Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепления откосов у гофрированных труб

Укрепление русел и откосов насыпей у водопропускных труб

2.9.2 Укрепление русла на входе

Укрепление русла на входе, как правило, выполняется из одинаковых материалов как и на выходе. Размеры этого укрепления назначаются без расчета с учетом накопленного практикой дорожного строительства опыта. Укрепление на входе принимается в виде прямоугольника.

Длина укрепления принимается по таблице 2.9.8.

Отверстие трубы, м

Длина укрепления русла на входе

Ширина укрепления русла на входе принимается по таблице 2.9.9.

Отверстие трубы, м

Ширина укрепления русла на входе

2.9.3 Укрепление откосов насыпей у трубы

Откосы могут укрепляться:

нетканым синтетическим материалом, укладываемым на слой плодородного грунта толщиной 10см и засыпаемого сверху слоем этого грунта толщиной 3см;

сборными плитами ПК50.8.е на цементном растворе h=2см и слое щебня h=10см;

монолитным бетоном В20 толщиной 8см на слое щебня h=10см.

Укрепление откосов насыпей на входе трубы выполняют выше уровня воды перед трубой на 0,25м и выше звена безоголовочной трубы на 0,25м. на выходе укрепление откоса проектируется выше звена трубы на 0,25м.

Высота укрепления откоса (см. рис.2.9.1)на входе и на выходе определяется по формулам (2.5.11).

Длина укрепления откоса to равна:

где m2 – заложение откоса насыпи, в зоне укрепления (m2=1,5).

Ширина низа и верха укрепления откосов принимается равной ширине укрепления русла у подошвы насыпи в соответствии с таблицей 2.9.9 на входе и таблицей 2.9.7 на выходе.

2.10 Составление чертежа водопропускной трубы

Чертеж водопропускной трубы включает:

продольный разрез по оси трубы;

поперечные разрезы тела трубы;

план водопропускной трубы;

детали стыка звеньев между собой, сопряжение откосов и русла;

2.10.1 Продольный разрез трубы

Продольный разрез по оси трубы включает разрезы тела трубы и противофильтрационного экрана. Схема продольного разреза трубы на выходе представлена на рисунке 2.10.1. Детальные продольные разрезы тела трубы представлены на рисунках 2.10.2 и 2.10.3.

Рисунок 2.10.1 Продольный разрез безфундаментной трубы на выходе при заложении откоса насыпи 1:4: 1 – звено трубы; 2 – ПГС, щебень; 3 – портивофильтрационный экран; 4 – наброска камня; 5 – засыпка ПГС; 6 – бетон В25; 7 – щебень; 8 – плиты ПК 100.12.е; 9 – строительный раствор; 10 – щебень

На продольном разрезе указывают ширину дорожного полотна, длину трубы общую и верховой и низовой части, толщину каменной наброски, отметки бровки обочины, верха укрепления лотка трубы на входе, на выходе, по оси дороги. По оси лотка указывают две отметки: первая – отметка после осадки насыпи и вторая (в скобках) с учетом строительного подъема. Кроме того, на продольном разрезе трубы указывают конструкции укрепления русла и откосов.

Рисунок 2.10.2 Фрагмент продольного разреза трубы на монолитном фундаменте с заменой грунта основания: 1 – звено трубы; 2 – монолитный бетон; 3 – щебень (10 см); 4 – замена грунта основания

Рисунок 2.10.3 Фрагмент продольного разреза безфундаментной трубы с заменой грунта основания: 1 – звено трубы; 2 – ПГС (щебень); 3 – замена грунта основания

На продольном разрезе указывают отметки лотка трубы на входе Н1, по оси Но и на выходе Н2, отметки бровки обочины, верха укрепления откоса. Также на продольном разрезе указывают ширину дорожного полотна и толщину наброски камня.

На продольном разрезе показывают конструкцию укрепления русла, откосов насыпи. Обозначение позиций назначается в соответствии со спецификацией (см. §2.10.6)

Типовой проект 501-0-46. Укрепление русел и откосов насыпей у водопропускных труб

ТП 501-0-46 Титульный лист

ТП 501-0-46 Содержание

ТП 501-0-46 Пояснительная записка

ТП 501-0-46 Общая часть

ТП 501-0-46 Детали сопряжения укрепления откосов насыпи с руслом и конструкция блоков

ТП 501-0-46 Круглые трубы

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление у труб отв. 0.75м. Общий вид

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление у труб отв. 0.75м. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление монолитным бетоном. Общий вид

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление монолитным бетоном. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление блоками П-1. Общий вид

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление блоками П-1. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление блоками П-2. Общий вид

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление блоками П-2. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление мощением на цементном растворе. Общий вид

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление мощением на цементном растворе. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление мощением на щебне. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление у туб с нормальным входным звеном. Общий вид

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Укрепление у туб с нормальным входным звеном. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Круглые трубы. Конструкция конца укрепления русла

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление монолитным бетоном. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление монолитным бетоном. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление блоками П-1. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление блоками П-1. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление блоками П-2. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление блоками П-2. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление мощением на цементном растворе. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление мощением на цементном растворе. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Укрепление мощением на щебне. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Конструкция конца укрепления русла типа 1

ТП 501-0-46 Прямоугольные железобетонные трубы. Конструкция конца укрепления русла типа 2 у труб отв. 3.0 и 4.0 м

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление монолитным бетоном. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление монолитным бетоном. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление блоками П-1. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление блоками П-1. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление блоками П-2. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление блоками П-2. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление мощением на цементном растворе. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление мощением на цементном растворе. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление мощением на щебне. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление у входного оголовка труб с нормальным входным звеном. Общий вид

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Укрепление Укрепление у входного оголовка труб с нормальным входным звеном. Объемы основных работ

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Конструкция конца укрепления русла типа 1

ТП 501-0-46 Прямоугольные бетонные трубы. Конструкция конца укрепления русла типа 2 у труб отв. 3.0…6.0 м

ТП 501-0-46 Примеры укреплений

ТП 501-0-46 Пример укрепления монолитным бетоном у круглой трубы отв. 1.5 м под автомобильную дорогу

ТП 501-0-46 Пример укрепления блоками П-1 у прямоугольной железобетонной трубы отв. 1.5 м под железную дорогу

ТП 501-0-46 Пример укрепления блоками П-2 у прямоугольной железобетонной трубы отв. 1.5 м под железную дорогу

Читайте так же:
Планировка откосов насыпи расценка

ТП 501-0-46 Пример укрепления типа 2 у прямоугольной бетонной трубы отв. 3.0х2.0 м под железную дорогу

ТП 501-0-46 Пример укрепления каменной наброской у прямоугольной железобетонной трубы отв. 1.5 м под железную дорогу

2.9 Проектирование укрепления русла и откосов у водопропускных труб

2.9.1 Определение размеров укрепление русла на выходе

Укрепление русла на выходе заканчивается предохранительным откосом 3 (рис.2.9.1).

Рисунок 2.8.1 Схема укрепления русла и откосов: 1 – звено трубы; 2 – противофильтрационный экран; 3 – предохранительный откос; 4 – наброска камня

Для уменьшения длины укрепления русла принято, что в паводок скорость движения воды после конца укрепления больше неразмывающей для грунта. Поэтому после конца укрепления образуется воронка размыва, выполняющая роль водобойного колодца как гасителя энергии водного потока.

Предохранительный откос предназначен для предотвращения развития размыва по направлению к трубе.

Ширина укрепления у предохранительного откоса N, ширина предохранительного откоса Вп, глубина предохранительного откоса Т и каменной наброски Тк обосновываются расчетом.

Ширина укрепления у предохранительного откоса:

где Враст – ширина растекания потока.

Ширина растекания потока определяется по формуле:

где d – отверстие одноочковой трубы;

L – длина укрепления от конца оголовка (табл.2.9.3);

bп – ширина потока на выходе (табл.2.9.2);

Дэ – эквивалентный диаметр, равный для круглых труб ;

no – количество очков труб (по заданию);

n – показатель степени, определяемый по формуле:

Трубы водопропускные для автомобильных дорог — устройство

Водопропускные трубы используют в дорожном строительстве. С помощью таких труб обустраивают тоннели, пронизывающие дорожную насыпь. Причем, в некоторых случаях, размеры тоннелей на базе водопропускных труб имеют вполне приличные габариты, достаточные и для монтажа дренажной системы, и для обустройства подземного перехода.

Проще говоря, с помощью подобных труб строится своеобразная альтернатива моста. И в данной статье мы изучим изделия, составляющие основу такого необычного сооружения – водопропускные каркасы и трубы. Кроме того, мы познакомимся с методами монтажа подобных конструкций.

Целесообразность использования водопропускных труб

Водопропускные трубопроводы обеспечивают дренаж дорожной насыпи. Причем строительство водопропускных труб, чаще всего, оправдано необходимостью отвода ручья или русла небольшой реки. Кроме того, пропускную трубу можно использовать для отвода потока дождевой или талой воды.

Разумеется, водоотвод можно заменить полноценным мостом, однако при низкой высоте дорожного полотна это решение является единственно возможным.

Кроме того, устройство водопропускных труб в дорожном полотне гарантирует улучшение качества дороги за счет следующих преимуществ:

  • Сохранения прочности дорожного полотна. Использование трубы обеспечивает сохранность целостности насыпи, которую, в ином случае, пришлось бы разделять мостом. В итоге, усиливается прочность основы дороги.
  • Снижения стоимости строительства дороги. Альтернатива пропускной трубы – железобетонные водопропускные и автодорожные мосты стоят намного дороже. А за счет сэкономленных средств мы можем усилить качество дорожного полотна.
  • Возможности обустройства водопропускного канала и после завершения строительства насыпи. В случае с мостом такая возможность либо отсутствует, либо обойдется слишком дорого. Здесь водоотвод выступает в роли спасителя нерадивых проектировщиков, не сумевших просчитать направление движения сточных вод.
  • Высокой скорости процесса монтажа водопропускного канала. По сравнению с мостом этот способ водоотвода обустраивается с просто невиданной скоростью.

Словом, в определенных условиях, использование трубчатых водоотводов сулит только выгоду. К тому же, при высоте насыпи над верхней точкой трубы водовода в два и более метра строители дороги могут сэкономить на дополнительном укреплении стенок.

Впрочем, конкретный перечень выгод от факта использования пропускного водовода зависит от разновидностей труб, из которых собирался данный канал. Поэтому нам стоит присмотреться к сортаменту подобной продукции.

Водопропускная труба: разновидности и характеристики

Современные производители наладили выпуск обширного ассортимента труб для водопропускных тоннелей. Причем основу классификации такого ассортимента составляет принцип деления изделий по типу используемого конструкционного материала.

Железобетонные водопропускные трубы

Бетон и железобетон являются самым дешевым материалом для обустройства водоводов. Бетонные трубы отличаются высокой прочностью и хорошей герметичностью. Вдобавок, они поставляются к месту строительства в виде стандартных изделий. Железобетонные трубы крепче и долговечнее бетонного варианта.

У таких изделий есть очень важное преимущество – строительство водопропускных труб из железобетона можно развернуть прямо на месте укладки дорожного полотна. Ну, а прочие варианты доставляются к месту монтажа только из магазина или склада.

Самостоятельное строительство предполагает заливку бетона в армированную опалубку. Но эта операция увеличит время строительства. Поэтому бетонные и железобетонные трубы заезжают на площадку в виде готовых изделий.

Минимальный внутренний диаметр таких труб равен 0,5 метра, а максимальный – 4 метра . Такие трубы выдерживают сейсмическую нагрузку до 9 балов и позволяют обустраивать тоннели в дорогах, рассчитанных на колею шириной более 1,5 метров. Трубы выпускаются в виде звеньев длиной от 1 до 4 метров. Сортамент таких труб определен в ГОСТ 24547-81.

Пластиковые трубы водопропускного типа

В наши дни пластиковые трубы водопропускные в полотне дороги встречаются достаточно часто, поскольку современная промышленность все же сумела наладить выпуск труб, способных сопротивляться высокой внешней нагрузке.

Например, канализационные трубы 16 класса жесткости могут использоваться не только в качестве элемента безнапорного трубопровода, но и в роли водопропускного канала для небольшой насыпи.

Однако при монтаже пластикового водовода для усиления полотна над таким каналом необходимо смонтировать бетонную арку, используя внешнюю сторону трубы, как опалубку. Кроме того, частичную разгрузку пластиковой трубы можно реализовать с помощью габионов – металлических коробов, заполненных крупными валунами.

Пластиковые водопропускные трубы

В итоге, слоеная конструкция с прочной внешней частью и стойкой сердцевиной прослужит не один десяток лет. К тому же, пластичный водовод из полимерных труб переносит подвижки грунта намного лучше излишне жесткой конструкции из бетона.

Металлические трубы для пропуска воды

Прочностной расчет водопропускных труб из металла показывает, что этот вариант является просто идеальным решением проблемы обустройства подобных тоннелей. Ведь металл удерживает внешнюю нагрузку лучше бетона и пластика. Однако высокая восприимчивость к коррозии сводит на нет все преимущества таких водоводов.

Обычные металлические трубы следует использовать лишь в качестве временной меры. Они годятся для разового прокола дорожного полотна для осушения прилегающей территории. Такой прокол применяют, когда невозможны эксплуатация и ремонт водопропускных труб основного водовода, вследствие их разрушения или засорения. Ведь такой «прокол» дает возможность сбросить уровень воды и приступить к починке или расчистке основного водовода.

Кроме того, металлическую трубу можно использовать не только в виде водовода, но и в качестве кожуха, защищающего внутренний трубопровод. Наилучшим вариантом такой временной трубы для пропускного водовода будет обсадное изделие, используемое для армирования стенок буровых скважин.

Постоянные водопропускные сооружения монтируют на основе сборных металлических гофрированных конструкций (СМГК). И с точки зрения классического определения такое изделие трубой не является. Ведь сборные конструкции водопропускных труб собираются из гофрированных листов прямо на месте обустройства водовода.

Причем нестандартная схема обустройства тоннеля из СМГК наделяет водопропускные каналы целым рядом преимуществ, недоступных для конструкций, созданных из труб. Ведь водоводы из СМГК имеют сколь угодно сложную форму, служат более 50-60 лет (подтверждено практикой!), обходятся на 25-30 процентов дешевле бетонных аналогов и гарантируют высокую сейсмоустойчивость всей конструкции.

Читайте так же:
Гэсн планировка откосов экскаватором

Ну а теперь, когда этап знакомства с основой пропускных водоводов закончен, мы можем перейти к изучению способов строительства подобных систем

Трубы водопропускные для автомобильных дорог: особенности монтажа

Технология монтажа пропускных водоводов предполагает разделение процесса на следующие этапы:

  • Рытье котлована
  • Укладку фундамента
  • Монтаж трубы
  • Обустройство насыпи.

И далее мы рассмотрим во всех подробностях каждый пункт из этого списка, описывая типовые операции, необходимые для реализации указанных процедур.

Рытье котлована под пропускной водовод

Котлованы для водопропускных труб обустраивают согласно конструкции будущего фундамента водовода. Ведь размеры котлована определяются размерами основания водовода. Не меньшее влияние на процесс обустройства оказывает еще и тип почвы в месте строительства котлована. Ведь грунт должен удерживать довольно массивную конструкцию. К тому же, от типа грунта зависит и процесс обустройства откосов котлована.

Сам процесс рытья котлована выполняется по классической схеме: снятие плодородного слоя, разработка первой ступени, выемка грунта на уровне второй ступени и так далее. Общая глубина котлована в почву должна быть ниже уровня промерзания грунта. Иначе водовод пострадает от деформации пучения грунта.

Отвод влаги из котлована осуществляется по особым дренажным траншеям или с помощью водяного насоса. Причем процесс отвода жидкости нужно продумать заранее, ведь пропускные водоводы строятся на очень влажных участках.

Для укрепления стенок котлована и близлежащей насыпи используют особые модули – габионы, которые состоят из металлической сетки (короба или матраса), заполняемой камнями. Подобные габионные конструкции водопропускных труб гарантируют не только устойчивость фундамента, но и сохранность насыпи дорожного полотна. Причем в целях упрочнения конструкции под габионами монтируют еще и слой гидроизоляции.

Укладка фундамента под водовод

Любые трубы водопропускные – железобетонные, металлические или пластиковые – монтируют не на «голую» землю, а на особый фундамент. Сам фундамент, в свою очередь, опирается на основу – песчано-гравиевую подсыпку. Зачем такие сложности? Да затем, что без такой подсыпки фундамент просто лопнет под воздействием деформации пучения грунта.

Поэтому на первом этапе строительства фундамента, на дне котлована обустраивается особая подсыпка – основа.

Фундаменты для водопропускных труб могут быть

  • блочными
  • монолитными.

Укладку блочного фундамента выполняют поверх песчано-гравиевой подсыпки, начиная с блока под оголовок трубы. Причем такой блок должен заглубляться в почву на 25-30 сантиметров ниже уровня промерзания грунта. После чего монтируют остальные блоки, заполняя перепады высоты между платформами песчано-гравиевой подсыпкой.

Монтаж элементов конструкции блочного фундамента начинают с укладки выходного оголовка, постепенно продвигаясь до входного участка.

При больших перепадах высот между элементами конструкции фундамента для поддержки последних используют сваи.

Главным достоинством блочного фундамента является скорость процесса монтажа подобной основы.

Монолитный фундамент льют в классическую опалубку, поверх гидроизолирующего слоя. Заливку такого фундамента следует организовать в один проход. Поэтому очень важно рассчитать объем основы. Причем в процессе заливки нужно использовать только съемную опалубку, которую удаляют после схватывания цемента.

К достоинствам монолитных фундаментов можно отнести высокую прочность подобных конструкций. При надежном армировании такому фундаменту не страшны ни сейсмические колебания, ни нагрузки пучения грунта.

Монтаж или строительство водопропускных труб

Монтаж труб начинается с установки бровки земляного полотна. Далее монтируют выходные оголовки водопропускных труб. После чего, поверх фундамента, укладывают арочные элементы железобетонной трубы или узлы СМГК. Последним элементом такого трубопровода является входной оголовок. Пустота между стенкой трубы и фундаментом заполняется смесью гравия и песка с некоторой частью портландцемента.

Арочные конструкции можно монтировать прямо на плиты фундамента даже без подсыпки. Стыковку элементов железобетонного туннеля выполняют с помощью цементных стяжек. Металлические конструкции из гофрированных листов крепят друг к другу заклепками или защелками. Верхнюю часть СМГК можно усилить особой цементной стяжкой.

Монтаж цельнометаллических труб для аварийного дренажа дорожного полотна выполняется методом прокола насыпи с помощью горизонтальной бурильной установки.

Обустройство насыпи

По завершению монтажа трубы и после обустройства армирующей стяжки, поверх конструкции пропускного водовода насыпается дорожное полотно. В зависимости от прочности трубы, насыпь бывает двух, четырех или шестиметровой глубины.

В качестве подсыпки в месте монтажа водовода используют обычный грунт, а ближе к дорожному полотну применяются совсем другие материалы, выбор которых зависит от технологии строительства дороги.

Кроме того, перед подсыпкой грунта, склоны насыпи у входного и выходного оголовка следует укрепить либо бетонными бровками, либо габионами. Причем укрепленная габионами водопропускная труба прослужит дольше с помощью монолитной бровки. Ведь габион пропускает воду и, со временем, армируется корнями растений, проросших сквозь металлическую сетку и каменную засыпку.

Страница 2: ВСН 176-78. . Инструкция по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб (41732)

2.10. Наполненные битумно-резиновые мастики заводского изготовления марок МБР-65 и МБР-90 должны отвечать требованиям ГОСТ 15836-70. Состав и свойства этих мастик приведены в п. 1 приложения 9.

Допускается приготовление битумно-резиновых мастик марок МБР-65 и МБР-90 в условиях притрассовых строительных предприятий (полигонов) при соблюдении состава и обеспечении свойств, приведенных в пп. 1 и 2 приложения 9.

2.11. Наполненные битумно-минеральные мастики (битуминоли) марок Н-1 и Н-2, применяемые для дополнительной антикоррозионной защиты труб, по составу и физико-механическим свойствам должны отвечать требованиям, приведенным в п. 3 приложения 9.

2.12. Ненаполненные битумные мастики (пластбитулен, битудиен и пластбитудиен), предназначенные для дополнительной антикоррозионной защиты элементов гофрированных труб, по составу и физико-механическим свойствам должны отвечать требованиям, приведенным в п. 5 приложения 9.

2.13. В качестве материала для дополнительного защитного покрытия элементов труб, эксплуатируемых при наличии блуждающих токов, а также труб, предназначенных для районов с расчетной минимальной температурой воздуха ниже минус 40°С, следует применять: эпоксидно-каучуковую краску ЭКК-100 в сочетании с эпоксидно-каучуковым грунтом ЭКГ (номера ГОСТов и ТУ на составляющие приведены в приложении 10), эпоксидно-полиамидную эмаль ЭП-1155 (ТУ 6-10-1504-75 Минхимпрома СССР) или эпоксидно-каменноугольную эмаль ЭП-5116 (ТУ 6-10-1369-73 Минхимпрома СССР).

Допускается по согласованию с Минтрансстроем и МПС применение других лакокрасочных материалов, по своим свойствам отвечающих требованиям, предъявляемым к покрытиям для металлических гофрированных труб.

2.14. Для бетонных и железобетонных оголовков труб следует применять бетон и арматуру, соответствующие требованиям главы «Мосты и трубы» II части СНиП и «Указаний по проектированию железобетонных и бетонных конструкций железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб» (ВСН 365-67).

2.15. Марка бетона лотка (на сжатие) должна быть не ниже 400. Марка бетона лотка по морозостойкости должна быть не ниже Мрз 200 для труб, расположенных в районах со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца выше минус 15°С, и не ниже Мрз 300 в остальных районах.

В состав бетона лотка должны входить заполнители крупностью не более 10 мм, а также комплексные добавки для повышения морозостойкости.

2.16. Бетон лотка в трубах, пропускающих агрессивные воды, должен соответствовать требованиям главы «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии» (пп. 3.3-3.11, кроме п. 3.5) II части СНиП.

Читайте так же:
Что такое термо откосы

2.17. Для устройства асфальтобетонного лотка в трубах следует применять литую песчаную асфальтобетонную смесь (состав и свойства смеси указаны в пп. 4.50-4.52 настоящей Инструкции).

Для приготовления асфальтобетонных смесей следует применять битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130 или БН 60/90 и БН 90/130 по ГОСТ 22245-76, а также строительные битумы марок IV и V по ГОСТ 6617-76 (только для блоков), пески природные нефракционированные и фракционированные, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-67 (крупные, средние или мелкие), минеральные порошки активированные или неактивированные из карбонатных горных пород, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 16557-71.

3.1. Прочность и устойчивость стальных гофрированных труб должны быть обеспечены как в процессе эксплуатации сооружения, так и в период строительства.

3.2. При проектировании конструкций гофрированных труб необходимо:

производить расчет конструкции по предельному статическому равновесию с учетом неодинаковых вертикального и бокового давления грунта при возведении насыпи и степени уплотнения грунта по контуру трубы;

проверять общую устойчивость формы поперечного сечения трубы;

производить расчет стыковых соединений;

предусматривать ограничение гибкости трубы с учетом требований транспортирования и монтажа конструкции;

осуществлять гидравлические расчеты.

Расчет труб на прочность и устойчивость следует осуществлять согласно требованиям пп. 1-5 приложения 11.

Предельные деформации поперечного сечения трубы (предельные относительные изменения горизонтального или вертикального диаметров), рассчитываемые по формулам п. 3 приложения 11, не должны превышать 5%.

Основные принципы гидравлических расчетов гофрированных труб изложены в приложении 12.

3.3. При разработке проекта привязки металлических гофрированных труб к конкретным условиям строительства производят:

расчет осадок и строительного подъема лотка трубы;

конструирование и расчет приспособлений, обеспечивающих ограничение поперечных деформаций трубы на стадии засыпки и уплотнения боковых призм грунта.

3.4. Расчет осадок труб для точек под осью насыпи при отсутствии вечномерзлых грунтов в основании следует производить согласно п. 6 приложения 11 с использованием исходных параметров — модуля деформации и объемной массы грунта, мощности геологических слоев в основании, а также высоты насыпи. Расчет осадок на оттаивающих вечномерзлых грунтах производится согласно настоящей Инструкции.

При проектировании труб должны учитываться результаты проверки обеспечения стабильности насыпи, выполняемой при проектировании земляного полотна.

3.5. Расчет осадок труб, в основании которых сжимаемые грунты подстилаются несжимаемыми (например, скальными), следует производить согласно п. 6 приложения 11 в зависимости от высоты насыпи и глубины залегания несжимаемых грунтов.

3.6. Строительный подъем назначают исходя из расчетной осадки под осью насыпи (см. п. 6 приложения 11) с учетом уклона и длины трубы. Наименьшее значение строительного подъема должно быть не менее 1/80Н при песчаных, галечниковых и гравелистых грунтах основания, 1/50H при глинистых, суглинистых и супесчаных грунтах основания и 1/40H при грунтовых подушках из песчано-гравелистой или песчано-щебенистой смесей (Н — высота насыпи). Строительный подъем не устраивают для труб, сооружаемых на скальных и других несжимаемых грунтах.

3.7. Во избежание застоя воды отметка лотка входного оголовка в начальный период эксплуатации и после стабилизации осадок основания должна быть выше отметки лотка среднего звена трубы.

3.8. При укладке труб на промороженное основание отметки лотка должны быть увеличены с учетом дополнительной осадки, вызываемой оттаиванием мерзлого грунта (см. п. 4.21).

3.9. В процессе отсыпки и уплотнения грунтовых призм по бокам конструкции относительное уменьшение горизонтального диаметра не должно превышать 3% его номинального размера.

3.10. Проверку необходимости устройства временных креплений на стадии отсыпки и уплотнения боковых призм грунта следует выполнять по методике, приведенной в п. 8 приложения 11.

Проектировать крепление следует так, чтобы оно включалось в работу только после трехпроцентного уменьшения горизонтального диаметра трубы.

4.1. Металлическая гофрированная труба должна быть запроектирована таким образом, чтобы была обеспечена совместная ее работа с окружающим грунтом насыпи.

4.2. Конструкция водопропускной трубы из гофрированной стали должна обеспечивать:

эксплуатационную надежность сооружения при наименьших затратах на его содержание в течение всего срока службы;

возможность изготовления элементов с максимальной заводской готовностью;

сборку трубы на строительной площадке при наименьших затратах труда;

удобство перевозки элементов труб различными видами транспорта, в том числе воздушным.

4.3. В качестве основного типа следует применять трубы с вертикальным или скошенным параллельно откосу насыпи торцом концевого звена (рис.1, а, б).

4.4. В отдельных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается (кроме районов с наличием вечномерзлых грунтов) применение оголовков (см. рис. 1, в, г) для увеличения водопропускной способности трубы (вместо сооружения трубы с большим отверстием). Конструкция оголовков должна обеспечивать надежное сопряжение их с металлической трубой при минимальном зазоре между трубой и оголовком, исключающем возможность неравномерных осадок.

Для труб, строящихся на скальных, крупнообломочных и других непучинистых грунтах, следует применять оголовки во всех строительно-климатических зонах.

4.5. Глубина заложения фундаментов оголовков труб на скальных грунтах, на гальке и гравии, щебенистых, гравелистых песках и песках средней крупности не нормируется. Глубина заложения при всех прочих грунтах должна быть не менее чем на 0,25 м ниже расчетной глубины сезонного промерзания с учетом местных условий.

4.6. Фундаменты оголовков на пучинистых грунтах следует рассчитывать с учетом воздействия касательных сил морозного пучения грунта в соответствии с нормами главы «Основания зданий и сооружений» (см. приложение 6) II части СНиП.

4.7. При решении вопроса о расположении труб следует предусматривать укладку их на прочные и устойчивые основания.

Вынос труб на склон лога на железных дорогах допускается только при специальном обосновании.

Рис. 1. Схемы конструкций труб с верховой стороны насыпи:

1 — подушка основания; 2 — укрепление откоса; 3 — противофильтрационный экран; 4 — портальная стенка; 5 — откосные крылья

Рис. 2. Схемы размещения труб на косогорах:

1 — труба; 2 — укрепление русла камнем, плитами или бетоном; 3 — цементно-грунтовая смесь; 4 — подушка; 5 — рисберма; 6 — отсыпка из камня размером 30-60 см в объеме 30% с заполнением пустот мелким камнем; 7 — быстроток (каменный, бетонный, железобетонный); iл — уклон лога; iт — уклон трубы

4.8. Металлические гофрированные трубы на косогорах надлежит укладывать по одной из следующих схем (рис. 2):

1) на естественное основание с уклоном, близким уклону лога (см. рис. 2, а);

2) со срезкой грунта и уположением основания под трубу (см. рис. 2, б);

3) в теле насыпи с расположением выхода из трубы выше дна лога (см. рис 2, в).

На железных дорогах 2-ю и 3-ю схемы допускается применять в отдельных случаях только по согласованию с МПС

Во всех трех схемах уклон трубы не должен превышать 0,03. При сооружении труб по 1-й и 2-й схемам на автомобильных дорогах допускается уклон трубы увеличивать до 0,05. Минимальный уклон трубы определяется на основании технико-экономических расчетов.

1-я схема рекомендуется при уклонах лога менее 0,03, 2-я-при уклонах от 0,03 до 1/3, для 3-й схемы уклон не ограничивается.

При сооружении труб по 3-й схеме насыпи под ними следует отсыпать из скальных пород (размер комьев не более 60 см) устойчивых против выветривания. Под выходной частью трубы следует устраивать дренирующую отсыпку (обратный фильтр), препятствующую вымыванию (выносу) частиц грунта по подошве насыпи.

Читайте так же:
Как сделать откосы двери влагостойкие

На выходе из труб, укладываемых по 3-й схеме, следует устраивать берму. Тип и размеры укреплений откосов насыпи определяются в соответствии с гидравлическими расчетами, приведенными в приложении 12.

Трубы по 2-й схеме целесообразно применять при малых высотах насыпи.

Выбор схемы укладки труб на косогорах следует производить на основе технико-экономических расчетов.

4.9. Конструкция основания металлических гофрированных труб должна отвечать принципиальным схемам, приведенным на рис. 3.

Подушку под трубу необходимо устраивать в тех случаях, когда основание сложено глинистыми, скальными и песчаными пылеватыми грунтами.

Материал подушки должен отвечать требованиям п. 2.5 настоящей Инструкции. Толщина подушки должна быть равна 0,2D, но не менее 0,4 м; ширина — Dп+l(n-1)+1 м (п — число очков; D — диаметр трубы, м; l — расстояние в свету между трубами, м).

4.10. При необходимости замены слабого грунта в основании глубину заменяемого грунта hз следует определять расчетом исходя из условия обеспечения несущей способности нижележащего грунта (по СН 200-62) или по расчету осадок (см. гл. 3 настоящей Инструкции). Ширину полосы заменяемого грунта в этом случае надо принимать равной: для одноочковых труб D+2hз, но не менее 4 м, а для многоочковых — Dn+l(n- l)+2hз (см. рис. 3, г).

Применение трубы с заменой грунта на глубину более 2 м должно обосновываться технико-экономическими расчетами.

4.11. Гофрированные трубы следует укладывать в ложе цилиндрического очертания, вырезанное в слое грунта (нулевом слое) толщиной, обеспечивающей центральный угол опирания конструкции не менее 90°. Нулевой слой грунта должен быть отсыпан из материала, которым засыпается труба (см. п. 2.6 настоящей Инструкции), и уплотнен до 0,95 максимальной стандартной плотности.

Рис. 3. Конструкция основания:

а — с устройством верхней части подушки после укладки трубы; б — с предварительным устройством ложа, в — с отсыпкой нулевого слоя и устройством ложа; г — с заменой грунта; 1 — часть подушки, отсыпанная до укладки трубы; 2 — то же после укладки тpубы; 3 — нулевой слой; 4 — крупнообломочный грунт; β — угол опирания трубы при установке ее на плоское основание, принимаемый 120°; β1 — угол опирания трубы на грунтовое ложе, принимаемый равным 90°

Допускается (при уплотнении трамбующими машинами) трубы диаметром 1,5 м и менее устанавливать непосредственно на поверхность подушки и затем подбивать грунт в нижние пазухи трубы ручными электротрамбовками с подштыковкой, обеспечивая центральный угол опирания конструкции не менее 120°. Грунт подушки должен быть уплотнен до 0,95 максимальной стандартной плотности. Подбивку следует осуществлять грунтом, используемым для засыпки труб.

4.12. Нулевой слой грунта, в котором устраивается ложе, можно отсыпать непосредственно на естественное основание (удаляя только растительный покров), если оно сложено песчаными (кроме пылеватых) или крупнообломочными грунтами. В этом случае естественное основание под трубой должно быть уплотнено по всей длине конструкции и на ширине не менее 4 м.

4.13. Для предотвращения подмыва основания трубы (при наличии подушки и без нее) следует предусматривать по концам конструкции противофильтрационные экраны из железобетона, бетона, цементно-грунтовой или глинощебеночной смесей. При этом должна быть предотвращена возможность скопления воды в подушке.

Труба дренажная под дорогу: виды, особенности применения, параметры выбора

Если выпадение осадков приводит к образованию луж на дорогах, происходит проседание дорожного покрытия. В такой ситуации необходим отвод поверхностных и грунтовых вод. Чтобы организовать дренажную систему для таких случаев, используются трубы дренажные под дорогу.

Тип дренажной системы

В первую очередь стоит определиться с типом дренажной системы:

  • Открытая – представляет собой канаву, которая идет под уклоном, по которой и стекают грунтовые и поверхностные воды к водосборникам или дренажным колодцам.
  • Закрытая – канава, в которой располагаются перфорированные трубы для дренажа.

Для прокладки под дорогой, естественно, подходит только второй вариант, так как он обеспечит качественный дренаж. При правильном монтаже закрытая дренажная система не позволит дорожному покрытию просесть.

Угол наклона

Перед установкой труб обязательно прорабатывается проект дренажной системы. В этом деле главную роль играют два фактора – корректный расчет с устройством уклонов, а также подбор материалов труб. Главным признаком правильно устроенной системы дренажа считается способность воды бежать по трубам без использования насоса, то есть самотеком. Чтобы было именно так, нужно точно вымерять угол наклона труб к месту водосброса.

1° наклона означает, что через 100 м труба будет погружена в грунт на 1 м, если участок ровный. Создавать быстрое течение с помощью увеличения наклона нет необходимости, а потому 2° вполне достаточно для создания эффективного дренажа. На практике же ровную канаву с нужным уклоном выкопать никому не удается, поэтому на ее дне создают подушку из подсыпки песка со щебнем.

Дренажные трубы для прокладки под дорогой

При выборе труб для дренажной системы и прокладки их под дорогой важны три фактора:

  • Надежность и механическаяпрочность. Этот фактор играет большую роль, если по дороге предполагается движение тяжелой техники с весом в несколько десятков тонн. То есть конструкция должна выдерживать сильные нагрузки и не ломаться.
  • Габариты канавы. Размер канавы влияет на количество грунтовых вод, которые могут через нее пройти. Поэтому тщательно подбирается диаметр трубы с учетом количества предполагаемого объема протекания.
  • Бюджет. Материалов на рынке очень много, но наиболее оптимальным вариантом в контексте цены и качества считаются дренажные трубы из пластика.

Но важно правильно подобрать материал пластиковых труб, диаметр и тип. Для этого нужно учитывать конкретные свойства каждого вида материала.

По виду материала

Если рассматривать исходный материал, из которого делают дренажные трубы, то это в основном:

  • Полиэтилен. Самый распространенный тип трубы дренажной под дорогу. Продается обычно в гофрированной форме с длиной 50 м. Ее термостойкость не так высока, как у аналогов, но этот параметр для дренажной системы вторичен.
  • Полипропилен. Прочен и термостоек, но в дренаже он используется редко, да и цена на такие изделия выше, чем у аналогов.
  • ПВХ. Обладает высокой сопротивляемостью к агрессивным химикатам, прочностью, термостойкостью. Комплектоваться они должны фитингами из этого же материала. Самый востребованный диаметр дренажных труб из этого материала – 110–200 мм. Длина может составлять 6–12 м. Обрезается легко до нужной длины с помощью ножовки по металлу.

Естественно, что полиэтилен и ПВХ пользуются наибольшей популярностью при обустройстве трубного дренажа.

Перфорация

Ранее говорилось, что при обустройстве дренажа используются перфорированные трубы. Но это зависит от того, для чего вообще обустраивают систему. Поэтому трубы могут быть:

  • С полной перфорацией. Отверстия или прорези на всей поверхности трубы, которые позволяют грунтовым и поверхностным водам проникать внутрь и выводиться в место водоотведения. Отверстия могут иметь ширину 1,5–5 мм, а вот длина, количество отверстий, их расположение не регламентируются. Прорези располагаются на нижней волне.
  • С частичной перфорацией. Используется только для сбора жидкости при выпадении осадков. То есть круг использования явно сужается. Если грунтовые воды не находятся близко к поверхности дорожного полотна, то такой вариант вполне себе хорош. Когда отверстия сделаны только на одной стороне трубы, то перфорированная часть должна при укладке располагаться сверху.
Читайте так же:
Метод круглоцилиндрических поверхностей при расчете устойчивости откосов

Выбирать нужно с учетом количества выпадающих за год осадков и глубины залегания, толщины пласта грунтовых вод.

Диаметр

Если брать среднестатистические нормы, то:

  • Диаметр основного водоотвода с использованием в частном порядке колеблется в пределах 160–300 мм;
  • На второстепенные ветви диаметр берется не менее 110 мм;
  • Диаметр от 400 мм уже применяется для прокладки автомагистралей, в промышленных целях, а также если у дорожного участка протекает по канаве ручей или он расположен в самом конце системы канав.

Поэтому стоит взвесить при выборе не только количество осадков во время паводков и схода снега, но также месторасположение дренажа, его длину. Все эти параметры должны соответствовать нормам ГОСТа..

Многослойность и кольцевая жесткость

Крайне важный параметр, который обеспечивает лучшую прочность труб обычно представлено гофрированной внешней частью и абсолютно гладкой внутренней. Их плотность позволяет проводить дренаж даже под автотрассами.

По европейским нормам кольцевая жесткость труб (SN) должна составлять при прокладке под дорогой не менее 4 кН/кв.м. Но в таком случае обеспечивается усиленная защита сверху с помощью железобетонной плиты с прокладкой из сминаемого материала (например, пенопласт или полистирол толщиной от 7,5 см). Второй вариант – выбрать кольцевую жесткость SN8 (8 кН/кв.м). Тогда, если не будет постоянного движения тяжелой техники по дороге, делается обратная обсыпка. Обычно для этого используется щебень фракции 20-40 и толщиной 30-50 см. SN – это показатель того, какие нагрузки может выдержать труба. именно от него и зависит область применения трубы и условия ее монтажа

Главной задачей обсыпки является создание плотного слоя с минимальными воздушными прослойками. Используется гранитный или гравийный щебень.

Несколько слоев трубы способны придать конструкции необходимый показатель прочности, долговечности. При использовании гофрированных труб для дренажа удается решить ряд вопросов:

  • Уменьшение количества стыковочных соединений, что уменьшает риск протечек.
  • Во время подготовки траншеи упрощается требование к ее геометрии, что поможет удешевить процесс монтажа.

Поэтому для большинства устроителей дренажной системы выбор очевиден – это будут именно гофрированные варианты с частичным или полным дренажом.

Процесс укладки труб в канаву под дорогой

Весь процесс состоит из следующих этапов:

  1. Чистка канавы с последующим созданием откосов, ее расширением. Ширина по низу должна быть равна диаметру трубы +40 см.
  2. На дно канавы укладывается геополотно. Это не позволит песку сверху не уходить в нижний грунт.
  3. Подготовка подушки из песка и щебня фракции 20-40. В утрамбованном виде слой должен составлять 10-15 см. плотность подушки должна быть около 95% по Проктору. Это значит, что если вы встанете на этот слой, он не должен проминаться под ногами.
  4. Укладка трубы.
  5. Обратная прослойка из песка или мягкого грунта. Утрамбовка 95% по Проктору. Верхний слой над трубой должен составить не менее 30 см.
  6. Укладка геополотна на подушку.
  7. Засыпка щебня и его утрамбовка.
  8. Изготовление верхней части заезда.
  9. Укрепление откосов георешеткой или бетонированием.

Если труба дренажная под дорогу кладется во время строительных работ и предвидится движение тяжелой техники, то как вариант можно использовать временную укладку дорожных плит сверху.

В заключении

Выбирая дренажные трубы под дорогу, важно учесть следующие факторы:

  • Количество осадков в период их максимального образования, будь то паводки, схождение снега и т.д.
  • Глубина залегания и толщина пласта грунтовых вод.
  • Какой транспорт будет проезжать по дорожному полотну в месте пролегания дренажа.

Если вы сами не можете осуществить корректный подбор всех элементов для дренажной системы, то специалисты из Европласт готовы вам помочь определиться и найти только нужные вам варианты.

Укрепление склонов. Укрепление откосов

В статье мы расскажем об ✔ Укреплении откосов ✔ Укреплении склонов ✔ Укреплении берегов пруда георешеткой.

Надежное укрепление откосов транспортных магистралей и зеленых склонов достигается с применением георешеток или геокаркасов. Их правильная укладка гарантирует длительный срок эксплуатации грунтовых и гидротехнических сооружений.

Укрепление откосов

Укрепление откосов при условии правильной укладки и фиксации георешетки обеспечивает монолитность поверхностного слоя. Для фиксации может применяться набор анкеров или более простых креплений георешетки, представляющих собой фрагмент арматуры с одним загнутым в виде крюка концом.

Порядок укрепления откосов:
  • укладка геокаркаса на размеченный участок склона;
  • фиксация верхней кромки ячеистой структуры анкерами. Расстояние между последними должно равняться размеру ячейки, чтобы получить на выходе равномерно растянутую по двум осям сетку;

Совет: верхние анкеры не рекомендуется сразу забивать на полную длину, поскольку при работе с полотном их оптимальное местоположение может измениться.

  • растягивание и крепление ячеек анкерами в нижней части склона;
  • вбивание промежуточных креплений по поверхности геокаркаса (3-4 соединения на 1 м2). Одновременно на всю длину забиваются анкеры в верхней кромке;
  • засыпка наполнителя, которое производится погрузчиком, краном, экскаватором или вручную. Высота падения щебня не должна превышать 60 см для георешетки с ячейкой 400 × 400 мм и 1 м для ячеек меньшего размера;

    Совет: кусковой наполнитель должен засыпаться в георешетку с избытком и выступать над ее поверхностью на 25 мм. После заполнения его утрамбовывают, а излишки убирают, чтобы щебень находился вровень с верхней кромкой геокаркаса.

    Укрепление склонов

    Укрепление склонов, включающее подготовку грунта и укладку георешетки, производится аналогично укреплению крутых откосов. Различия появляются на стадии заполнения ячеек и состоят в использовании менее крупного заполнителя (преимущественно растительного грунта). Меньший угол наклона природных поверхностей позволяет уделить большее внимание чистовой обработке.

    К особенностям укрепления склонов относится значительный избыток наполнителя, который должен выступать над поверхностью георешетки на 25-40 мм. Полученный слой следует тщательно утрамбовать, приступая к посадке газона или небольших декоративных растений после завершения других строительных работ.

    Укрепление берегов пруда георешеткой

    Укрепление берегов пруда георешеткой предотвращает вымывание берега и снижение его технологических и эстетических качеств. Укладке полимерного каркаса предшествует
    предварительная подготовка:

    • из пруда желательно частично спустить воду;
    • очистить поверхность берега от растений, а весь мусор выбросить;
    • по размеченному участку для укладки закрепить геотекстильное полотно, которое
      обеспечит дренаж и снизит заиливание;
    • зафиксировать поверх полотна георешетку, монтаж которой проводится аналогично работе с откосами;

    Совет: георешетка для укрепления берега требует использования более длинных анкеров, чем при проведении наземных работ (1100 мм для обустройства водоемов против 700 мм для укрепления склонов и откосов). Это вызвано большей подвижностью влажного грунта, в котором увеличивается вероятность нисходящего сдвига
    укрепленной конструкции.

  • георешетка засыпается крупным щебнем или окатышами, придающими берегу презентабельный вид.
  • голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector