Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепление откосов земляного полотна автодороги это

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Ветеринария
  • Военные дисциплины
  • Дизайн
  • Приборостроение
  • Гидравлика и пневматика
  • Лёгкая промышленность
  • Транспорт
  • Туризм
  • Химия
  • Психология
  • Маркетинг и PR
  • Философия
  • Сельское хозяйство
  • Педагогика
  • Медицина
  • Математические дисциплины
  • Машиностроение и материалообработка
  • Электротехника и энергетика

Шпаргалки по путям и путевому хозяйству — Укрепление откосов земляного полотна

Укрепление откосов земляного полотна

Наиболее простым способом укрепления незатапливаемых откосов земляного полотна является посев многолетних трав с густой стелющейся корневой системой. При небольшом периодическом затоплении применяют одерновку откосов сплошную или в клетку, для чего предварительно срезанные куски дерна закрепляют на откосах деревянными спицами. Хорошо противостоят воздействию текущей воды древесно-кустарниковые насаждения, которые применяют при периодических затоплениях в благоприятных климатических условиях. Надежно защищают затопляемые откосы от размыва мощение камнем, каменная наброска в плетневых клетках и габионы — проволочные ящики, загруженные камнем.. Однако эти способы укрепления земляного полотна требуют больших затрат ручного труда. Прочным и надежным укреплением, позволяющим полностью механизировать изготовление и укладку, являются железобетонные плиты. Кроме того, могут использоваться гибкие железобетонные решетки и плиты, лучше работающие в условиях вечной мерзлоты и сейсмичности. Тип укрепления земляного полотна выбирают исходя из особенностей грунтов, степени затопляемости и скорости воды, наличия дешевых местных материалов, возможности механизации работ. Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.

Особенности проектирование земляного полотна на болотах и косогорах

На болотах насыпи, их размеры и конструкция назначается в зависимости от типа болот. I типа – заполненное торфом, устойчивой консистенции, способное сжиматься, но не выдавливаться под внешней нагрузкой. При глубине болота до 4 м устраиваются насыпи высотой до 3 м с частичным вытарфовыванием. При глубине более 4м – насыпи до 3 м с полным вытарфовыванием.

Болота II типа – они имеют недостаточную несущую способность торфяной массы. В не зависимости от высоты устраиваются насыпи с полным вытарфовыванием с посадкой на минеральное дно. На расстоянии не менее 2м от подошвы насыпи с обеих сторон устраивают специальные канавы – торфоприемники, шириной не менее 2м и глубиной не менее 1 м.

Болота III типа заполнены илом или водой. Земляное полотно отсыпается на минеральное дно, а его форма имеет вид

На косогорах устраивают либо полунасыпь, либо полувыемку. У них есть банкет, кавальер и забанкетная канава

Критерии качества земляного полотна

Земляное полотно представляет собой комплекс грунтовых со­оружений, получаемых в результате обработки поверхности земли и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспе­чения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосфер­ных и грунтовых вод. Непосредственно на поверхность земли путь не укладывают из-за наличия неровностей.

Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и дол­говечным, требующим минимальных расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность механиза­ции работ. Выполнение указанных требований достигается пра­вильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплот­нением, приданием земляному полотну очертаний, способству­ющих надежному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.

К земляному полотну предъявляют­ся следующие основные требо­вания:

-оно должно быть прочным (грунт должен иметь достаточное сопротивле­ние воздействию нормальных напряже­ний), устойчивым (грунт должен иметь достаточное сопротивление воздейст­вию касательных напряжений), надеж­ным (работать без отказов), долговеч­ным (иметь неопределенно долгий срок службы);

Читайте так же:
Расположение лампочек на натяжном потолке

-все поверхности земляного полотна, устройств при нем и полосы отвода должны быть спланированы и защище­ны так, чтобы атмосферная вода нигде не застаивалась и был бы обеспечен максимальный ее сток в стороны или в специальные водоотводные сооруже­ния при минимальной впитываемости в грунт, а текущая вода не размывала бы откосы и основание;

-конструкции земляного полотна должны обеспечивать минимальные расходы на их устройство, ремонты и содержание при максимальной воз­можности механизации и автоматиза­ции работ.

Кроме основных, существуют экс­плуатационные требова­ния, предъявляемые к земляному по­лотну:

-оно должно обеспечивать длитель­ную эксплуатацию с минимальными отказами при пропуске современных и перспективных типов подвижного со­става при максимальных скоростях движения поездов и расчетной грузона­пряженности проектируемой железной дороги;

-быть равнонадежным по протяже­нию независимо от вида применяемых грунтов и естественного состояния ос­нования;

-быть взаимосвязанным с притрассовой автодорогой

Искусственные сооружения и их сопряжение с железнодорожным полотном

Искусственные сооружения обеспечивают возможность пересе­чения железной дорогой водных преград, других железнодорож­ных линий, автодорог, глубоких ущелий, горных хребтов, застро­енных городских территорий, а также безопасный переход людей через пути и устойчивость земляного полотна в сложных геологи­ческих и гидрологических условиях.

К искусственным сооружениям относятся мосты, трубы, тонне­ли, подпорные стены, регуляционные сооружения, галереи, селеспуски и др. При пересечении железной дорогой рек, каналов, ручьев и оврагов создают мосты или трубы.

Мост состоит из пролетных строений, являющихся основани­ем для пути, и опор, поддерживающих пролетные строения и пе­редающих давление на грунт. Эстакады создают вместо больших насыпей в горо­дах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними, а также возводят на подходах к большим мостам через реки с широкими поймами при разливе воды.

Трубы применяют при пересечении железной дорогой неболь­ших водотоков или суходолов. По виду материала различают ка­менные, металлические, бетонные и железобетонные трубы.

Весьма распространены сборные железобетонные трубы из от­дельных звеньев длиной 1 . 6 м, разделенных деформационными швами. Для уменьшения сопротивления потоку воды и предотвраще­ния размывания насыпи на входах и выходах труб создают оголов­ки, расширяющиеся в направлении от трубы.

При пересечении горных хребтов вместо глубоких выемок со­оружают тоннели. Их создают и для безопасного перехо­да людей через железнодорожные пути на станциях и остановоч­ных пунктах пригородных поездов. Тоннель представляет собой искусственное сооружение для про­кладки пути под землей. Транспортные тоннели по их местораспо­ложению разделяют на горные, подводные и городские.

Для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна на крутых косогорах, берегах рек и морей служат подпорные стены, а при подходах к большим мостам для защиты их опор от подмыва при паводках и повреждения льдом — регуляционные сооружения, состоящие из водонаправляющих груше­видных и шпоровидных дамб и траверс, откосы которых со сторо­ны реки укрепляют каменным мощением или бетонными плитами. В горах, в местах возможных обвалов, сооружают специальные галереи, а в местах возможного схода грязекаменных (се­левых) потоков — селеспуски.

Земляное полотно автодорог

Земляное полотно автодорог (насыпи, выемки) в различных условиях

Геосинтетические материалы марки «Стабарм» рекомендуется применять при строительстве насыпей на слабом основании, сложенном органическими, минеральными или органоминеральными грунтами, в качестве:

  • преимущественно защитных прослоек, укладываемых на подготовленную поверхность слабого основания, при обеспеченной устойчивости всей дорожной конструкции (отсутствии формоизменяемости в процессе эксплуатации и строительства);
  • армирующих прослоек для обеспечения устойчивости насыпей на слабых основаниях. Эти прослойки одновременно служат в качестве защитных;
  • защитно-армирующих прослоек при строительстве временных дорог на слабых основаниях;
  • вертикальных дренирующих элементов для ускорения консолидации грунтов слабого основания.
Читайте так же:
Укрепление откоса от сползания

Устройство преимущественно защитных (разделительных и технологических) прослоек исключает (уменьшает) взаимопроникновение материала насыпи и грунта основания, улучшает условия отсыпки и уплотнения насыпи, что облегчает технологию производства работ, сокращает потери материала насыпи.

Применение защитно-армирующих прослоек из материалов марки «Стабарм» в основании насыпи при строительстве временных дорог или дорог низких категорий на слабых грунтах осуществляют для снижения неравномерности осадки, а также с целью уменьшения толщины насыпного слоя низких насыпей. При этом снижается колейность от движения транспорта в случае низких насыпей и создаются благоприятные условия уплотнения нижних слоев насыпей высотой более 2 м. При сооружении временных автомобильных дорог, подъездов, площадок, построечных дорог с низшими типами покрытий использование георешеток «Стабарм» в качестве армирующей и одновременно защитной (разделительной) прослойки на границе между насыпным и подстилающим грунтом позволяет улучшить условия движения транспортных и уплотняющих средств.

Удаление верхней части слабой толщи с устройством обоймы/полуобоймы из геосинтетических материалов марки «Стабарм» и заполнением ее дренирующим грунтом даёт комплексный эффект повышения прочности и ускорения достижения заданной степени консолидации основания.

Частичное удаление слабого грунта из основания насыпи с устройством обоймы целесообразно в случаях:

  • необходимости жёсткого ограничения отметки проезжей части, когда соблюдение условия прочности требует устройства массивной насыпи определённой толщины;
  • если верхние слои слабой толщи имеют значительно меньшую прочность, чем нижние; для ускорения стабилизации осадки, если по каким-либо причинам нецелесообразно применение временной пригрузки или вертикального дренирования.

Типовая схема конструкции с частичной заменой слабого слоя показана на рисунке.

Вертикальные дренирующие элементы из геосинтетических материалов «Стабарм» применяют для ускорения консолидации грунтов слабого основания при обеспеченной устойчивости основания под нагрузкой от веса насыпи. Дренирующие элементы представляют собой ленты из нетканого иглопробивного геотекстильного материала «Стабарм». Вертикальные ленточные дрены должны, как правило, достигать прочных слоев грунта под слабыми водонасыщенными грунтами — биогенными (торф, сапропель, заторфованные грунты) или минеральными (илы, глинистые грунты, мелкие пески). Общее конструктивное решение представлено на рисунке.

Для повышения устойчивости и получения практически безосадочного основания при природных механических свойствах слабой толщи может предусматриваться усиление основания насыпи жесткими сваями. При расчете свайного основания находят оптимальное сочетание диаметра свай, расстояния между сваями и прочности материала свай. В качестве гибкого ростверка используют геосинтетические полотна марки «Стабарм».

СНиП 2.05.02-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ — Основные параметры поперечного профиля дорог

Содержание материала

  • СНиП 2.05.02-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
  • 1. Общие положения
  • 2. Организация и безопасность движения
  • 3. Охрана окружающей природной среды
  • 4. Основные технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели. расчетные скорости и нагрузки
  • Основные параметры поперечного профиля дорог
  • План и продольный профиль
  • Ландшафтное проектирование
  • Велосипедные дорожки и тротуары
  • 5. Пересечения и примыкания
  • Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами и другими коммуникациями
  • Переходно-скоростные полосы
  • 6. Земляное полотно
  • Грунты
  • Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой)
  • Насыпи
  • Выемки
  • Земляное полотно в сложных условиях
  • Водоотводные устройства
  • Укрепление земляного полотна и водоотводных сооружений и специальные геотехнические конструкции
  • 7. Дорожные одежды
  • Жесткие дорожные одежды
  • Нежесткие дорожные одежды
  • Дополнительные слои, укрепленные полосы обочин и разделительных полос
  • Материалы для дорожных одежд
  • 8. Мосты, трубы и тоннели
  • 9. Обустройство дорог и защитные дорожные сооружения
  • 10. Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб.
  • Приложение 1 дорожно-климатические зоны ссср
  • Приложение 2 классификация типов местности и грунтов
  • Приложение 3 элементы земляного полотна
  • Приложение 4 коэффициент уплотнения грунта
  • Приложение 6 стабильные и нестабильные слои насыпи
  • Приложение 7 слои дорожной одежды
  • Все страницы
Читайте так же:
Техника выполнения оконных откосов

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ДОРОГ

4.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 4.

4.5. На участках автомобильных дорог I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м согласно п. 7.31.

Число полос движения

Ширина полосы движения, м

Ширина проезжей части, м

2х7,5; 2х11,25; 2х15

2х7,5; 2х11,25; 2х15

Ширина обочин, м

Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м

Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м

Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м

Ширина земляного полотна, м

Примечание. В обоснованных случаях на дорогах II категории допускается устройство четырехполосной проезжей части с шириной полосы движения 3,5 м при расчетной скорости движения не болей 100 км/ч.

Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.

(Измененная редакция, Изм. № 5)

4.6. Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 5.

Интенсивность движения, прив. ед/сут

Число полос движения

Равнинный и пересеченный

Св. 14 000 до 40 000

Св. 14 000 до 34 000

Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.

При наличии данных число полос движения допускается устанавливать в зависимости от расчетной часовой интенсивности движения (п. 1.5), коэффициента загрузки дороги движением и расчетной пропускной способности полосы движения.

(Измененная редакция, Изм. № 5)

4.7. Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0 /00 и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ‰ — при длине участка свыше 0,5 км.

Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.

Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по табл. 6.

Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут

Общая протяженность полосы за пределами подъема, м

Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 60 м.

4.8. Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60 ‰ и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий — на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в табл. 4.

Читайте так же:
Полимерпесчаные тротуарные плитки кирпич

Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий — не менее — 50 м.

Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участке 15 м — для дорог IV и V категорий.

4.9. На участках дорог V категории с уклонами более 60 ‰ в местах с неблагоприятными гидрогеологическими условиями и с легкоразмываемыми грунтами, с уменьшенной шириной обочин следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъезда — 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении 10 м.

4.10. Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м — для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м — для дорог остальных категорий.

4.11. Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и принимать равной: для дорог I-а категории — не менее 13,5 м, для дорог I-б категории — не менее 12,5 м.

Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.

4.12. Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.

Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100 : 1 .

Разделительные полосы следует предусматривать

с разрывами длиной 30 м через 2 — 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.

4.13. Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 — 25 м.

4.14. Проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог I категории и радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.

Читайте так же:
Откос с использованием профиля

На кривых в плане меньшим радиусом следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.

4.15. Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей ) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таб. 7.

Трасса «Тольятти-Ягодное» соединится со автодорогой «Обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу»

Участок реконструкции трассы Тольятти – Ягодное в 7,7 км готов на 80% — 5,9 км с четырехполосным движением, 1,8 км двухполосной дороги.

Сейчас завершили работы на двух километрах дороги, верхний слой уложили на пяти километрах. Запустили движение по первому путепроводу. Продолжаются работы на развязке, идущей под ним, где полностью обустроили земляное полотно и приступили к укладке конструктивных слоев дорожной одежды, обустраивают обочины и укрепляют откосы. Второй путепровод, планируют ввести в эксплуатацию в конце сентября.

«На сегодняшний день уже по 2 этапам проведена рабочая комиссия. Объект разделен на 5 этапов, осталось 3 этапа, которые будет вводиться осенью в октябре-ноябре этого года» — проинформировал Алексей Михалев, руководитель проекта реконструкции автомобильной дороги Тольятти-Ягодное.

Вместо узкой дороги третьей категории здесь появится дорога с участками первой и второй категории с четырьмя полосами движения шириной 30 м, а также две двухуровневые развязки для обеспечения беспрепятственного въезда на территорию экономической зоны. Новые транспортные развязки обеспечат удобный подъезд к расположенным здесь предприятиям. Под одним из будущих путепроводов построили железную дорогу в рамках государственно-частного партнерства.

«Дорога, которая сейчас строится в городе Тольятти, даст возможность, как области, так и городу, получить хороший доступ, хорошее развитие инфраструктуры в целом. Как известно, данная транспортная магистраль соединяет восточную часть страны с европейской частью. Это хорошее подспорье для развития транспортной логистики, различных технологических решений, которые акцентированы здесь, в технопарке Жигулевская Долина. Это перспектива хорошая сама по себе и уникальность состоит в том, что очень быстро и активно идет строительство, все согласно срокам», — рассказал Евгений Болтенков, руководитель компании – резидента технопарка.

В перспективе трасса соединится со строящейся автомобильной дорогой «Обход города Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу», которая станет частью международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай».

На путепроводе, в составе развязки Тольятти-Ягодное, который обеспечит верхний ход региональной трассы, уже приступили к монтажу балок пролетного строения. Параллельно строители продолжают земляные работы, переподключают магистральные газопроводы, монтируют бортовой камень, укрепляют откосы земляного полотна насыпей и выемок.

Напомним, строительство Обхода Тольятти с мостовым переходом через реку Волга в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» ведется в рамках Комплексного плана и расширения магистральной инфраструктуры.

«У нас четко разделены границы работ. Путепровод ведут федеральные представители, мы обеспечиваем подходы с двух сторон автодороги. На участке нашей региональной дороги мы уже устроили верхний слой, дальше ведут работы строители федеральной подрядной организации», — отметил руководитель регионального проекта реконструкции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector