Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологические карты укрепления откосов

Технологическая карта (ТК)

Дата написания: 25.07.2019 г.

Технологическая карта (ТК) — организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения технологического процесса (процессов) и определяющий последовательность операций, требования к качеству и приёмке работ, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по охране труда, средства механизации.

ТК также, как и проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР), является основным организационно-технологическим документом при строительстве (ремонте, реконструкции, демонтаже).

В технологическую карту включаются наиболее прогрессивные и рациональные методы по технологии строительного производства с использованием современных средств механизации, инструментов, приспособлений. Такой подход способствует уменьшению сроков строительства, росту качества работ, уменьшение их себестоимости.

На повторяющиеся работы или для строительства сооружения в целом по типовым проектам, может быть разработана одна Типовая Технологическая Карта (ТТК).

Содержание статьи:

Зачем разрабатывать технологическую карту

Технологическую карту разрабатывают для:

  • Обеспечения экономически целесообразного, качественного и безопасного выполнение работ;
  • Подтверждения готовности предприятия к производству работ;
  • Сертификации систем качества и строительной продукции;
  • Использования в качестве стандарта предприятия;
  • Использования в составе ППР;
  • Подготовки договорной подрядной документации;

Также, наличие у предприятия ТК, и их использование в производстве строительных или ремонтных работ, показывают организацию как серьезную и конкурентоспособную.

При разработке ТК используются государственные стандарты, строительные нормы и правила, своды правил, производственные, ведомственные и местные нормы и т.д.

Разновидности технологических карт

(Типовые) технологические карты на разные види работ содержат свою специфическую информацию, виды ТК для примера:

  • ТК на устройство буронабивных свай
  • ТК на монтаж чего-либо
  • ТК на устройство шпунтового ограждения
  • ТК на устройство монолитных ж/б конструкций
  • ТК на ремонт чего-либо
  • ТК на устройство гидроизоляции чего-либо
  • ТК на устройство закладного крепления котлована
  • ТК на снятие почвенно-растительного слоя (ПРС)
  • ТК на укрепление конусов (откосов) чего-либо
  • ТК на засев трав
  • ТК на засыпку пазух и траншей
  • ТК на устройство габионов
  • ТК на бурение чего-либо
  • ТК на устройство барьерного (парапетного, перильного) ограждения
  • ТК на устройство деформационных швов

Состав технологической карты (типовой технологической карты)

Технологическая карта оформляется как документ, включающий в себя текстовую часть, таблицы, схемы и иллюстрации, оформляется на листах формата А4.

Разделы ТК могут быть изменены, в зависимости от специфики и трудоёмкости технологического процесса. Также некоторые разделы могут отсутствовать или быть добавлены новые (например – «Характеристика применяемых материалов «).

ТК (ТТК) как правило состоит из следующих разделов:

1. Область применения

Указывается предназначение ТК (строительство, ремонт и т.д.), указывается тип сооружения и его конкретные узлы (элементы), для которых ТК разрабатывается. Также описываются наименование технологического процесса (процессов) и условия выполнения работ.

2. Организация и технология выполнения работ

Раздел обычно разделяют на следующие подразделы:

  1. Подготовительные работы;
  2. Основные работы;
  3. Заключительные работы.

В подготовительных работах обычно указываются данные о подготовке рабочих мест, подготовки необходимого оборудования и строительной техники, указаны предшествующие процессы, которые должны быть выполнены, подготовка конкретного элемента сооружения (например, обеспыливание перед покраской).

Также могут быть добавлены схемы, например: строительной площадки, складирования материалов, доставки материалов, геодезической разбивки и т. д.

В подразделе «Основные работы» указываются основные технологические процессы и их описание. Также могут быть добавлены схемы: выполнения строительного процесса, установки машин и оборудования, строповки (установки) груза, очередность выполнения операций, характеристик машин и т. д.

Заключительными работами могут являться такие как: демонтаж временных специальных и вспомогательных конструкций, уборка, восстановление и благоустройство территории, вывоз техники и т. д.

3. Требования к качеству работ

Указываются контролируемые параметры всех технологических процессов и операций, с обозначением мест ведения контроля, исполнителей, объемов и операций контроля.

Обязательно указываются ссылки на нормативные документы, требования которых должны соблюдаться при выполнении работ. Также могут прилагаться схемы измерений, правила ведения документации.

Контроль качества состоит из:

  • Входного контроля;
  • Операционного контроля;
  • Приемочного контроля;
  • Оформления результатов.

Пример оформления схемы операционного контроля при производстве арматурных работ:

ОперацияКонтролирующее лицоСостав операционного контроляМетод и средства контроляВремя контроляДокументация
Приемка арматурной сталиМастерСоответствие размерам по проектуСтальной рулеткой, штангенциркулемПо прибытию на стройплощадкуЖурнал входного контроля
Установка арматурны в каркасы и сеткиМастерПравильность установки арматурны в каркасах, соблюдение размеров, взаиморасположение арматурных стержней стержней, качество стыков и скрепление их, положение осейВизуально, стальной рулеткой, метром стальнымВ ходе работ по установке арматурныЖурнал изготовления и освидетельствования арматурных каркасов
Сварка арматурных сеток и каркасовМастерСварные швы, их размеры и качествоВизуально, метром стальнымПосле выполнения сваркиЖурнал сварных работ
......

4. Потребность в материально-технических ресурсах

В ТК указывается:

  • Список машин и оборудования;
  • Список инструмента, инвентаря и приспособлений;
  • Список используемых материалов.

Пример оформления ведомости потребности машин, механизмов, оборудования приспособлений и инструментов:

п/пНаименованиеТип, маркаТехническая характеристикаНазначениеКод
1БульдозерДЗ-101 (ДЗ-101А)Мощность 96 л.с.
Габариты 5029 х 2860 х 2565
Масса 9900 кг
Устройство земляного полотна1
2ПогрузчикПУМ 500Мощность 18-25 л.с.
Емкость ковша 0,38 м 3
Грузоподъемность ковша 500 кг
Погрузка грунта1
3АвтокранКС-3577Грузоподъемность 6,3 т
Вылет стрелы 9,8 м
Габариты 8000 х 2650 х 3100
Масса 9500 кг
Укладка железобетонных дорожных плит1
4ПневмокатокДСК-1Уплотнение песка1
5Автомобиль-самосвалКАМАЗПодвозка песка1
6ПлитовозКАМАЗПодвозка плит1
7Сварочный агрегатСАК-2Г-1СЭлектроды Э-47А, D = 4-5 ммСварка скоб1
......
Читайте так же:
Что такое откосы для ворот

5. Техника безопасности и охрана труда

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. № 336н «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве»

Раздел основан на требованиях нормативных документов по охране труда и должен содержать:

  1. Перечень опасных производственных факторов при выполнении данного технологического процесса;
  2. Техника безопасности при выполнении данного технологического процесса;
  3. Указание опасных зон, устройства конструкций ограждений, наличия предупреждающих знаков, освещения рабочих мест;
  4. Правила безопасной эксплуатации машин, оборудования и их установки на рабочих местах;
  5. Правила строповки груза;
  6. Правила пожарной безопасности;
  7. Указания по применению средств защиты;
  8. Мероприятия по электробезопасности.

6. Технико-экономические показатели

В разделе могут быть приведены:

  • Продолжительность выполнения работ;
  • Затраты труда и машинного времени;
  • Калькуляция затрат труда и машинного времени;
  • График производства работ;
  • Сметные расчеты затрат.

7. Охрана окружающей среды

Раздел по охране окружающей среды должен содержать:

  • Мероприятия по экологически безопасной эксплуатации машин и механизмов;
  • Мероприятия по обеспечению сохранности зеленых насаждений и плодородного слоя;
  • Мероприятия по ограничению уровня пыли, шума и вредных выбросов;
  • Мероприятия по обращению со строительными отходами.

В ТК также указывается вся нормативная документация, использованная для её составления.

Разработка и утверждение (типовых) технологических карт

ТК (ТТК) разрабатывается собственными силами организации (предприятия) или по ее заказу сторонними специалистами.

При разработке должны учитываться требования МДС 12-29.2006 «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты «.

Утверждается ТК главным инженером или руководителем организации (предприятия).

Срок действия ТК определяется предприятием.

Разработка технологических карт к конкретным объектам и условиям строительства требует уточнения в паспорте объекта, технологий и объемов работ, типа и количества применяемых машин и оборудования, данных о трудовых ресурсах и применяемых материалов.

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь или разработка технологических карт (типовых технологических карт) пишите нам — наши Контакты.

Также часто передают на разработку сторонним организациям раздел энергетическая эффективность (раздел ЭЭ) и раздел перечень мероприятий по охране окружающей среды (раздел ООС).

Технологическая карта погрузочно-разгрузочных работ ПС

Автор — Нурисламов Артур (руководитель проектов)

Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы — это организационно-технологический документ на производство типовых работ по безопасной погрузке, разгрузке материалов, оборудования, деталей с применением кранов, подъемников. Работы могут проводиться как на территории строительной площадки, так и на производственной базе, складе или производственном помещении, где обслуживается оборудование.

Узнайте о технологических картах погрузочно-разгрузочных работ больше в видео:

  • Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
  • Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;
  • других действующих норм и правил на процессы перемещения грузов в том или ином участке проведения ПРР.

Технологическая карта ТК на погрузочно-разгрузочные работы в обязательном порядке разрабатывается на все типовые работы по погрузке и разгрузке грузов. Если проводятся не типовые работы, разрабатывается ППРк (ППР.пс).

Для любого технологического процесса требуется инструкция, описывающая порядок и особенности его выполнения со всеми этапами и последовательностью операций. Она предоставляется персоналу, который будет производить эти работы. Эта инструкция представляет собой технологическую карту (ТК, техкарту). В ряде случаев можно использовать типовую техкарту (ТТК), но она не всегда учитывает особенности конкретного объекта, региона, строительной площадки и пр. В таких случаях необходима индивидуальная разработка новой ТК.

Техкарта является стандартизированным организационно-технологическим документом, и ее разрабатывают на конкретные процессы, например, погрузочно-разгрузочные работы. Они должны производиться по определенным правилам, поскольку от этого зависит безопасность на строительной площадке и сохранность поставляемых грузов. Компания «Стройдок-АБВ» специализируется на разработке подобной документации, поэтому предлагает рассмотреть образец и особенности составления технологической карты погрузочно-разгрузочных работ.

По каким документам разрабатывается технологическая карта

Если рассматривать ТК на погрузку-разгрузку, то основным документом для разработки карты будет выступать Приказ от 28 октября 2020 года N 753н. В нем описываются правила по охране труда при подобных работах и размещении грузов на хранении. В п. 19. приказа есть требование о том, что погрузка и разгрузка с применением грузоподъемных машин должны выполняться по технологическим картам и проектам производства работ с применением ПС (ППР).

Еще при погрузочно-разгрузочных работах должны учитываться правила промышленной безопасности и федеральными нормами. Последние содержатся в Приказе от 26 ноября 2020 года N 461, описывающем правила безопасности на промышленных объектах, где используются подъемные сооружения. По последним официальным данным документ вступил в свою силу с 01.01.2021 г. на основании Постановления Правительства от 06.08.2020 г. N 1192. Новые нормы устанавливаются в соответствии с п. 5.2.2.16(1) Постановления от 30.07.2004 N 401 (ред. 30.06.2020). Они разрабатываются Ростехнадзором, что отражается в проекте 02/08/11-19/00097100

Основные принципы разработки ТК на погрузку-разгрузку

Когда речь идет о техкарте на погрузку-разгрузку, дело касается технологической карты погрузочно-разгрузочных работ ПС, т. е. с использованием подъемных сооружений, поскольку без них невозможно выполнить подъем, транспортировку и укладку грузов. ТК может составляться как самостоятельно, так и в составе ППР. Разработку документа начинают с получения необходимой исходной документации и запроса технических данных у заказчика. В список нужных документов могут входить:

  • перечень перемещаемых грузов с указанием габаритных размеров и масс (транспортировочные ведомости);
  • паспорт применяемого подъемного сооружения;
  • план места производства погрузки-разгрузки (конструктивные чертежи зданий или площадок).
Читайте так же:
Формула расчета заложения откоса

Если заказчик не знает, какими подъемными сооружениями можно осуществлять работы, специалисты берут выбор ПС на себя. В подборе учитывается эффективность механизмов, которая отражает возможность выполнить все работы за максимально короткое время.

Что должно быть в техкарте

Технологическая карта погрузочно-разгрузочных работ, как и ТК на другие процессы, должна отвечать на ряд вопросов:

  • какие операции нужно выполнить;
  • в какой последовательности они должны выполняться;
  • с какой периодичностью – при повторении операции более 1 раза;
  • какое количество времени требуется для выполнения каждой операции;
  • каким должен быть результат на всех этапах;
  • что необходимо для выполнения (оборудование, машины, механизмы, инструменты).

Содержание ТК может варьироваться в зависимости от объекта, но есть общий список разделов, которые стоит включать в техкарту. К ним относятся:

  • Общие данные о том, на какие работы разработана технологическая карта, к примеру, на складирование грузов на базах, складах и площадках.
  • Общие указания по производству погрузки-разгрузки.
  • Технология производства погрузочно-разгрузочных работ.
  • Требования к охране труда, безопасности и меры по их обеспечению, в том числе для пожарной и экологической безопасности.
  • Схемы строповок грузов.
  • Схема операционного контроля качества.
  • Список нормативной и технической литературы.

к оглавлению ↑

Общие данные в ТК

В разделе с общими данными необходимо указать, что техкарта разрабатывается на погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с указанием, где оно производится: на открытом или закрытом складе, на специально оборудованных площадках, базах и пр. Дополнительно перечисляются типы автомобильных кранов, которые будут использоваться при работах. Кроме автокранов могут применяться:

  • мостовой, башенный или козловой кран;
  • кран-балка;
  • консольный кран;
  • электрические тали;
  • штабелер;
  • вилочный погрузчик;
  • кран-манипулятор;
  • причальный кран-перегружатель.

Следующим пунктом необходимо перечислить, на какие виды материалов, конструкций и других изделий предусмотрены погрузка и разгрузка. Это могут быть:

  • сборные железобетонные изделия;
  • штучные строительные материалы на поддонах;
  • металлический прокат;
  • средства подмащивания;
  • арматурные изделия;
  • модульные контейнерные помещения;
  • столярные изделия и пиломатериалы и пр.

Важно указать, что масса перемещаемых грузов не должна быть больше грузоподъемности выбранных подъемных сооружений.

Общие указания по производству работ

В следующем пункте технологической карты погрузочно-разгрузочных работ стоит перечислить, в соответствии с какими требованиями разрабатывается документ. При оформлении ТК могут использоваться:

  • СНиП 12-03-2001. Описывает условия безопасности труда в строительстве.
  • ГОСТ 12.3.009-76. Отражает стандарты безопасности для погрузочно-разгрузочных работ.
  • ГОСТ 12.3.020-80. Содержит стандарты по безопасности труда в условиях складирования грузов на производственном предприятии.
  • ГОСТ 12.1.004-91. Описывает безопасность труда в отношении риска возникновения пожаров.

Еще в этом разделе описывают, как организовать место для осуществления погрузочно-разгрузочных работ. У него должны быть:

  • хорошее освещение;
  • проходы и проезды нормативной ширины;
  • твердое и ровное покрытие, способное выдерживать нагрузку от грузоподъемного оборудования;
  • правильная планировка, обеспечивающая эффективный отвод поверхностных вод;
  • предупреждающие знаки типа «Въезд», «Выезд», «Разворот» и пр.

Если груз укладывается штабелями, важно размещать их с учетом минимального расстояния, равного 1 м. Ширина проездов автомобильного транспорта определяется его габаритами и размерами крана. В длину штабель не должен превышать 20-30 м. Все пространство между ними всегда должно оставаться свободным.

Описание технологии производства погрузки-разгрузки

В следующем подразделе технологической карты погрузки-разгрузки описывают, как будут производиться эти работы. Всего в этом процессе выделяются несколько этапов:

  • приведение крана в проектное положение для перемещения определенного груза;
  • осмотр и строповка груза, для длинномерных грузов – закрепление оттяжек;
  • размещение подкладок и прокладок, если они требуются для груза;
  • подача сигнала машинисту крана о готовности;
  • выполнение непосредственно погрузки или выгрузки (для этого поднимают или опускают и поворачивают стрелу крана);
  • расстроповка груза (при необходимости отцепляют оттяжки).

Дополнительно необходимо указать состав звена, которое будет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы. Например, 1 машинист крана и 2 такелажника того или иного разряда. В таблице приводятся временные нормы на выполнение работ. Для этого в ней предусматривают несколько столбцов:

  • вид груза;
  • общая масса поднимаемого груза;
  • норма времени для машиниста (чел.-час);
  • норма времени для такелажника (чел.-час).

При описании технологии работ важно указать порядок действий в границах опасной зоны, над которыми перемещается груз. В техкарте стоит привести расчет габаритов этой зоны, которые зависят от максимального вылета крана, проекции наименьшего размера и наибольший размер груза, а также минимальное расстояние его отлета при падении.

Требования по безопасности

Особое внимание при разработке технологической карты погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо уделить описанию мер по обеспечению безопасности и охраны труда. В это разделе указывают требования к тому, кто может выполнять погрузку-разгрузку. Важно, чтобы у сотрудника было пройдено медицинское обследование, он был признан годным на выполнение такого рода работ и имел удостоверение на их производство.

Читайте так же:
Geo5 расчет устойчивости откоса

Стропальщики, занятые в погрузке-разгрузке, обязательно проходят разные виды инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный (не реже 1 раза в 3 месяца), внеплановый и целевой. Кроме требований к специалистам, необходимо привести требования к используемым кранам. Все зависит от того, какой тип грузоподъемного механизма был выбран на первом этапе разработки ТК. Дополнительно в техкарте должны быть требования по допустимым действиям во время работы крана, а также обязанности машиниста и стропальщиков во время каждого этапа по перемещению груза из одной точки в другую.

Схемы строповок грузов, схема операционного контроля качества и список нормативной литературы

Графическая часть техкарты представляет собой комплекс различных схем со способами строповки грузов. Разработкой схем строповок должен заниматься специалист с опытом работы и понимаем всех технологических процессов перемещения грузов. Они сопровождаются таблицей массы грузов и применяемых грузозахватных приспособлений, в которой указываются:

  • наименование груза;
  • марка и тип;
  • масса;
  • номер схемы выбранной строповки;
  • количество элементов, которые поднимаются одновременно;
  • грузозахватные приспособление (строп, грузоподъемность, длина, масса);
  • количество.

В некоторые технологические карты включают схему операционного контроля качества. Он должен производиться на каждом технологическом этапе работ. Результаты фиксируются на месте производства в специальном журнале строительного контроля. Перечень рабочих процессов и операций, подлежащих контролю, удобнее перечислить в таблице, где указать средства и методы его осуществления, а также ответственных лиц и технические критерии оценки качества. В конце технологической карты стоит перечислить все нормативные документы, на которые опирался специалист при ее разработке.

Заказать разработку техкарты на погрузку-разгрузку

Компания «Стройдок-АБВ» может разработать технологическую карту с учетом особенностей конкретного объекта. Чтобы получить консультацию специалиста, напишите нам в форме на сайте или позвоните по контактным номерам. Мы объясним, какие исходные данные потребуются для разработки документа.

Предварительно вы можете изучить примеры оформленных нами документов для разных заказчиков. В каталоге представлены техкарты, проекты производства и организации работ, журналы, проектная и рабочая документация. Вы можете ознакомиться с их образцами, которые помогут понять, что представляет тот или иной документ. Мы имеем большой опыт в разработке всей исполнительной и организационно-технологической документации, поэтому гарантируем оказание услуг на профессиональном уровне.

Технологические карты в строительстве

Технологическая карта в строительстве (ТК) – универсальный документ, позволяющий наиболее эффективным образом организовать выполнение отдельных видов работ. Универсальность ТК заключается в том, что ее можно включить в состав проекта производства работ (ППР).

Правила оформления и самостоятельной разработки технологических карт на объекте строительства

Перед тем как приступать к самостоятельному составлению технологической карты, необходимо выяснить из каких разделов она состоит. Также необходимо обладать пониманием о назначении каждого из разделов ТК. Состав ТК в строительстве должен соответствовать требованиям МДС 12-29.2006 Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты. Рекомендуемое содержание ТК можно посмотреть ТУТ.

Первые три листа — титульный, лист согласования и лист ознакомления. О правилах заполнения и оформления первых трех листов мы расскажем в отдельной статье.

Виды технологических карт в строительстве (перечень)

Огромное разнообразие ТК обуславливается тем, что каждая из них разрабатывается на отдельные технологические операции, входящие в общий состав работ. Тем не менее нам удалось сгруппировать технологические карты и отнести каждую из них к определенной подкатегории. Все ТК могут разрабатываться в виде отдельных документов, либо входить в состав ППР. Перечень основных видов технологических карт в строительстве можно посмотреть тут.

Состав технологической карты в строительстве:

1. Область применения

В данном разделе приводятся общие сведения о том , к каким видам строительных процессов относится технологическая карта, уточняется наименование и адрес объекта, указываются основные цели документа, а также лица для которых предназначена ТК.

2. Организация и технология выполнения работ

Является самым сложным и важным разделом ТК. От него зависит наполнение всех остальных разделов. В соответствии с МДС 12-29.2006 он состоит из таких подразделов, как подготовительные, основные и заключительные работы.

Подготовительные работы относятся к подготовке разрешительной документации и обустройству строительной площадки перед началом осуществления СМР. В подразделе указывают места и способы складирования инструмента и материалов, методы организации временного освещения рабочих зон, правила расстановки знаков безопасности и вывешивания сигнальных лент.

Основные работы ведутся на базе проектной документации. Конечным результатом этих мероприятий является продукт строительства, устройства чего-либо, монтажа или демонтажа. На начальной стадии создания подраздела, необходимо выписать все основные этапы строительства. Затем можно приступать к раскрытию сути каждого из них. В свою очередь каждый этап (процесс) необходимо разбить на технологические операции. Технологические операции — это локальные, непродолжительные трудовые действия работников. Финальный продукт строительства складывается из сотен, а иногда и тысяч операций. В этом и состоит суть такого документа, как технологическая карта. По своей задумке проект, обладающий высокой степенью детализации, должен позволить вникнуть в суть технологического процесса даже человеку, не имеющему прямого отношения к строительству. ТК — это персональная инструкция по производству работ, привязанная к конкретному объекту. Рекомендуем Вам разрабатывать ТК таким образом, чтобы она была максимально ясной, последовательной и логичной для всех сотрудников монтажной организации.

Читайте так же:
Как электричка под откос земля пытается свалиться

Этапы выполнения подраздела:

  1. Открыть исходные данные (РД, ПОС, Фотографии и т.д.)
  2. Изучить данные.
  3. Скачать в интернете типовые технологические карты (ТТК) на нужные виды работ.
  4. Адаптировать ТТК под конкретные условия строительного объекта, убрав лишнюю информацию.
  5. Разбавить текст типовых решений индивидуальными текстовыми вставками (привязками) набираемыми от руки. *Чем больше таких вставок, тем лучше.
  6. Вставить в текст иллюстрации, которые позволят исполнителям получить визуальное представление о предстоящих процессах.
  7. Вставить в ПЗ Таблицу №1 из МДС 12-29.2006, затем заполнить ее.

На последнем этапе составления раздела, стоит упомянуть о заключительных работах. К ним относятся:

  • демонтаж вспомогательных сооружений, оборудования и механизмов;
  • уборка мест и территории строительной площадки;
  • вывоз техники, оборудования, временных зданий и сооружений (демобилизация);
  • составление актов скрытых и выполненных работ, подготовка к сдаче общего журнала работ и прочей исполнительной документации.

3. Требования к качеству работ

Раздел состоит из таких подразделов, как входной, операционный и приемочный контроль.

Во входной контроль включают правила приемки материалов и оборудования, заполнение журналов входного контроля и иных сопроводительных документов.

Операционный контроль осуществляется в процессе производства работ. Например, перед тем как приступать к бетонированию конструкций из монолитного железобетона, необходимо определить качество вязки арматуры, установить правильность геометрии смонтированной опалубка и т.д. В подразделе приводятся требования к допустимым отклонениям, а также способы их определения. Основными способами проверки качества выполненных работ являются визуальный и инструментальный. Не забудьте включить в подраздел Таблицу №2 из МДС 12-29.2006. Данные для заполнения таблицы можно взять из схем операционного контроля и прочих нормативных документов, доступных в сети интернет.

Приемочный контроль, в отличие от операционного, осуществляют уже после осуществления СМР. На примере все тех же железобетонных конструкций, после бетонирования, выдерживания и снятия опалубки, возникает необходимость в их проверке на соответствие требованиям СП. Если параметры выполненных конструкций находятся в пределах допустимых отклонений, то такие конструкции можно предъявлять технадзору. Цель подраздела — избавить сотрудников строительной организации от самостоятельного поиска информации о допусках в СНиП. Эту задачу должны выполнить вместо них Вы, внеся необходимые данные в ТК.

4. Потребность в материально-технических ресурсах

В этот раздел мы рекомендуем вносить:

  1. Таблица № 3 (Машины и технологическое оборудование). Данные для заполнения этой таблицы можно запросить у строительной компании, выполняющей работы, либо перенести из ПОС.
  2. Таблица № 4 (Технологическая оснастка, инструмент, инвентарь и приспособления). Наполнение для этой таблицы зависит от видов осуществляемых технологических операций, кол-ва бригад и кол-ва звеньев в бригаде.
  3. Таблица №5 (Материалы и изделия). Для заполнения этой таблицы достаточно взять спецификацию из проекта и вставить ее в ТК. Но мы не рекомендуем так делать если спецификация слишком объемная. В этом случае будет достаточно ссылки на шифр листов из РД относящихся к спецификации.
  4. Кол-во бригад, составы их звеньев с указанием должностей и их разрядов. Оптимальный способ получения данных — запросить их у ответственных руководителей. Сложный способ — произвести специальный расчет. Расчет производят исходя из объемов работ, видов технологических операций и директивных сроков строительства.
  5. Характеристики и иллюстрация строительной техники. Данный пункт не является обязательным. Тем не менее сотрудникам организации будет полезно знать характеристики вылета стрелы крана, глубин копания той или иной модели экскаватора и т.д.

5. Техника безопасности и охрана труда

Как правило раздел состоит из таких подразделов как:

  • Техника безопасности при осуществлении конкретного технологического процесса (в зависимости от вида работ);
  • Обеспечение электробезопасности;
  • Обеспечение пожарной безопасности;
  • Охрана труда при выполнении работ на высоте.

*В зависимости от области применения ТК, некоторые из этих подразделов могут не требоваться.

Для разработки данного раздела, рекомендуем вносить положения из действующих нормативных документов:

6. Технико-экономические показатели

В соответствии с МДС 12-29.2006, в него войдут:

  1. Продолжительность выполнения работ.
  2. Затраты труда и машинного времени.
  3. Калькуляция затрат труда и машинного времени.
  4. График производства работ.
  5. Сметные расчеты затрат.

П. 1. (Таблица №7) – для ее составления Вам понадобятся объемы работ, виды технологических операций и директивные сроки строительства. Также вам потребуются такие пособия, как ЕНиР, ТЕР.

П. 2. и П.3. (Таблица №6) – для ее заполнения Вам потребуется все тоже самое, что и для заполнения таблицы из П.1

П. 4. Как самостоятельно разрабатывать календарный график, будет рассмотрено в отдельной статье.

7. Приложения

В качестве приложений можно рассматривать графические схемы производства работ, акты, журналы, паспорта на материалы, корочки сотрудников и т.д. О том, как разрабатывать графические схемы, мы уже рассказывали ранее в разделе проект производства работ.

Технологические карты в строительстве

Технологическая карта (ТК) разрабатывается для описания состава технологических процессов на строительном объекте, трудоемкости выполняемых мероприятий, требований к качеству, ресурсов и средств механизации, а также мер безопасности и прочих аспектов, касающихся возведения постройки. Для каждой задачи составляется своя технологическая карта.

Читайте так же:
Отделка откосов диким камнем

Зачем нужна технологическая карта?

ТК является неотъемлемой частью организационно-технологической документации, которая регламентирует проведение конкретных строительных работ, применение средств механизации (спецоборудования, строительных машин), устанавливает требования по контролю качества и порядок приемки работ. Также в карте описываются мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности труда рабочих, правила ТБ, нормы пожарной безопасности и охраны окружающей среды.

Кроме того, в ОТД входит ППР (проект производства работ) и прочие документы, описывающие решения касательно организации всех строительных и монтажных процессов.

Для начала работ на любом объекте необходимо, чтобы документация была правильно оформлена, согласована и зарегистрирована в соответствующих инстанциях. Правильно составленная ТК не только поможет организовать весь технологический процесс, но и позволит рационализировать затраты и снизить себестоимость строительных работ без ущерба для итогового качества и безопасности сотрудников на объекте.

Кто занимается разработкой ТК?

Подготовка составляющих ОТД – задача строительной фирмы, которая приняла заказ на возведение сооружения. Этим могут заниматься сотрудники компании, ведь для разработки ТК не нужно получать допуск СРО. Если в штате застройщика нет квалифицированных инженеров, на помощь придёт проектная организация — «Проект-монтаж».

Готовые карты утверждаются руководителем строительной фирмы или главным инженером. Чтобы получить качественную документацию, составленную в соответствии с действующими нормативами, обращайтесь к опытным специалистам компании «Проект Монтаж» по телефону 8(495)797-01-75 или отправляйте заявку на электронную почту.

Чем отличаются ТК и ППР

ТК представляет собой самостоятельный документ, описывающий один определенный технологический процесс. Как правило, это строительные этапы, характерные для любого объекта вне зависимости от его назначения и особенностей.

Содержание ППР является более обширным и направлено на реализацию конкретного сооружения. Он регламентирует один или несколько процессов, поэтому в его состав входит одна или несколько карт. Привязка ТК позволяет уточнить специфические факторы, предусмотренные для конкретных строительных объектов с учетом природно-климатических условий определенного региона и текущего времени года.

Работы по подготовке ТК проводятся в несколько этапов:

  • анализ проектно-сметной документации с поиском подходящего варианта среди типовых ТК;
  • контроль соответствия изначальных данных (объема работы, марок строительного спецоборудования, временных и трудозатрат и т.д.) найденному варианту с внесением необходимых коррективов с учетом принятых проектных решений;
  • пересчет трудозатрат, машинного времени, продолжительности каждого производственного процесса с формированием актуального графика и списка материально-технических ресурсов;
  • составление графической части в конкретной привязке к используемым механизмам, машинам, технологической оснастке и прочему оборудованию с учетом их фактических габаритов;
  • внесение требуемых исправлений в мероприятия по экологической безопасности, охране труда и контролю качества.

Использование ТК в строительном процессе

ТК может быть составляющей:

  • ПОС (проекта организации строительства) на этапе разработки документации по проекту;
  • ПОД (планирования работ при демонтаже или сносе строения);
  • ОТД для регламентирования строительных и монтажных работ на возводимом объекте;
  • ППР (проекта производства работ);
  • лицензионной документации, подтверждающей готовность строительной фирмы к проведению работ, указанных в ТК;
  • сертификатов, иллюстрирующих соответствие услуг предприятия существующим стандартам;
  • тендерной документации при подготовке договора на подряд;
  • нормативов, контролирующих процедуры СМР (строительно-монтажных работ), используемых генподрядчиком, заказчиком или компетентными надзорными органами;
  • обучающих материалов, применяемых в процессе повышения квалификации персонала строительной организации;
  • наглядных образцов при подготовке новых кадров в профильных ВУЗах и специализированных техникумах.

Стоимость разработки ТК

Точную стоимость разработки можно узнать после предоставления исходных данных, выбора конкретного строительного процесса и передачи технического задания.

Информация для составления ТК

Кроме содержания процесса, который нужно описать, исполнителю необходимо знать тип и количество используемых средств механизации (оборудования, машин), технологической оснастки, инструментов и прочих приспособлений, имеющихся у организации, которая занимается возведением объекта.

Состав и содержание технологической карты

ТК обязательно содержит следующие разделы:

  • сфера использования;
  • технология и организация рабочего процесса;
  • требования к качеству работ и их приемке;
  • ТБ и охрана труда сотрудников объекта;
  • расчет материально-технических ресурсов;
  • ТЭП (технико-экономические показатели).

Также специалистами выполняется калькуляция основных и вспомогательных процессов, к которым относятся этапы разгрузки, складирования, доставки материалов в рабочую зону, организация рабочих мест для конкретных сотрудников, подготовка и подача строительных смесей и т.д. Затраты машинного и человеческого труда рассчитываются в зависимости от существующих нормативов и объемов данного процесса для конкретного возводимого объекта.

Продолжительность каждого строительного мероприятия и его отдельных операций определяется по простой формуле: трудозатраты рабочих делятся на количество сотрудников бригады. То же самое касается и машинного труда, если его роль в описываемом технологическом процессе является ключевой. После проведения всех расчетов составляется график выполнения работ.

ТК может дополняться различными сметными расчетами (затратами на заработную плату, обслуживание или аренду спецтехники, приобретение оснастки и строительных материалов и т.д.).

Содержание карты может меняться в зависимости от технического задания, подготовленного заказчиком, и предоставленной исходной информации. Если технологический процесс представляется сложным и включает в себя несколько различных операций, сотрудники компании «Проект Монтаж» могут дополнительно разработать специальные наглядные графические схемы производства работ в формате А1-А4.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector