Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Призма обрушения откоса расчет

Оценка степени устойчивости откоса методом кругло-цилиндрической поверхности скольжения.

Задача

Оценить устойчивость склона высотой Н=12.0 м. Склон сложен суглинком с параметрами: Wпр=32%, γ=20 кН/м3, φ=11º, с=12.5 кПа, γпр=20(1+0,32)=26,4 кН/м3. Крутизна склона характеризуется углом наклона линии склона к горизонту β=45º.

Метод кругло-цилиндрических поверхностей скольжения — наиболее рас-пространённый из приближённых методов расчёта устойчивости массивов грунтов. Задача расчёта заключается в определении коэффициента устойчиво-сти природного склона или откоса для наиболее опасной поверхности скольже-

При чрезмерной крутизне откоса происходит обрушение его части по по-верхности, которую без особой погрешности можно принять за кругло-цилиндрическую с радиусом R. Считая задачу плоской, толщина расчётного элемента откоса по направ-лению его протяжённости принимаются равной 1 м. На плоскости чертежа след поверхности скольжения имеет вид части ок-ружности радиуса R с центром в точке О. Степень устойчивости откоса оценивается по величине коэффициента, представляющего собой соотношение суммы моментов (относительно центра в точке О) сил, удерживающих призму обрушения в устойчивом состояний, к сумме моментов сил, выбывающих потерю устойчивости призмы обрушения:

Для обеспечения надлежащей степени устойчивости необходимо, чтобы коэффициент запаса устойчивости К3А]I был больше 1;

В зависимости от класса сооружения требуемая величина коэффициента запаса устойчивости Кзап=1,25-1,80.

Решение задачи осложняется неопределённостью положения центра вра-щения О. Его координаты, а также значение радиуса R, необходимо определять применительно к наиболее невыгодному положению центра О, которому соот-ветствует наименьшее из всех возможных значение Кзап

Для облегчения определения местоположения центра О предложен ряд приёмов. Наименее трудоёмким является способ определения координат положения центра О по графику норвежского учёного Ямбу, когда по углу наклона откосной Линии к го-ризонту β и обобщённому показателю λ=γпр*H*tgφ/c определяют относительные координаты х„ и у„ центра вращения О. Абсолютные координаты центра вращения при этом равны:

х = х0Н=-0.24*12=-2.88 м.

у = у0H=1.7*12=20.4 м.

λ= (γпр*H*tgφ)/c =(26.4*12*tg11º)/12.5=4.9 м.

Точку начала координат помещают в точку пересечения нижнего горизонта откоса и откосной Линии. Ось абсцисс (ось х) с положительными значениями х направляется вправо от начала координат, ось ординат (ось у) вертикально вверх от начала координат.

Радиус R поверхности скольжения определяется по расстоянию от центра вращения О до точки переселения нижнего горизонта откоса и откосной линии (схема приведена в задании).

Радиусом R из точки О проводят в пределах тела откоса часть кругло- цилиндрической поверхности, определяющей очертание потенциально опасной призмы обрушения.

Для определения коэффициента устойчивости откоса призма обрушения разбивается на ряд блоков с соблюдением ряда правил:

· поверхность скольжения в пределах конкретного блока должна нахо-диться в грунте одного типа и состояния;

· вертикальные границы между смежными блоками должна проходить через точки перелома очертания откосной линии (если откосная линия имеет сложное очертание);

· целесообразно при разбивке призмы обрушения на расчётные блоки ширину блоков принимать одинаковыми.

Вес каждого блока Рi определяют как

где у — удельный вес грунта, кН/м; Si — площадь i-го блока, определяемая как площадь трапеции или треугольника, м2 ; l — толщина i-го блока, равная 1,0 м.

Вес каждого блока Рi раскладывается на нормальную Ni и касательную Qi; составляющие, приложенные в точке пересечения линии действия силы тяжести с поверхностью скольжения:

где αi- угол между направлением нормали к поверхности скольжения i-го блока (в точке пересечения линии действия силы тяжести и поверхности скольжения) и линией действия силы тяжести (веса) i-блока.

Лекции по технике безопасности в строительном производстве и практические работы — файл n14.doc

Лекции по технике безопасности в строительном производстве и практические работы
скачать (2613.6 kb.)
Доступные файлы (25):

n1.doc164kb.19.02.2007 15:48скачать
n2.doc161kb.19.02.2007 15:48скачать
n3.doc235kb.19.02.2007 15:48скачать
n4.doc73kb.19.02.2007 15:48скачать
n5.doc174kb.19.02.2007 15:48скачать
n6.doc163kb.19.02.2007 15:48скачать
n7.doc207kb.19.02.2007 15:48скачать
n8.doc364kb.19.02.2007 15:48скачать
n9.doc249kb.19.02.2007 15:48скачать
n10.doc70kb.19.02.2007 15:48скачать
n11.doc133kb.19.02.2007 15:48скачать
n12.doc352kb.19.02.2007 15:48скачать
n13.doc200kb.19.02.2007 15:48скачать
n14.doc188kb.19.02.2007 15:48скачать
n15.doc386kb.19.02.2007 15:48скачать
n16.doc145kb.19.02.2007 15:48скачать
n17.doc226kb.19.02.2007 15:48скачать
n18.doc98kb.19.02.2007 15:48скачать
n19.doc54kb.19.02.2007 15:48скачать
n20.doc279kb.19.02.2007 15:48скачать
n21.doc113kb.19.02.2007 15:48скачать
n22.doc211kb.19.02.2007 15:48скачать
n23.doc86kb.19.02.2007 15:48скачать
n24.doc421kb.19.02.2007 15:48скачать
n25.doc678kb.19.02.2007 15:48скачать
Читайте так же:
Укрепление откосов посевом трав расход семян

n14.doc

Безопасность при производстве земляных работ

Причины травматизма:

а) обрушение грунта вследствие:

  • превышение нормативной глубины разработки без крепления;
  • неправильное устройство или недостаточная прочность и устойчивость крепления;
  • нарушение правил разработки котлованов и траншей;
  • неправильное устройство откосов;
  • возникновение неучтенных дополнительных нагрузок от строительных материалов, машин, конструкций;
  • нарушения технологии земляных работ;
  • неправильное устройство водоотвода;
  • обрушение мерзлых грунтов при оттаивании;
  • обрушение лессовых грунтов (сухие – прочные, при увлажнении – существенно ослаблены);

б) отсутствие сигнальных и защитных ограждений;

в) нарушения рабочими (недостаток квалификации или дисциплины) правил управления машинами;

В ПОС должны быть решены следующие вопросы (по СНиП):

  • определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов, траншей (далее — выемки) с учетом нагрузки от машин и грунта;
  • определение конструкции крепления стенок котлованов и траншей;
  • выбор типов машин, применяемых для разработки грунта и мест их установки;
  • дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями;
  • определение мест установки и типов ограждений котлованов и траншей, а также лестниц для спуска работников к месту работ.

При наличии подземных коммуникаций – должно быть разрешение от организаций, эксплуатирующих эти коммуникации. Специальные планы. Наблюдение мастера, а вблизи — представителя организации. Разработка механическим способом (2 м до кабеля сбоку, 1 м до кабеля сверху), далее вручную.

В местах прохода людей и проезда транспорта – ограждение котлованов и траншей с освещением в ночное время. В местах перехода через траншеи – мостики и трапы шириной 0.6 м с ограждением на высоте 1.1 м.

До начала разработки грунта – отведение поверхностных и грунтовых вод. Способы отведения – в ППР.

Механизированный способ разработки грунта. Экскаватор – на ровной площадке (уклон не более паспортного). При слабых грунтах – укрепляющие щиты, под гусеницы – инвентарные упоры (другие запрещены). Расстояние от поворотной платформы до здания, штабелей конструкций и др. – не менее 1 м, в зоне работы ковша – 5 м от вылета стрелы. Передвижение – по маршруту, стрела по ходу, ковш пустой, 0.5 от земли.

Одноковшовые экскаваторы с прямой лопатой – устанавливают в забое глубиной не более высоты подъема лопаты. В верхней части образуется вертикальная стенка. Ее необходимо специально обрушить.

Одноковшовые экскаваторы с обратной лопатой – в забое глубиной не более паспортной глубины копания. Опускать стрелу на угол более 45 о не допускается. Постоянный контроль состояния откосов грунта.

Экскаватор с драглайном. Бросать ковш на грунт не допускается. Отклонение от стрелы не более 20 о . При работе с забросом – особая осторожность.

Экскаватор с клин-бабой – для рыхления мерзлых грунтов при глубине промерзания до 0.7 м, с шар-бабой – до 0.5 м. Опасная зона разлета осколков ограждается.

Устройство откосов и крепление котлованов

Глубина откосов и выемок более 5 м – в соответствии с проектом по расчету.

Если в процессе работ грунт подвергся увлажнению:

мастер проводит осмотр. Если есть трещины, козырьки и др. признаки обрушения необходимо искусственно обрушить грунт, временно остановить работы, запретить проход и проезд, увеличить откосы, принять все меры для безопасности.

Читайте так же:
Зашить дверной откос своими руками

Расчет безопасного угла откоса

Рис. 16.1. Геометрические элементы уступа: H — высота уступа;  — угол предельного равновесия откоса,  — угол между плоскостью обрушения и горизонтом (АВС – призма обрушения);  — угол естественного откоса.

Сила сцепления в плоскости АС равна:

Масса призмы обрушения .

Введем обозначения: k = c/, AB=H/sin. Тогда получим .

Отсюда получим высоту уступа: .

Для вертикальных стенок  = 90 о

Окончательно, введя обозначения k = c / ( kуст) и  ’ = arctg (tg/kуст),

где kуст – коэффициент устойчивости откоса принимаемый равным 1.5 … 3.0,

 — плотность грунта, получим:

Обнаружение взрывоопасных веществ – остановка, получение разрешения

При работе в зонах с патогенным заражением (свалки, скотомогильники, кладбища) – разрешение органов санитарного надзора.

Грунт, извлеченный из котлована, укладывать на расстоянии не менее 0.5 м.

Разрабатывать грунт «подкопом» не допускается.

Рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками допускается на глубину:

1 м – насыпные, песчаные

1.5 м суглинки и глины

Допускаемая крутизна откосов, выемок и траншей без крепления (по СНиП)

2. К не слежавшимся насыпным относятся грунты с давностью отсыпки до двух лет для песчаных; до пяти лет — для пылевато-глинистых грунтов.

Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м (и до 5 м для условий, не вошедших в таблицу) должна устанавливаться проектом

Крепления должны возвышаться над бровкой выемки на 15 см.

Установка креплений сверху вниз по мере разработки траншеи на глубину 0.5 м.

Роторными и траншейными экскаваторами допускается в связных грунтах глубиной до 3 м. В местах нахождения рабочих – крепления.

После увлажнения – траншеи и котлованы тщательно осмотреть, слабый грунт (козырьки, трещины,…) — обрушить.

При электропрогреве – соблюдать ГОСТ 12.1.013-78. Поверхность огородить, установить предупредительные знаки, освещать. Расстояние от ограждения до прогреваемой зоны не менее 3 м

При разработке выемок бадьей – навесы-козырьки для укрытия рабочих

Погрузка на автосамосвалы – с задней или боковой стороны

При односторонней засыпке пазух свжевыложенных стен и фундаментов – меры безопасности, обеспечивающие прочность и устойчивость.

При разработке взрывным способом – руководствоваться правилами Госгортехнадзора.

Применение креплений котлованов и траншей:

Нагрузкой для креплений является активный отпор грунта, который можно принять:

акт = H tg 2 (45 o /2) – 2 c tg(45 o /2), где с – коэффициент сцепления. Для несвязных грунтов с = 0. Формула имеет вид: акт = H  tg 2 (45 o — /2).

Далее проводится расчет крепления методами сопромата. Несколько примеров: стойка, подпорка, доски…

Инвентарные крепления траншей – распорные.

Распорное крепление, подкосное, шпунтовое, анкерное

Разработка карьеров

Разработка мерзлых грунтов

Высокая прочность мерзлых грунтов. При оттаивании (особенно водонасыщенные) – прочность резко падает. Используют способы: буровзрывной, разрушение грунта ударными приспособлениями (клин-баба (металлическая отливка массой 1.5 … 4.0 т), дизель-молот,…), резание механизмами, оттаивание (пар, вода, электричество).

При рыхлении ударным способом – опасность разлета осколков (особенно при ударе рабочего органа под углом (до 65 о )). Защитные сетки: высотой до 4.0 м и на расстоянии до 16 м.

Разработка грунта способом гидромеханизации

Применяется для: вскрыши карьеров, устройства и зачистки котлованов, траншей, дорожных насыпей и выемок, при планировании строительных площадок.

Способы: размыв грунта струей воды и транспортирование пульпы по лоткам или по трубам с помощью землесоса; всасывание и транспортирование пульпы землесосом.

В основном – для подводных работ, для намывки плотин, т.д.

Применяют: гидромониторно-землесосные и гидромониторно-самотечные установки.

Давление воды – опасно для жизни. Безопасное (наименьшее) расстояние от гидромонитора до забоя равно Lmin = a h, h – высота забоя, а – коэффициент зависит от грунта: лессовые — 1.22, глины – 1.0, песчаники – 0.6…0.8, суглинки – 0.4…0.6.

Читайте так же:
Как сделать откос двери входной доборами

После монтажа или ремонта гидромониторной установки (перед работой) ее испытывают на давление 1.8 номинального, но не ниже 0.5 МПа. Наибольшее – 1.0 МПа.

Предельный угол откоса сыпучих и предельная высота откоса связных грунтов.

Откос сыпучего грунта на котором лежит тверд, частица М.Разложим вес частицы Р на две составляющие: Нормальную N к линии откоса αb и касательную T.Сила T стремиться сдвинуть частицу к подножию откоса, но ей будет противодействовать сила трения T’, пропор-ая нормальному давлению,т.е. T’=fN, где f-коэф. трен. Проектируя все силы на наклонную грань откоса Р sinα- fРcosα=0,откуда tqα=f,а т.к. коэф. трения f= tqφ,то окончательно получим :α=φ,Предельный угол откоса сыпучих грунтов равен углу внутреннего трения грунта. Это — угол естественного откоса. Естественный откос относиться только к сухим грунтам, для связных глинистых оно теряет всякий смысл, т.к. у последних в зависимости от их влажности угол откоса может меняться от0 до90º и зависит так же от высоты откоса. Условие равновесия идеально связ. грунта.(φ=0;с≠0). Нарушение равновесия при некоторой предельной высоте h произойдет по плоской поверхности скольжения αc,наклонной под углом α к горизонту. Составим уравнение равновесия всех сил, действ-их на оползающую призму αbc.Дейсвующей силой будет вес Р призмы αbc.Стороны призмы bc=hctqα. Р=(yh 2 /2)* ctqα.Силу Р разложим на нормальную и касательную к поверхности скольжении αc. Силами, сопротивляющимися скольжению, будут лишь силы сцепления c, распределенный по плоскости скольжения αc=h/sinα. Т.к.в верхней точки с призмы αbc давление будет =0, а в нижнем α-максим., то в среднем учитывать половину силы сцепления. Составим ур-е равновесия, взяв сумму проекций всех сил на направлений αc и прирав к 0. (yh 2 /2) ctqα sinα-(с/2)*(h/ sinα)=0,откуда с=(yh/2) sin2α.

Определим значение высоты h=h90,соответствующей максим-му использованию сил сцепления. При этом sin2α=1 и α=45 о .отсюда следует h90=2с/y. Таким образом массив связного грунта может иметь верт-й откос h90 определяемой высоты. При высоте больше h90 произойдет сползание призмы αbc.

В сыпучих грунтах предельный угол откоса равен углу внутреннего трения сыпучего грунта.

Про связные грунты не нашла….может быть в лекции, но я не успевала за ним записывать( у меня только про несвязные написано.

№25. Предельная нагрузка на подпорную стену для сыпучих грунтов.

Если свободный откос массива грунта имеет крутизну больше предельной, возникает необходимость поддержать его подпорной стеной. Подпорные стены сооружения служат для поддержания массива грунта в равновесии. При некотором давлении Еактивное подпорная стенка может повернуться по направлению от грунта, что приведет к потере устойчивости и поддерживающего массива грунта.

Задача закл-ся в определении макс. давления грунта на подпорную стену. Принимаем след-ие допущения:

1. поверхность скольжения плоская.2. призма обрушения соответствует Рмакс.

; ; ; . Равнодействующая активного давления =площади эпюры и приложена на высоте 1/3 от основания. ;

Пусть на поверхн-и грунта приложена некоторая равномерно распред-ая нагрузка Q=q=ɤ*h.

Заменим данную нагрузку q эквивалентным слоем грунта h.

; ; ; ;

.

№26. Предельная нагрузка на подпорную стену для связных грунтов

Если свободный откос массива грунта имеет крутизну больше предельной, возникает необходимость поддержать его подпорной стеной. Подпорные стены сооружения служат для поддержания массива грунта в равновесии. При некотором давлении Еактивное подпорная стенка может повернуться по направлению от грунта, что приведет к потере устойчивости и поддерживающего массива грунта. Задача закл-ся в определении макс. давления грунта на подпорную стену. Принимаем след-ие допущения: 1.поверхность скольжения плоская.2. призма обрушения соответствует Рмакс.

В связных грунтах действует сцепление с, кот-е можно заменить всесторонним давлением связности, прилож-ым к свободным граням грунта и заменить это давление на эквивалентный слой грунта высотой h. . Т. обр. сцепление уменьшает боковое давление грунта на подпорную стену на постоянную по всей величине высоту и на некот. высоте hс суммарное давление =0. ; –активное давление связного грунта на подпорную стену.

Читайте так же:
Как самому установить сэндвич откосы

«Предложения по расчету устойчивости откосов высоких насыпей и глубоких выемок»

МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО РАСЧЕТУ УСТОЙЧИВОСТИ
ОТКОСОВ ВЫСОКИХ НАСЫПЕЙ
И ГЛУБОКИХ ВЫЕМОК

ПРЕДИСЛОВИЕ

Отсутствие в настоящее время единого нормативно-технического документа, который мог бы дать четкие и достаточно полные рекомендации по всем основным этапам оценки устойчивости откосов высоких насыпей и глубоких выемок, начиная с оценки инженерно-геологической обстановки и выбора расчетной схемы и кончая определением расчетных характеристик грунтов, создает определенные трудности при проектировании земляного полотна автомобильных и железных дорог и зачастую приводит к недостаточно обоснованным решением. Вследствие этого нередки случаи нарушения устойчивости откосов, ведущие к дополнительным и часто весьма значительным затратам.

Настоящие «Предложения по расчету устойчивости откосов высоких насыпей и глубоких выемок», разработанные Союздорнии совместно с ЦНИИС, дают по вопросам расчета устойчивости откосов рекомендации, которые позволят в максимально возможной степени исключить необоснованные решения.

«Предложения» составлены на основе изучения литературных и фондовых материалов по вопросам устойчивости откосов (включая методы определения расчетных параметров), анализа и обобщения опыта проектирования высоких откосов, изучения и анализа существующих методов расчета устойчивости откосов, результатов натурных обследований участков высоких насыпей и глубоких выемок на различных объектах и случаев нарушения устойчивости откосов земляного полотна. Кроме того, при разработке «Предложений» выполнены специальные расчеты, лабораторные испытания и некоторые дополнительные теоретические исследования. В «Предложениях» учтены результаты исследований в области обеспечения устойчивости откосов, проведенных как в различных организациях, так и отдельными авторами. В частности, в основу исследований Союздорнии при разработке настоящих «Предложений» был положен ряд принципиальных положений, выдвинутых в работах проф. Н.Н. Маслова (МАДИ). ЦНИИС в своих исследованиях использовал ряд работ, выполненных под руководством проф. Г.М. Шахунянца (МИИТ).

Некоторые вопросы (учет сейсмического воздействия, определение гарантированных значений характеристик грунтов и др.) отражены в настоящих «Предложениях» на основании материалов известных работ, без дополнительных исследований.

В «Предложениях» приведена классификация откосов и форм нарушения их общей устойчивости, даны рекомендации о порядке выбора расчетных схем и методов расчета, изложен порядок применения рекомендуемых методов, требования в отношении коэффициента запаса, а также рекомендации по методике определения расчетных параметров.

от Союздорнии — канд. техн. наук В.Д. Казарновский, мл. науч. сотр. Ю.М. Львович, ст. инж. Н.И. Вельмакина;

от ЦНИИС — канд. техн. наук Е.А. Яковлева, инж. Л.Л. Аполлонов.

В исследованиях на различных этапах принимали участие:

в Союздорнии — канд. геол.-минерал. наук Н.С. Бирюков, инж. Е.Т. Семенова, мл. науч. сотр. Т.И. Федосеева, ст. инж. Ю.В. Пудов, ст. техник В.В. Юдина, техник В.С. Карпова;

в ЦНИИС — ст. инж. Г.И. Коковашина, и.о. инж. И.С. Лебедева, ст. мастер В.П. Корнилин, инж. А.М. Володин, ст. мастер Р.С. Ибрагимов, рабочая Т.И. Тихонова.

канд. техн. наук, доцент В. Михайлов

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие «Предложения» касаются методов оценки общей устойчивости откосов земляного полотна автомобильных и железных дорог и глубоких (глубже 12 м) выемках и высоких (выше 12 м) насыпях, а также в сложных инженерно-геологических условиях.

В «Предложениях» рассматриваются откосы, сложенные преимущественно глинистыми, песчаными, гравелистыми и щебенистыми непросадочными грунтами. При этом предполагается, что в основании откосов также залегают непросадочные и не вечномерзлые грунты.

Откосы в скальных грунтах не рассматриваются.

«Предложения» не освещают вопросов местной устойчивости откосов, для обеспечения которой в необходимых случаях должны быть предусмотрены специальные мероприятия.

2. Расчет устойчивости откоса в каждом конкретном случае должен проводиться на основе детального изучения инженерно-геологической обстановки района и участка трассы, а также конкретных особенностей условий работы земляного полотна на данном участке.

Читайте так же:
Как сделать деревянные откосы для дверей своими руками

3. Расчетная схема и метод расчета выбираются в каждом случае индивидуально.

При их выборе необходимо учитывать возможность многообразия форм проявления нарушения устойчивости откосов. Выбранная расчетная схема должна соответствовать наиболее вероятной для данного случая форме нарушения устойчивости откоса, определяемой инженерно-геологическими особенностями и особенностями условий работы откоса. Эти особенности отражены в классификации откосов.

В тех случаях, когда трудно заранее достоверно определить наиболее вероятную форму нарушения устойчивости откоса, необходимо провести комплексные расчеты, исходя из двух или нескольких наиболее вероятных схем.

4. Расчеты устойчивости откосов насыпей и выемок необходимо проводить для расчетных поперечников. В качестве расчетных принимаются поперечники с наиболее неблагоприятным сочетанием различных факторов, таких, как высота и крутизна откоса, величина сдвиговых характеристик грунтов, мощность и расположение слабых прослоек, наклон слоев, наличие выклинивающихся грунтовых вод или подтоплений и т.п.

5. Расчеты устойчивости выполняются для условий плоской задачи, т.е. для элемента откоса протяженностью (вдоль трассы) 1 м.

Для проведения расчета необходимы:

— данные по общим инженерно-геологическим условиям района строительства;

— заданное очертание откоса;

— геотехнический разрез по расчетному поперечнику;

— расчетные значения физико-механических характеристик грунтов, слагающих откос и его основание;

— расчетные временные нагрузки.

6. Степень достоверности расчета в значительной мере определяется правильностью выбора расчетной схемы и расчетных значений сдвиговых характеристик грунтов откоса и его основания.

Расчетные значения сдвиговых характеристик грунтов должны устанавливаться по данным испытаний образцов грунтов в лаборатории с учетом статистического характера закономерностей в грунтах. Методика испытаний должна в максимальной степени моделировать реальные условия работы откосов, учитывая вероятность наиболее неблагоприятного, с точки зрения устойчивости откосов, сочетания этих условий.

7. При оценке устойчивости вновь проектируемых откосов необходимо вводить коэффициенты запаса, отражающие возможный недоучет реальных условий расчетной схемой. Величина коэффициента запаса зависит от метода расчета и некоторых других условий и принимается в соответствии с указаниями п. 56 .

II . СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ОТКОС

8. При расчете устойчивости откосов земляного полотна автомобильных и железных дорог учитываются возникающие в откосе или в его основании усилия:

от собственного веса грунтовой толщи;

от воздействия временной подвижной нагрузки (для насыпей);

от веса верхнего строения пути (для железнодорожных насыпей);

в результате фильтрации грунтовых вод, подтопления или затопления насыпи водой, а также дополнительные усилия, возникающие в результате сейсмических явлений.

Высоту эквивалентного слоя грунта от расчетной тракторной нагрузки (рис. 1 ) определяют по формуле

(1)

где Рп — погонная нагрузка на одну гусеницу, т/м;

Zn — высота эквивалентного слоя грунта, м;

l — ширина нормативной гусеничной нагрузки, м;

γ — объемный вес грунта верхней части откоса земляного полотна, т/м 3 .

За нормативную гусеничную нагрузку принимается нагрузка от одной расчетной машины на гусеничном ходу, установленной в расчетном положении на обочине параллельно оси земляного полотна. Расстояние от внешней гусеницы до бровки откоса должно быть не менее 0,25 м. Основные данные по нормативным гусеничным нагрузкам приведены в табл. 1 .

Рис. 1. Учет подвижной нагрузки при расчете устойчивости откосов автодорожных насыпей

10. При расчете устойчивости откосов железнодорожных насыпей величина временной погонной подвижной нагрузки Рп определяется по формуле (рис. 2 )

(2)

где Р — давление на ось расчетного локомотива, т;

l жб — длина жесткой базы локомотива, м;

Σ Р — суммарное давление на оси, составляющие жесткую базу, т.

Для железнодорожных линий I и II категорий величину погонной поездной нагрузки следует назначать равной 23 т, принимая во внимание перспективный тип локомотива с давлением на ось 32 т (см. приложение 3 , 4 ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector