Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повреждение откосов земляного полотна

Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений

Ремонт земляного полотна направлен на обеспечение сохранности геометрической формы его элементов, поддержание в работоспособном состоянии водоприемных, дренажных и водоотводных сооружений, обочин, полосы отвода. Работы, как правило, выполняют в весенне-летне-осенний периоды в объемах, определенных проектом по результатам обследования дороги.

Бровку земляного полотна восстанавливают и укрепляют посевом трав независимо от наличия на обочине укрепления и его конструктивных особенностей. Одновременно устраняют причины, вызывающие ее разрушение.

При ремонте неукрепленных обочин профилируют и планируют их поверхность с приданием поперечного уклона до 50. 60‰. Для подсыпки обочин используют супесчаный, песчаный грунт или аналогичный тому, из которого отсыпана насыпь. Если на обочинах на период проведения ремонтных работ не предусматривается устройство слоев повышенной прочности, следует осуществить травосеяние. В этих случаях ремонтные работы необходимо проводить всроки, обеспечивающие нормальный рост трав и развитие их корневой системы. Укрепление травосеянием применяют при грунтах с показателем кислотности рН>5. Растительный грунт должен содержать необходимые компоненты питательных веществ. Бедные почвы обогащают минеральными и органическими удобрениями, руководствуясь нормами внесения удобрений (табл. 12.3.1), высева семян трав (табл. 12.3.2).

Нормы внесения удобрений

УдобренияКоличество кг на 100 м 2
Минеральные: азотные фосфорные калийные Органические — торфокомпост3,0 3,0 1,5 100-200

Нормы высева семян

Вид граныНаименованиеКоличество кг на 100 м 2
Низовые КорневищныеМятлик луговой Овсяница красная Полевица белая0,45-0,50 1,00-1,20 0,25-0,30
Корневищно-рыхлокустовыеМятлик луговой Овсяница красная Полевица обыкновенная0,45-0,50 1,00-1,20 0,20-0,25
РыхлокустовыеОвсяница луговая Райграс пастбищный Гребенник обыкновенный Пырей бескорневищный1,20-1,40 1,20-1,40 0,70-0,90 1,20-1,40

На укрепленных обочинах заделывают разрушения покрытий и нижних слоев укрепления, усиливают конструкцию. Эти работы целесообразно совмещать с ремонтом проезжей части. Поперечный уклон обочин делают не менее 40‰. Для ремонта используют материалы, аналогичные принятым в конструкции укрепления или с лучшими свойствами.

При ремонте выполняют работы и по новому укреплению обочин, которое должно учитывать грунтовые и климатические условия, интенсивность и состав транспортных средств. Предпочтение следует отдавать местным материалам и отходам промышленности.

Для снижения расхода строительных материалов и повышения срока службы укрепления в конструкцию вводят прослойки синтетических материалов тканого и нетканого типов, которые могут выполнять функции армирующего, дренирующего или гидроизоляционного слоя, а также защитной прослойки между слоями укрепления (табл. 12.3.3). Толщина полотен тканого и нетканого типов не должна превышать 2. 6 мм, ширина — не менее 0,7 м.

Ориентировочные показатели производства работ при различных вариантах укрепления обочин приведены в табл. 12.3.4. 12.3.6.

Требования к синтетическим материалам

ПоказательСинтетические материалы, применяемые в качестве слоя
армирующегозащитного (на контакте с крупнофракционным материалом)дренирующего и защитного
Прочность на разрыв, МПа
Модуль деформации при растяжении, Н/см
Модуль упругости при растяжении, Н/см

Укрепление обочин гравийно-песчаной смесью оптимального состава с применением синтетического материала в рулонах шириной 1,5 м и массой 50 кг (измеритель — 100 м 2 укрепленных обочин при ширине укрепления 2,0 м и толщине слоя 0,15 м)

Вид работыСостав звенаТрудоемкость, чел.-ч
Устройство корыта автогрейдером с перемещением грунта на откосы земляного полотнаМашинист 6-го разряда — 10,23
Укладка синтетического материала с отгибом на 0,1 м у кромки покрытия (вручную)Дорожные рабочие 2-го разряда — 20,01
Разравнивание и планировка гравийно-песчаной смеси автогрейдером за четыре проходаМашинист 6-го разряда — 10,25
Поливка поверхности слоя гравийного материала водой (из расчета 6% воды от массы материала)Машинист поливомоечной машины 4-го разряда — 10,075
Подкатка слоя легкими вальцовыми катками за четыре прохода по каждому следуМашинист 5-го разряда — 10,22
Уплотнение слоя средними катками за 15 проходов по каждому следуМашинист 5-го разряда- 10,82

Укрепление обочин щебнем с поверхностной обработкой (измеритель — 100 м 2 укрепленных обочин при ширине укрепления 2,0 м и толщине слоя 0,15 м)

Вид работыСостав звенаТрудоемкость, чел.-ч
Рыхление грунта обочины кирковщиком, смонтированным на автогрейдере, за четыре прохода по одному следуМашинист 6-го разряда — 10,58
Устройство корыта автогрейдером с перемещением грунта на откосы земляного полотнаМашинист 6-го разряда — 10,23
Разравнивание и планировка щебня в корыте автогрейдером за четыре проходаМашинист 6-го разряда — 10,45
Уплотнение щебня самоходным катком массой 5-6 т за 12 проходов по одному следуМашинист 5-го разряда — 10,68
Розлив битума автогудронатором по норме 1,5 л/м 2Машинист 5-го разряда — 1, 4-го разряда -10,11
Россыпь черного клинца автомобилем-самосвалом, оборудованным съемным приспособлением для россыпи, по норме 25 кг/м 2Машинист 4-го разряда — 10,11
Уплотнение клинца самоходным катком массой 8-10 т за 10 проходов по одному следуМашинист 5-го разряда — 10,56

Укрепление обочин асфальтобетоном на основании из щебня фракции 70-120 мм (измеритель — 100 м 2 укрепленных обочин при ширине укрепления 2,5 м и толщине слоя 0,17 м, в том числе 0,04 м — асфальтобетонное покрытие)

Вид работыСостав звенаТрудоемкость, чел.-ч
Рыхление грунта обочины кирковщиком, смонтированным на автогрейдере, за четыре прохода по одному следуМашинист 6-го разряда — 10,62
Устройство корыта автогрейдером с перемещением грунта на откосы земляного полотнаМашинист 6-го разряда — 10,25
Выравнивание кромки с частичной подломкой старого покрытия пневматическим инструментом (25 % всей длины)Асфальтобетонщики (асфальтировщики) 3-го разряда — 1 , 1-го разряда — 10,52
Разравнивание и планировка щебня в корыте автогрейдером за четыре проходаМашинист 6-го разряда — 10,45
Уплотнение слоя щебня толщиной 13 см катком массой 8-10 т за 12 проходовМашинист 5-го разряда — 10,68
Подгрунтовка щебеночного основания жидким битумом по норме 0,5 л/м 2 с помощью автогудронатораМашинист 5-го разряда — 1, 4-го разряда — 10,028
Укладка асфальтобетонной смеси слоем 4 см асфальтоукладчикомМашинист 6-го разряда — 1; асфальтобетонщики (асфальтировщики) 5-го разряда — 1, 3-го разряда — 1, 2-го разряда — 13,08
Подкатка слоя легкими катками за 4-6 проходов по одному следуМашинист 5-го разряда — 10,33
Уплотнение слоя средними или тяжелыми катками за 8. 10 проходов по одному следуМашинист 5-го разряда — 10,55
Читайте так же:
Кладка стен толщиной полтора кирпича

При ремонте земляного полотна укрепляют откосы насыпей и выемок в местах оплывов, промоин и т.д. Такие места планируют, предварительно засыпав ямы грунтом, и укрепляют посевом многолетних трав, решетчатыми конструкциями из сборных элементов и др. При потере общей устойчивости откосы уполаживают, устраивают дренаж по специальным проектам.

При ремонте откосов используют рулонные синтетические материалы. Примерные нормы трудовых затрат на некоторые виды укрепления откосов указаны в табл. 12.3.7 и 12.3.8.

Укрепление откосов засевом травой (на 100 м 2 укрепленных откосов)

Вид работыСостав звенаТрудоемкость, чел.-ч
Выравнивание грунта на откосах граблями, разбивка комьев, удаление камней (грунт II группы)Рабочий зеленого строительства 2-го разряда — 14,4
Разметка верха укреплений откосов шнуромРаб. зеленого строит. 2-го раз. — 10,67
Укрепление откосов засевом травыРабочий зеленого строительства 3-го разряда- 11,15
Поливка засеянной площади водой из поливомоечной машины через шлангРабочий зеленого строительства 4-го разряда — 11,2

Укрепление откосов решетчатыми конструкциями из сборных

Вид работыСостав звенаТрудоемкость, чел.-ч
Устройство упора из железобетонных плитДорожные рабочие: 4-го разряда — 1, 2-го разряда — 10,98
Укладка решетчатых конструкций с частичной планировкой поверхности откоса, закрепление элементов штырямиДорожные рабочие: 4-го разряда — 1, 3-го разряда — 1, 2-го разряда — 22,3
Заполнение ячеек песчано-гравийной смесью, планировка смеси и уплотнение ручными трамбовкамиДорожные рабочие: 3-го разряда — 1, 2-го разряда — 12,0

При ремонте откосов насыпей и выемок выравнивают отдельные участки, восстанавливают нарушенный травяной покров, исправляют укрепленные места. Восстановление травяного покрова на откосах осуществляют путем посева многолетних трав, предварительно покрыв места растительным грунтом и удобрениями. Восстановление разрушенных мест укрепленных откосов выполняют из материалов, использованных в укреплении.

При ремонте земляного полотна восстанавливают деформированные и разрушенные элементы поверхностного водоотвода, системы дренажей, обочины, подпорные стены и откосы, притрассовые резервы с устранением причин деформаций и разрушений.

Водоотводные и нагорные канавы прочищают на всем протяжении ремонтируемого участка, создавая требуемый поперечный профиль и продольный уклон не менее 10‰ особое внимание уделяют заиливающимся низовым участкам.

При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений дно, стены канав, выходные русла укрепляют сборными бетонными элементами, мощением, дернованием и другими способами с учетом скорости течения и объема перемещаемой воды, степени размываемости грунтов. Во всех случаях стены канав должны иметь укрепление на 10-15 см выше максимального уровня воды в период пропуска наибольших объемов.

Недостаточно эффективный водоотвод приводит к переувлажнению земляного полотна, поэтому на полосе отвода выполняют планировочные работы. Дно резерва во избежание застоя воды должно иметь поперечный уклон не менее 20‰ в сторону от насыпи и продольный уклон не менее 10‰. Если необходимо пропустить нерасчетное количество воды, делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, устраиваемую на границе полосы отвода. Размеры выпусков и канав зависят от местных, климатических условий.

При сильном увлажнении насыпей грунтовыми водами на границе полосы отвода следует устраивать продольные дренажные прорези открытого или закрытого типа в зависимости от грунтовых и гидрологических условий по специальным проектам на производство осушительных работ. Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные подземные водостоки, дренажи, дренажные воронки и прорези, промывают заилившиеся дренажи с помощью гидромелиорационных машин. Если обнаружен вынос песка через дренажные трубы, необходимо перестроить приемную часть дрен, усилив щебеночный фильтр. На этих работах целесообразно использовать нетканые синтетические материалы, обеспечивающие долговременную и эффективную работу фильтров. Их следует также применять для новых продольных дренажей закрытого типа. При ремонте дренажа заменяют отдельные дрены или дрены на небольших по протяжению участках дренажа, ремонтируют устья, колодцы, заменяют на отдельных участках фильтровальную обсыпку.

На отдельных пучинистых участках частично заменяют грунт, с использованием в подстилающих слоях рулонных синтетических материалов, инъецируют растворы закрепляющих материалов, выполняют сплошную очистку дренажных устройств и водоотводных канав, на участках с малыми или затяжными продольными уклонами периодически устраивают дополнительные выпуски из боковых канав в сторону полосы отвода.

Дальний Восток стихийно отделился

Паводки в Забайкальском крае нарушили сообщение по Транссибу и автотрассе «Амур»

  • 1

Ливневые дожди и последующие за ними паводки в Забайкальском крае привели к масштабным повреждениям объектов транспортной инфраструктуры региона. Наиболее критичным стало разрушение моста на Транссибирской железной дороге и размыв проезжей части на федеральной трассе «Амур» Чита—Хабаровск. Таким образом, транспортное сообщение между сибирскими и дальневосточными регионами России остается частично парализованным. Как сообщили “Ъ” в ОАО РЖД, на сегодняшний день в пути задержан 1081 человек. Президент РФ Владимир Путин призвал правительство «самым внимательным образом отнестись к жизнеобеспечению региона» и пообещал, что сообщение будет восстановлено в течение нескольких суток.

Читайте так же:
Клей для линолеума на бетонный пол

Из-за обрушения железнодорожного моста на перегоне Куэнга—Укурей Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) остановлено движение по Транссибу в обоих направлениях, сообщило ОАО РЖД. К смыву опоры моста в районе села Дунаево (Сретенский район Забайкальского края) привели сильные ливни: с начала июля там выпало 144 мм осадков, или 150% от месячной нормы, а максимальное число осадков — за сутки с 21 по 22 июля — составило 121% от месячной нормы июля. К месту происшествия направлены ремонтные поезда. На участке Куэнга—Укурей, где обрушился мост, курсируют шесть пар пассажирских, три пары пригородных и 78 пар грузовых поездов.

Об этом сообщил в четверг в Telegram-канале вице-премьер Забайкалья Андрей Гурулев. Тогда же обнаружили подмыв железнодорожного пути по двум путям на перегоне Алеур—Бушулей. Ранним утром движение на перегоне Алеур—Чернышевск закрыто из-за подмыва насыпи другого моста. 22 июля ЗабЖД сообщала, что ожидаются задержки пассажирских поездов сообщением Чита—Благовещенск, Москва—Владивосток, Владивосток—Омск, Владивосток—Москва. После обрушения моста предупредили и о задержке поезда Самара—Владивосток.

Глава ОАО РЖД Олег Белозеров провел заседание оперштаба. В связи со стихийным бедствием компания ограничила движение поездов на восток. До 25 июля включительно введен запрет на погрузку всех грузов, кроме продовольственных, со всех станций западнее станции Бушулей ЗабЖД в восточном направлении. До восстановления инфраструктуры не будет погрузки в адрес станций Дальневосточной железной дороги, участка Бушулей—Журавли ЗабЖД, а также «Железных дорог Якутии».

Telegram-канал ОАО РЖД оперативно рапортует об обстановке на поврежденных участках. В частности, сообщается там, с востока к проблемному участку на перегоне Куэнга—Укурей подъехали поезда Владивосток—Москва (№1), Владивосток—Самара (№11), Благовещенск—Чита (№391). «Пассажиры этих поездов будут перевезены на автобусах от станции Чернышевск до станции Шилка,— обещают представители перевозчика.— После этого они проследуют на поездах до мест назначения». С запада к этому участку приблизился поезд Самара—Владивосток (№12), пассажиры будут перевезены, говорят в компании, «на автобусах от Шилки до Чернышевска и далее на поезде». Между тем поезд Москва—Владивосток (№2) остановлен в Чите. Его пассажиров обещают разместить в гостиницах и отправить чартерным рейсом в Хабаровск в субботу, откуда они отправятся к местам назначения поездами. «Все пассажиры задержанных поездов обеспечены водой и дополнительным питанием»,— заверили в ОАО РЖД.

В разговоре с “Ъ” руководитель пресс-службы ЗабЖД Сергей Харчев оценил ситуацию как «очень сложную» и затруднился назвать сроки восстановления сообщения.

Как сообщили “Ъ” в ОАО РЖД, на сегодняшний день в пути задержан 1081 человек.

Спасатели МЧС на месте подтопления в селе Заречный

Фото: ГУ МЧС России по Забайкальскому краю

МЧС России работает на территории пострадавших от паводков районов

Ремонт обочин и откосов земляного полотна

Неукреплённые или укреплённые несвязным материалом обочины, имеющие колеи, просадки, бугры выдавленного грунта в результате наезда автомобилей на переувлажнённый грунт планируют с приданием им поперечного уклона 40—60 ‰. При необходимости производят подсыпку щебня с его последующим планированием и уплотнением. Прибровочную полосу укрепляют травосеянием. На участках дорог, где обочины имеют большие деформации и разрушения, в регионах со значительными атмосферными осадками, особенно на дорогах с высокой интенсивностью движения их укрепление выполняют, как правило, связными материалами (асфальтобетон, цементобетон, чёрный щебень, битумогрунт и т. д.). Конструкция укрепления должна соответствовать действующим нагрузкам без образования на ней недопустимых деформаций, иметь коэффициент сцепления и ровность согласно ГОСТу и приниматься согласно требованиям действующих нормативных документов.

Слои укрепления на обочинах ограничивают попадание влаги в земляное полотно и в этой связи могут использоваться и как мероприятия для регулирования водно-теплового режима дорожной конструкции в целом. При расположении обочин над стыком старой и отсыпаемой части уширения насыпи решение по укреплению обочины должно обеспечивать равнопрочность этих участков конструкции.

Наиболее экономичным по единовременным капитальным затратам является укрепление обочин устройством краевой укрепительной полосы, в том числе выполняемое и путём уширения проезжей части (рис. 16.1). Решение улучшает транспортно-эксплуатационные показатели дороги, способствует усилению кромки проезжей части, однако оно эффективно при малом количестве наездов на обочину, малом количестве выпадающих осадков и земляном полотне из легких грунтов. В условиях интенсивной эксплуатации остановочной полосы, в сложных грунтовых и климатических условиях конструкция краевой укрепительной и остановочной полос принимается единой (рис. 16.2). Такая конструкция оказывает положительное воздействие и на водно-тепловой режим земляного полотна [97].

Применение в конструкциях геосинтетических материалов диктуется необходимостью гидроизоляции, дополнительного дренирования или сокращения расхода дорожно-строительных материалов (повышения прочности конструкции).

Рис. 16.1. Дорожные одежды на обочинах:

1 — асфальтобетон, цементобетон; 2 — щебёночные материалы, шлаки; 3 — укреплённый неорганическими
вяжущими грунт; 4 — щебень, гравий с пропиткой вяжущими материалами; 5 — гравийные
(щебёночные материалы); 6 — грунтогравийные, грунтощебёночные материалы, отходы производства
(кирпичный бой, отходы бетонных заводов, породы угольных шахт и т. д.); 7 — битумоминеральные смеси;
8 — битумогрунт, дёгтегрунт

Рис. 16.2. Решения по укреплению обочин:

I—IV — соответственно краевая укрепительная полоса, остановочная полоса, прибровочная часть обочины,
проезжая часть дороги; 1 — прослойка из геоматериала; 2 — слой укрепления обочины

Если остро стоит задача усиления дорожной конструкции, следует в слоях укрепления (или под ними) на контакте с дренирующим слоем укладывать материалы армирующего типа, в том числе геосетку, геовеб и др. В условиях необходимости улучшения дренирования земляного полотна при укреплении обочин применяется прослойка из нетканого геосинтетического материала. Такое решение целесообразно применять:

Читайте так же:
Выполаживание откосов отвалов при рекультивации

при переустройстве дренирующего слоя в зоне обочин с отсыпкой слоя из мелких песков с КФ= 1—2 м/сут;

при заиленном дренирующем слое и укреплении обочины без его переустройства;

в качестве мероприятия, снижающего влажность грунтов земляного полотна при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатических зонах (дороги I—III категорий) и как мероприятие при регулировании водно-теплового режима земляного полотна на участках, подверженных образованию пучин, для ускорения отвода воды;

при укладке щебёночного слоя непосредственно на грунт на их контакте.

Гидроизолирующие прослойки применяют для предотвращения поступления влаги атмосферных осадков в тело земляного полотна через неукреплённые или укрепленные водопроницаемым материалом обочины при 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения во II—III дорожно-климатических зонах при высокой фактической (расчётной) влажности, средних и тяжёлых пылеватых суглинках, при наличии или опасности образования пучин [108].

Технология выполнения работ по укреплению обочин в зависимости от конструкции приведена в табл. 16.1 и 16.2.

Вид укрепления обочиныКонструкция с одним слоем укрепленияКонструкция с двумя слоями укрепления
Приготовление материала на обочине (укреплённый грунт)Привозной материалПриготовление материала на обочине (укреплённый грунт)Привозной материал
Укрепление с использованием грунта обочиныIII
Грунт при устройстве корыта удаляется за пределы земляного полотнаIIIIVV

Примечание. I—IV — номера вариантов технологии выполнения работ.

Наименование операцийПорядок выполнения операций по сооружению конструкций укрепления обочин по вариантам I—V согласно табл. 16.1Тип механизмов, которые могут быть использованы
IIIIIIIVV
Зачистка поверхности обочин путем снятия и перемещения слоя грунта на откосную частьАвтогрейдеры лёгкого и среднего типов
Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления (толщиной слоя укрепления) из привозного материала: со срезкой грунта и перемещением в валы на обочине с последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна; со срезкой и удалением грунта на откосы— —Для срезки: автогрейдеры легкого и среднего типов, экскаваторы с ёмкостью ковша 0,15—0,3 м 3 ; для вывоза: автомобили всех типов; для погрузки: экскаваторы с ёмкостью ковша 0,15—0,3 м 3 автогрейдеры лёгкого и среднего типов
Выравнивание кромки проезжей частиБетоноломы, пневматические молотки
Смазка торца дорожной одежды одним из видов органического вяжущего
Рыхление грунтаКирковщики автогрейдеров, рыхлители
Уплотнение дна корытаКатки типов с шириной захвата 2 м
Размельчение и перемешивание грунтаФрезы
Завоз на обочину вяжущего материалаАвтогудронаторы
Распределение вяжущих материалов на обочинеФрезы, распределители сыпучих материалов, автогудронаторы
Приготовление смеси (перемешивание грунта с вяжущим)Фрезы, автогрейдеры среднего и легкого типов
Завоз несвязного материала укрепления на обочинуАвтосамосвалы
Завоз на обочину материала верхнего слояАвтосамосвалы
Разравнивание и профилирование слоя5, 98,125, 9Автогрейдеры легкого и среднего типов, бульдозеры, асфальтоукладчик с шириной захвата 2 м, машина для устройства укрепительных полос
Уплотнение слоя на обочине: верхнего из связных материалов или укреплённого грунта; слоя из несвязных материалов9, 13Катки с шириной захвата 2 м То же

Примечание. Цифры в вертикальных графах показывают порядок операций по устройству слоев укрепления, принятого согласно таблице варианта конструкции укрепления.

Методы ремонта откосов выбирают в зависимости от характера деформаций, вида и состояния грунтов, инженерно-геологических, гидрологических и погодно-климатических условий района.

Ликвидацию деформаций в результате потери общей устойчивости откоса выполняют по специальным проектам, особенно если разрушение затронуло и проезжую часть дороги. Наличие аварийной ситуации диктует прежде всего необходимость выполнения работ по обеспечению пропуска по дороге транспортных средств и недопущения дальнейшего разрушения насыпи (выемки). Для этого могут сооружаться грунтовые упорные бермы, подпорные стенки, выполняться заделка вывалов грунтом с уполаживанием откосов или специальными мероприятиями по повышению устойчивости (армирующие прослойки, различного исполнения габионы, укреплённый грунт и т. д.). В табл. 16.3 приведён перечень мероприятий, выполняемых химическим способом для ликвидации и предупреждения деформаций, связанных с потерей как общей, так и местной устойчивости (см. рис. 16.3) (Волоцкой Д.В. Основы глубинного закрепления грунтов земляного полотна автомобильных дорог. — М.: Транспорт, 1978.).

При нарушении местной устойчивости неукреплённых откосов выполняют профилирование их поверхности и укрепление [55, 108]. Укрепление травой используется для защиты неподтопляемых или кратковременно подтопляемых откосов от водной и ветровой эрозии, для ликвидации и предотвращения сплывов, оплывин и других нарушений местной устойчивости в районах с благоприятными условиями для прорастания трав и развития корневой системы. Травосеяние может использоваться и в комплексе с другими методами укрепления, например, решётчатыми конструкциями, геовебами. Разновидностью этого метода можно считать одерновку. Наиболее технологичным является биологическое укрепление с помощью геоматериалов с включёнными в их структуру семенами трав оптимального состава или травосеяние с покрытиями из геоматериалов, обеспечивающими защиту прорастающих семян. На подтапливаемых откосах с невысокими скоростями потока и малой высотой подтопления возможно биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления, прорастающей выстилки, фашинные конструкции.

Виды деформаций, повреждений и разрушений земляного полотнаФормы проявления деформаций, повреждений и разрушенийПротиводеформационные мероприятия по обеспечению устойчивости химическим способом
Повреждения и разрушения откосов в однородных грунтахОползни со срезом и вращением и образованием явно выраженной поверхности скольжения Оползни с перемещением по подстилающему слою и образованием явно выраженной поверхности скольжения Пластичные оползни без явно выраженной поверхности скольжения Оползни со сколом (перерезанием) слоёв и оползни выдавливания Оползни с перемещением по фиксированной поверхности скольжения Оползни со скольжением слоя по слою; оползни с перемещением по горизонтальной поверхности скольженияСваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, входящие в устойчивый массив, водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта То же, в верхней части откоса Сваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, расположенные на разной глубине; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта Сплошное закрепление грунта, водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта Сваи-шпоны из укреплённого грунта на откосах, входящие в устойчивый массив; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта Шпоны из укреплённого грунта на подошве сползающего слоя, входящие в подстилающий слой; закрепление поверхности скольжения; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта
Другие повреждения откосовСплывы (оплывины) Суффозионные оползни и разрушенияСваи-шпоны из закрепленного грунта на откосах; закрепление поверхности скольжения, трещин и отрывов грунта; водозащитное покрытие на откосах из укреплённого грунта Сплошное закрепление грунта слабого слоя; противофильтрационные завесы и экраны из закрепленного грунта
Читайте так же:
Укрепление откоса от сползания

Рис. 16.3. Схема предупреждения и ликвидации оползневых деформаций откосов
в однородных грунтах химическим способом:

а — оползень со срезом и вращением; б — локальный оползень;

1 — сползающий грунт; 2 — предполагаемая поверхность скольжения; 3 — свая-шпона из укреплённого грунта;
4 — гидроизолирующее покрытие на откосе; 5 — дорожная одежда; 6 — границы отрыва грунта

При деформациях, возникающих в грунте поверхностного слоя откосов при резком снижении их прочности под влиянием погодно-климатических факторов, а также для защиты от температурных и силовых воздействий паводковых или поверхностных вод, устраивают более капитальное укрепление — специальные покрытия различного исполнения. К ним относятся решётчатые конструкции из бетонных элементов с заполнением ячеек щебнем, камнем, обработанным вяжущим грунтом. В ином исполнении — это пластмассовые пространственные георешётки (геовебы) с высотой ребра 15—20 см и различным заполнением ячеек, устраиваемые для защиты от вымывания грунта и фильтрации грунтовых (поверхностных) вод на подстилке из нетканого материала.

В зависимости от условий подтопления при укреплении откосов применяют различные бетонные (железобетонные) плиты с устройством обратного фильтра из щебня или геосинтетического материала нетканого типа с высоким коэффициентом фильтрации, геоматы, каменную наброску, габионы на основе сетчатых металлических каркасов, заполняемых камнем различного грансостава, слои из бетона, укладываемого на металлическую сетку, и др. Некоторые из этих решений схематически показаны на рис. 16.4 и 16.5.

Рис. 16.4. Конструкции укрепления откосов:

а — покрытие из геотекстиля; б — укрепление каменной наброской, в том числе по геотекстильной прослойке;
в — укрепление различными плитами, в том числе по обратному фильтру из геотекстиля; г — габион из металлической каркасной сетки, заполненной камнем; 1 — геотекстиль; 2 — элемент крепления; 3 — канавка; 4 — каменная наброска;
5 — плита; 6 — обратный фильтр; 7 — упор; 8 — габионный элемент; 9 — зона подмыва

В качестве термозащитных слоёв используют торфопесчаные и мохоторфяные смеси, прослойки из геоматериала, плиты из полимерного вспененного материала (пеноплекс, стироформ). Каждый из этих видов укрепления имеет свою область наиболее эффективной работы в сооружении и защиты поверхности откоса.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Ответы на тест НМО «Железнодорожная травма»

1. При соскакивании с движущегося железнодорожного транспорта преобладают переломы:

1) террасовидные;
2) винтообразные; +
3) вдавленные;
4) вколоченные.

2. К причинам образования нетипичных железнодорожных повреждений относят:

1) удар выступающими частями железнодорожного транспорта; +
2) неудачное спрыгивание с движущегося железнодорожного транспорта; +
3) неудачное вскакивание на движущийся железнодорожный транспорт; +
4) трение тела о железнодорожное полотно;
5) сбрасывание жертвы с движущегося железнодорожного транспорта. +

3. Контуры земляного полотна имеют вид:

1) призматоида с поперечным сечением треугольника;
2) призматоида с поперечным сечением трапеции; +
3) призматоида с поперечным сечением квадрата;
4) пирамиды с поперечным сечением трапеции.

4. Травма от переезда колесами движущегося железнодорожного транспорта исключает фазу:

1) накатывания колеса транспорта;
2) протаскивания (продвижения) тела по полотну;
3) падения тела на полотно или платформу; +
4) столкновения колеса транспорта с телом;
5) скатывания колеса транспорта.

5. Полосы обтирания формируют:

1) только поверхность катания колеса;
2) поверхность катания колеса и реборда;
3) боковые поверхности колесного диска; +
4) головка рельса.

6. Складчатое заглаживание ткани одежды при переезде наблюдают соответственно месту:

1) действия боковых поверхностей колесного диска;
2) накатывания колеса; +
3) первичного контакта с рельсом;
4) скатывания колеса.

7. Из случаев травмы внутри вагона исключают:

1) повреждения, образующиеся при экстренном торможении;
2) повреждения, образующиеся во время стоянки; +
3) повреждения, образующиеся при резком наборе скорости;
4) повреждения, образующиеся при крушении поездов.

8. Признаками отрыва конечностей следует считать наличие:

1) поперечных переломов трубчатых костей;
2) вытянутых нервов, сосудов, сухожилий и мышц в области культи и отделившейся конечности; +
3) рваных краев на коже в области культи и ровных краев на отделившейся конечности;
4) ровных краев на коже в области культи и рваных краев на отделившейся конечности;
5) ровных краев на коже в области культи и отделившейся конечности.

9. К повреждениям, не связанным с действием колес, относят:

1) полосу давления на одежде;
2) следы волочения, протаскивания на теле; +
3) сдавление тела между буферами; +
4) сдавление тела в автосцепном механизме; +
5) отрывы конечностей. +

Читайте так же:
Выполняю кладку стен кирпичом

10. Ширина колеи в России равна в мм:

1) 1510;
2) 1530;
3) 1500;
4) 1520. +

11. Ширина полосы давления от действия головки рельса обычно составляет в мм:

1) 80-85;
2) 60-65;
3) 70-75; +
4) 50-55.

12. Следы волочения, протаскивания на теле формируют:

1) шпалы; +
2) стержень крепления рельс; +
3) кожух зубчатой передачи;
4) балластный слой пути. +

13. По ссадине от «первичного щипка» можно определить:

1) направление перекатывания колеса транспортного средства; +
2) скорость движения транспортного средства;
3) энергию травмирующего воздействия;
4) конкретное транспортное средство.

14. Первая жертва железнодорожного транспорта зафиксирована:

1) 15 сентября 1838 г;
2) 5 сентября 1836 г;
3) 15 сентября 1836 г;
4) 5 сентября 1838 г. +

15. Травмирующая поверхность колеса имеет ширину в мм:

1) 160-170;
2) 140-150;
3) 130-140;
4) 150-160. +

16. К механизмам образования повреждений при столкновении движущегося железнодорожного транспорта с пешеходом относят:

1) удар о железнодорожное полотно и общее сотрясение; +
2) трение тела о железнодорожное полотно или грунт; +
3) удар частями железнодорожного транспорта и общее сотрясение; +
4) удар частями железнодорожного транспорта и удар о преграду.

17. К механизмам травмы при падении (выпадении) с движущегося железнодорожного транспорта относят:

1) удар об окружающие выступающие детали и общее сотрясение;
2) удар о железнодорожное полотно (платформу) и общее сотрясение; +
3) трение тела о железнодорожное полотно (платформу); +
4) удар частями железнодорожного транспорта и удар о преграду.

18. Железнодорожной травмой считают:

1) совокупность механических повреждений, причиняемых только внутренними частями железнодорожного транспортного средства, либо полученных при выпадении из него во время движения;
2) совокупность механических повреждений, причиняемых наружными и внутренними частями железнодорожного транспортного средства, либо полученных при выпадении из него во время движения и стоянки;
3) совокупность механических повреждений, причиняемых только наружными частями железнодорожного транспортного средства, либо полученных при выпадении из него во время движения;
4) совокупность механических повреждений, причиняемых наружными и внутренними частями железнодорожного транспортного средства, либо полученных при выпадении из него во время движения. +

19. Формирование клиновидного дефекта при железнодорожной травме обусловлено несоответствием:

1) длины рельса и ширины колеса;
2) ширины реборды и поверхности катания колеса;
3) длины шпалы и ширины рельса;
4) ширины поверхности катания колеса и головки рельса. +

20. Ребро, которое образуется на земляном полотне при пересечении основной площадки полотна с откосом, называют:

1) бородкой;
2) щечкой;
3) губкой;
4) бровкой. +

21. Длина ссадины от «первичного щипка», причиненная головкой рельса обычно составляет в мм:

1) 60-65;
2) 70-75; +
3) 50-55;
4) 80-85.

22. Характер, локализация и выраженность повреждений при езде на крыше зависит от:

1) положения тела при соударении и области контакта; +
2) скорости движения поезда; +
3) свойств поверхности соударения; +
4) времени суток.

23. В качестве материала для сооружения земляного полотна используют:

1) осадочные горные породы; +
2) интрузивные горные породы;
3) метаморфические горные породы;
4) эффузивные горные породы.

24. Длина ссадины от «первичного щипка», причиненная колесом обычно составляет в мм:

1) 120-150; +
2) 90-110;
3) 160-190;
4) 70-80.

25. «Штамп-повреждения» от кожуха зубчатой передачи при переезде формируются:

1) на частях тела, оказавшихся внутри колеи; +
2) на частях тела, оказавшихся вне колеи;
3) только на конечностях;
4) на любых частях тела, оказавшихся внутри и вне колеи.

26. Ссадина от «первичного щипка», причиненная колесом при железнодорожной травме, имеет форму:

1) У-образную;
2) Х-образную;
3) Т-образную; +
4) Г-образную.

27. Травма от столкновения движущегося железнодорожного транспорта с пешеходом исключает фазу:

1) столкновения частей транспорта с телом;
2) протаскивания (продвижения) тела по полотну; +
3) отбрасывания тела и падение его на полотно;
4) скольжения тела по полотну или грунту.

28. Образование лампасовидного разрыва кожи наблюдают:

1) на боковой поверхности конечности со стороны головки рельса;
2) на задней поверхности конечности со стороны накатывания колеса;
3) на боковой поверхности конечности со стороны накатывания колеса; +
4) на передней поверхности конечности со стороны боковых поверхностей колесного диска.

29. В качестве масляного антисептика для шпал используют:

1) креозол;
2) креозот; +
3) озокерит;
4) креолин.

30. Направление движения поезда при переезде колесом определяют по:

1) клиновидному дефекту;
2) ссадинам от «первичного щипка»; +
3) наличию полосы обтирания;
4) локализации лампасовидного разрыва.

31. Формирование угловидных лоскутов при железнодорожной травме наблюдают при

1) падении человека внутри вагона при резком торможении;
2) сдавлении тела между элементами сцепления вагонов;
3) фрагментировании тела при переезде; +
4) ударе частями движущегося состава.

32. По полосе давления можно определить:

1) положение тела при переезде; +
2) конкретное транспортное средство;
3) скорость движения транспортного средства;
4) энергию травмирующего воздействия.

33. Полосу давления при железнодорожной травме формируют:

1) боковая поверхность колесного диска;
2) только поверхность катания колеса;
3) шейка рельса;
4) поверхность катания колеса и реборда. +

34. В состав антисептиков для пропитывания шпал входят:

1) медь, хром, мышьяк; +
2) марганец, хлор, йод;
3) медь, хлор, магний;
4) фосфор, мышьяк, сурьма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector