

Геосетка и ее характеристики

Геосетка – еще один систетик, который часто используется для укрепления нестабильных грунтов. Она представляет собой ячеистое полотно, которое имеет жесткую структуру и способно сформировать отличный каркас для будущей автострады.
Геосетка в сочетании с дорнитом – это самое эффективное решение для неустойчивой почвы. Такой комплект позволяет:

  • Уменьшить нагрузки на поверхность;
  • Осуществить дополнительное армирование;
  • Создать поддержку для участков с интенсивным движением.

Геосетка также реализуется в рулонах и характеризуется невысокой ценой, как и геотекстиль дорнит. Для создания хорошего армирования ячейки геосинтетической сетки заполняются сыпучим сырьем, например, мелким щебнем или песком.

Поперечный профиль дороги. Основные элементы автомобильной дороги

Автомобильная дорога — это очень сложное сооружение, для конструирования которого учитывается огромное количество различных аспектов. Это и нагрузка на полотно, и интенсивность автомобильного трафика, и многое другое.

Эксплуатационные возможности трассы

В связи с этим для полноценного расчета поперечного профиля дороги в первую очередь определяется характеристика транспортного потока и интенсивность эксплуатации на рассматриваемой трассе.

В основном рассматриваются такие параметры, как:

  1. Интенсивность использования трассы. Данное понятие включает в себя оценку количества единиц транспорта, прошедших по заданному участку в отведенное для измерений время. При расчетах интенсивность берется средняя, а также планируемая и фактическая.
  2. К пропускной способности трассы относится понятие, учитывающее количество транспортных средств, проходящих через поперечный профиль дороги в определенное время.
  3. Скоростью транспортного потока называется средняя скорость всех автомобилей, двигающихся по изучаемому участку трассы.
  4. Плотностью движения называется среднее количество автотранспортных средств, одновременно находящихся на изучаемом отрезке трассы.
  5. Количество грузов, перевозимых через исследуемый участок дороги, называется грузонапряженностью.

Также существуют такие понятия, как шероховатость и ровность. Они определяют качество дорожного полотна на изучаемом поперечном профиле дороги. Все эти данные необходимы при работе над трассой как в рамках ее ремонта, так и на этапе проектирования.

Как классифицируются

Поперечный профиль автомобильной дороги зависит от того, к какой категории относится трасса. Она может быть магистральной, то есть той, которая соединяет дороги международного следования. По ней перевозятся пассажиры и грузы транзитной категории.

К региональным трассам относятся автодороги, соединяющие столицу государства со столицами регионов. Территориальными трассами являются автомобильные дороги, соединяющие населенные пункты отдельных районов. Трассами районного значения соединяются райцентры и мелкие населенные пункты определенного района.

Поперечный профиль дороги полностью зависит от категории трассы, так как у них у всех своя нагрузка. Общее между всеми типами трассы — только срок их предполагаемой службы. Это не менее 20 лет. Все это время поперечный профиль автомобильной дороги не должен требовать серьезной реконструкции или ремонта, даже если на трассу резко возрастает нагрузка. Эти возможные всплески загруженности учитываются во время проектирования дороги.

Трасса

Термин «трасса» применяется в основном к топографическим дорогам, то есть нанесенным на карту или план в виде горизонтальной схемы ее расположения. Трасса также может рассматриваться в продольном профиле, для отображения рельефа местности и следования по нему дороги.

Продольный профиль дороги при проектировании — это очень важная составляющая расчетов. Если данная характеристика не соответствует требованиям безопасности и удобства для транспорта, то грунт в этом месте снимается, делая перепады высот дороги более сглаженными.

Если же перепад высот настолько резкий, что это не соответствует требованиям, то низины засыпаются. Другими словами, трасса — это направление на схеме с учетом перепадов высот.

Дорога. Определение

Устройство дороги включает в себя проезжую часть, обочину, откос грунтового полотна и кювета. Дорожное полотно бывает с разделительной полосой или без нее. Это зависит от ширины полотна. Например, разделительная линия обязательно есть у дорог с 2, 3 и более полосами.

Обочина представляет собой грунтовое покрытие на одной высоте с дорогой, ширина ее может варьироваться в зависимости от условий среды и технического задания при проектировании объекта. Обычно стараются сделать обочину достаточной ширины, чтобы можно было безопасно для основного движения остановить автомобиль.

Земляная насыпь

Ширина, высота и угол земляного откоса зависят от того, на какой высоте от уровня земли построена дорога. Откос придает дороге необходимую прочность. Он рассчитывается с учетом материалов, использованных при строительстве, и характеристики почвы. Грунтовая подушка, краем которой является откос, — это многослойное сооружение, состоящее из различных материалов – галька, песок, гравий. Уход за откосом так же важен, как и за дорожным полотном, ибо если он разрушится, то просядет и вся дорога.

Читайте так же:
Укрепление откосов геосеткой смета

Высота насыпи во многом зависит от местности, по которой пролегает трасса. Если в регионе возможны сильные снегопады, то насыпь делается достаточной высоты, чтобы снег не засыпал дорогу. Если же трасса пролегает через ровную степь, в жарком регионе с низким уровнем осадков, то и насыпь будет не более 1 метра в высоту. Угол земляного откоса зависит от того, какая нагрузка планируется на данную дорогу. На больших магистралях с высокой плотностью автомобильного потока земляной откос имеет очень тупой угол, это повышает прочность дороги. И наоборот, низкая нагрузка на дорогу позволяет сделать откос более крутой по отношению к полотну. Но в этом случае необходимы будут дополнительные укрепления в виде столбов, заборов или корней растений.

Кювет

Кювет выполняет функции дренажной канавы, по которой отводится от насыпи лишняя вода. Устройство дороги предполагает размещение в кювете дренажных труб и каналов, основной задачей которых является сберечь насыпную часть дороги от размывания. Особенно это актуально в период весенних дождей вкупе с массовым таянием снега.

Поперечный профиль

Поперечный профиль дороги – это перпендикулярное к продольной оси дороги сечение полотна и его подложки. Как часто он применяется? Строительство автомобильных дорог широко использует именно поперечный профиль для проектирования и сопровождения работ по устройству подушки и самого полотна проезжей части.

Поперечный профиль на насыпи

Типовой поперечный профиль дороги отображает дорожное полотно с разделительными полосами и дорожной кромкой, обочинами, откосами и дренажами. Все это является необходимым условием эксплуатирования трассы.

Существуют различные типы поперечных профилей автомобильных дорог. Например, это профили на насыпях. Данный тип дорог встречается очень часто, практически в любой местности, в любом климатическом регионе.

При строительстве трассы важно сделать обтекаемый профиль. Высота насыпи может варьироваться от 1 до 20 метров. Характерным отличием данной дороги является обтекаемая форма поперченного профиля, позволяющая стекать дождевой воде и тающему снегу. Кювет устраивается путем выемки грунта вдоль земляной отсыпки дороги. Если позволяют природные условия, то насыпь дороги делается из грунта, взятого вдоль полотна, если нет, то его привозят из специальных карьеров.

Бывает так, что дорога с твердым покрытием не обтекаемая. В данном случае она абсолютно плоская, а вода удаляется с ее поверхности по другим технологиям.

Строительство автомобильных дорог происходит не только на относительно ровной почве, но и в труднодоступных горных районах. В этом случае обтекаемые и необтекаемые профили строятся на косогорах. Монтаж такой дороги возможен только при определенном угле косогора. Если он больше допустимого, то дорога переносится или гора подгоняется под необходимые условия взрывотехниками или проходчиками.

Но и на такой горной дороге, с косогорами, присутствуют все элементы поперечного профиля дороги – обочина, кювет и резервы, из которых доставался грунт для насыпи.

Поперечный профиль в выемке

В некоторых случаях требуется дорога с твердым покрытием на рельефе, не позволяющем делать насыпь, в низинах, в условиях рыхлого грунта или в середине пахотных полей. Таких дорог мало. Но они бывают необходимы. Это дороги с поперечным профилем в выемке.

Они представляют обтекаемый профиль, утопленный в грунте. Если позволяют условия строительства, то вдоль такой дороги устроен кювет, который делает полотно приподнятым, но не на уровень верхней кромки грунта.

Глубина такой дороги может составлять до 12 метров вниз от уровня грунта. И при этом не важно, какой она ширины. Даже поперечный профиль дороги 4 категории предполагает наличие полок в выемках для организации снежных отвалов, несмотря на то что такая дорога имеет всего 2 полосы.

Полка также необходима на горных дорогах, так как в них имеют место выветривание и естественная эрозия породы. А мелкие фракции, отколовшиеся от скал, накапливаются в специальных выемках вдоль полотна.

В случае если откос на дороге с поперечным профилем в выемке довольно высокий, то его делают в виде уступов. Это позволяет сделать стенки прочнее, что удерживает их от обвалов.

Классификация

Технология асфальтирования дорог и их эксплуатация зависят от категории трассы. К первой категории относятся дороги с количеством полос от 4 до 8 и шириной дорожного полотна до 15 метров. А ширина земляного полотна вместе с обочиной и откосом насыпи может быть до 40-45 метров. Дороги второй категории имеют 2 полосы движения при общей ширине полотна 7,5 метра, а общая ширина дороги 15 метров.

Дороги третьей и четвертой категорий также имеют по 2 полосы, но различаются шириной дорожного полотна и шириной каждой полосы. К 3 категории относятся трассы с шириной полос в 3,5 м, дорожное полотно 7 метров и вся дорога в целом – 14 метров. А к 4 категории относятся полосы с шириной в 3 метра, 6 метров полотно и 12 метров сама дорога.

Читайте так же:
Нарезка уступов по откосам насыпи

Технология асфальтирования дорог опирается именно на эти нормы в большинстве цивилизованных стран. Кроме того, независимо от того, к какой категории относится строящаяся дорога, она обязательно оборудуется канавами, дренажем, имеет обочину, а откосы ее укрепляются бетоном или растениями. Также обязательна дорожная разметка.

Дополнительные сооружения

Любая трасса имеет ряд дополнительных сооружений, обязательно включенных в проектную документацию. Причем часть из них указываются в поперечном профиле дороги. Например, поперечная труба для ручья, пересекающего трассу.

Также поперек дороги могут быть установлены пешеходные мостики или подземные переходы. Дорога может проходить по мосту, он в плане указан как дополнительное сооружение трассы.

Мост может проходить не только над рекой, но и над глубоким оврагом и ущельем. В этом случае он называется виадук и устроен в виде ажурной конструкции, под которой не предполагается перемещение пешеходов или водного транспорта. Виадук, как правило, однополосный, и редко когда по нему осуществляется интенсивное движение. Чаще всего виадук создается для устройства железной дороги.

Горные дороги защищаются от снегопадов, лавин и камнепадов галереями. К этой же категории защитных средств относятся бетонные столбы вдоль дороги. В проектной документации они называются подпорные стенки.

К дополнительным сооружениям относятся посты дорожной полиции со всеми необходимыми помещениями. На любой дороге есть автобусные остановки, даже на международных трассах. Поэтому данное сооружение относится к дополнительным строениям.

Важность трасс

В современном мире дороги встречаются повсюду. Трудно себе представить местность или среду, не имеющую дорог. Они могут проходить по горным серпантинам и сквозь сами горы. Через пески жарких пустынь и непроходимые таежные леса. Даже под дном океана проложены автомобильные дороги, например под проливом Ла-Манш.

Дороги объединяют людей и страны. И существуют данные сооружения уже не первое столетие. Достаточно вспомнить Великий шелковый путь — дорогу, объединяющую Европу и Азию. Без дорог не может быть экономического роста и культурного обмена между странами и народами.

В старину товары и людей перевозили небольшие корабли. В связи с этим экономика развивалась только в тех странах, где было достаточно рек. Те же, где их было мало, оставались в культурной и торговой изоляции.

Только благодаря современным дорогам стала развиваться такая наука, как логистика. Получила толчок индустрия машиностроения и энергетическая отрасль.

Заключение

Устройство дорог стало настолько выгодным и вместе с тем трудоемким занятием, что во всех странах стали организовываться автодорожные институты, в которых молодые специалисты постигают всю сложность процесса строительства. Инженер-автодорожник способен с нуля спроектировать и затем проконтролировать процесс строительства дороги. А главное, правильно и экономно следить за состоянием построенного объекта.

Какой должна быть грунтовая дорога? Схема правильного устройства покрытия грунтовой дороги.

Французский посланник маркиз Астольф де Кюстин ославил на весь мир наше Великое Отечество своим сочинением «Россия в 1839 году». Узнав о том, что маркиз вылил на державу ушаты грязи, император Николай I, желая защитить честь, воскликнул:«В России же всего две беды – дураки и дороги!»

С тех пор прошло уже почти два столетия, а отечественные дураки так и продолжают строить дороги. Не случайно любимым транспортом на селе остается УАЗ – «буханка», а любой горожанин стремится купить вседорожник или паркетник для поездок на дачу.

Между тем, если не отдавать строительство и содержание дорог дуракам (даже профессиональным), а соблюдать ряд элементарных правил при устройстве и содержании грунтовых дорог, то вместо петляния между колей, ям и луж, даже по грунтовым дорогам можно будет с комфортом передвигаться на любом автомобиле.

Между тем, в реальности мы видим постоянные ямочные ремонты, бесконечные подсыпания гравия на дороги, которые помогают осваивать бюджеты, но не способны решить дорожные проблемы. Происходит это не только от жадности подрядчиков, но и от незнания элементарных причин повреждений грунтовых дорог природными факторами.

Проблемы грунтовых дорог

Основной причиной разрушения грунтовых дорог является ухудшение прочности полотна при воздействии воды, разрушение поверхности природными и техническими факторами, неправильное или избыточное грейдирование.

Чтобы привести дорогу в порядок, нужно устранять не симптомы основной проблемы, а ее причину. Основными признаками проблем с конструкцией дорог являются:

  • Колеи, выбоины и ямы на поверхности дороги.
  • Поверхность – «стиральная доска».
  • Ручейки, лужи или влажные места на дороге.
  • Вода в кювете на краю дороги.
  • Оползни насыпи и эрозия кюветов.

Истинные причины этих проблем:

  • Дорога не имеет дренажного профилирования.
  • Неправильный подбор состава фракций дорожной смеси.
  • Дорога блокирует поток грунтовых вод.
  • Дорога проходит по болоту.
  • Высокий уровень грунтовых вод.
  • Плохой дренаж грунта.
  • Редкое и/или неграмотное обслуживание дороги

Основные меры для устранение первопричин проблем с грунтовыми дорогами:

  • Профилирование дороги
  • Подъем уровня дороги
  • Расчистка кюветов, устранение запруд, улучшение водоотведения.
  • Дренаж основания
  • Французский дренаж
  • Дренажные матрасы
  • Повышение проницаемости дорожного полотна
Читайте так же:
Откосы от контура профиля

Какой должна быть грунтовая дорога?

Любая грунтовая дорога должна содержать три основных элемента:

    Профилированная разуклонная поверхность с центральным гребнем для отвода воды.

Откосы обочины, которые не позволяют воде застаиваться на краях дороги.

Придорожные кюветы для эффективного водоотведения.

Схема правильного устройства покрытия грунтовой дороги.

Если дураки не сделали для дороги хотя бы один из перечисленных выше элементов, то она постоянно будет требовать ремонта даже при очень низкой транспортной нагрузке, заставляя дураков регулярно тратить деньги на ремонт дороги. Отсутствие центрального гребня (невиданная на Руси штука) приведет к скоплению осадков или тающего снега на дороге. Отсутствие откосов на обочине, наличие валов по краям дороги, поросшая растениями обочина приведут к задержке воды на дороге и увлажнению основания дороги. Наполненные водой кюветы из-за отсутствия водоотведения или замусоривания приведут к увлажнению основания и снижению его связности и прочности.

Основание дороги должно быть уплотнено и хорошо дренировано. Для усиления основания можно добавлять в песок цемент, хлорид кальция, соль или известь. Хорошим способом укрепления основания служит использование геотекстиля высокой плотности. Это особенно актуально для дорог на болотистых или слабых почвах. Хорошая дорога строится послойно, с уплотнением каждого слоя. Минимальная толщина базового слоя поверх геотекстиля составляет 15 см.

Важно выбрать правильный фракционный состав дорожной смеси для создания покрытия грунтовой дороги. Не оптимальный состав из-за нарушения связности приведет к эрозии поверхности природными и техническими факторами. В состав смеси должен входить щебень определенной фракции, песок и мелкие гранулированные частицы. Не подходит для дорог морской песок, песок пустынь, песок с примесью глины или суглинка. Оптимальная фракция щебня составляет 35-40 мм. Гранулированный заполнитель должен содержать смесь самых разнообразных фракций, чтобы обеспечить хорошее связывание всех частиц и камней. Например, наполнитель может содержать 65% щебня фракции 20 мм, и три варианта фракций, отличающихся в 4 и более раз. Минимальная толщина уплотненного слоя гравийного покрытия должна составлять 3 значения фракции щебня. Например, для щебня фракции 40 мм толщина слоя должна быть не менее 12 см. В сухих районах в состав смеси можно вводить глину, которая будет удерживать влагу и помогать сохранять связность дорожного покрытия.

Асфальтовая крошка – зло для дорог!

Использование в качестве покрытия вторичной асфальтовой крошки является грубой ошибкой. Из-за окисленного состояния связующего такой слой будет непрочным, и в нем быстро образуются ямы. Асфальтовую крошку можно применять либо как средство укрепления основания дороги, либо смешивать с 40-70% гравия или вторичной бетонной крошкой для использования в качестве дорожного покрытия.

Некоторые технологии для защиты грунтовых дорог

В местах пересечения дорогой потоков поверхностных или грунтовых вод должны быть проложены трубы или устроен «французский дренаж» из крупного щебня, покрытого щебнем более мелкой фракции, обернутого в геотекстиль. Сверху дренаж должен быть укрыт как минимум 20 см дорожной смеси.

Схема устройства «французского» дренажа и дренажных «матрасов»:

Критерии для возможности использования «французского» дренажа:

  • Области, где установка труб непрактична или затруднительна.
  • Низменные районы вблизи ручьев или болот, где нет условий для оттока влаги по рельефу.
  • Районы, где дорога действует как плотина, отрезая естественный поток подземных вод.
  • Места с высоким уровнем грунтовых вод.

Французский дренаж стабилизирует основание дороги на водонасыщенных грунтах, обеспечивает свободный ток воды в двух направлениях через основание дороги, не требует никакого обслуживания и имеет длительный срок службы, не может быть заблокирован мусором или бобровыми плотинами. Однако этот вид дренажа нельзя использовать в местах с сильным постоянным потоком воды. В этих случаях для пропуска воды через дорогу потребуется укладка трубы.

На болотистых территориях и местах с повышенным уровнем грунтовых вод, либо на участках, заглубленных в рельеф дорог в качестве основания для дороги используется крупный колотый камень, обеспечивающий постоянный дренаж воды.

Для отвода потоков воды с дорог с естественным уклоном, которые способны размыть поверхность дороги, используется поперечный барьер-отсекатель из прочной конвейерной ленты. Устройство представляет собой деревянный брус, обработанный не вымываемым антисептиком, к которому болтами с шайбами прикрепляется конвейерная лента. Затем изделие закапывается поперек дороги, так, чтобы лента торчала из полотна на 10 см. Потоки воды, текущие под уклон будут отводиться такой плотиной в кюветы, сохраняя поверхность от эрозии.

Схема устройства барьера отсекателя для потоков воды:

Вывод:

Дороги, даже проселочные и грунтовые, это сложные инженерно-технические сооружения, к устройству и обслуживанию которых нельзя допускать дураков, дилетантов и профессиональных жуликов – “крепких хозяйственников”. Если вы не хотите ездить по направлениям, ямам и колеям вместо дорог, читайте специальную литературу и нанимайте профессионалов вместо пожирателей бюджетов и целевых взносов. Качество вашей жизни напрямую зависит от качества ваших знаний.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector