Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отсыпка откосов земляного полотна

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Методические рекомендации по способам проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог из местных глинистых грунтов на болотах» разработаны для условий Западной Сибири применительно ко II дорожно-климатической зоне. Они могут быть использованы при проектировании и строительстве автомобильных дорог III- V категорий в сильнозаболоченных районах при отсутствии местных дренирующих грунтов или значительной дальности их возки.

«Методические рекомендации» составлены на основе изучения физико-механических свойств минеральных грунтов и торфов, обследования существующих насыпей на болотах, наблюдений за специально построенными опытными участками дорог, опыта строительства автомобильных дорог на болотах Западной Сибири.

Настоящие «Методические рекомендации» дополняют действующие «Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах» (М., 1968 ) и «Предложения по конструированию и технологии сооружения земляного полотна на болотах с использованием торфяной залежи в основании и местных глинистых грунтов в насыпи» (Балашиха, 1970).

В «Рекомендациях» указана область применения и виды глинистых грунтов, которые можно использовать при строительстве дорог в заболоченных районах; приведены физико-механические свойства глинистых грунтов; даны конструкции земляного полотна на болотах (как с выторфовыванием, так и с отсыпкой насыпей непосредственно на торф); предложены мероприятия по регулированию водно-теплового режима насыпей на болотах и разработана технология земляных работ.

«Методические рекомендации» составили канд. техн. наук Г.Г. Тришин, канд. с.-х. наук Н.М. Голяков, инж. М.И. Шалыгин. Опытное строительство выполнено СУ-905 треста « Тюмендорстрой».

Замечания по настоящим « Методическим рекомендациям» просьба направлять по адресу: 143900 Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии или Омск-80, проспект Мира, 3, Омский филиал Союздорнии.

ВИДЫ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА БОЛОТАХ

1 . При сооружении земляного полотна на болотах, в случае отсутствия или значительной дальности возки дренирующих грунтов, для устройства насыпи можно применять глинистые грунты. При этом возможны два варианта:

а) глинистый грунт используется только в верхней надводной части насыпи, тогда как нижняя (подводная) часть насыпи отсыпается из песчаных грунтов;

б) глинистый грунт применяется как для надводной, так и для подводной части насыпи.

При варианте «а» глинистые грунты можно использовать как и в обычных условиях, т.е. с обычными ограничениями. При варианте «б» применяемая конструкция и технология сооружения должны обеспечить возможность уплотнения глинистого грунта в нижней части насыпи до требуемых норм в процессе ее сооружения. В противном случае усовершенствованные покрытия можно устраивать только после завершения консолидации как основания насыпи, так и ее нижней части.

2 . Во всех случаях на дорогах с усовершенствованными капитальными типами покрытий верхняя часть земляного полотна должна отсыпаться из непылеватых песчаных или легких супесчаных грунтов толщиной не менее 1,2 м (считая от поверхности покрытия) при цементобетонных, 1 м при асфальтобетонных и 0,8 м при покрытиях усовершенствованного облегченного типа.

3 . Влажность глинистых грунтов при строительстве земляного полотна в зимний период не должна превышать оптимальную, а в летний — величин, приведенных в табл. 1 .

Читайте так же:
Посев трав при укреплении откосов земляного полотна

Допустимая влажность (в долях от оптимальной) при коэффициенте уплотнения

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Методические рекомендации по способам проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог из местных глинистых грунтов на болотах» разработаны для условий Западной Сибири применительно ко II дорожно-климатической зоне. Они могут быть использованы при проектировании и строительстве автомобильных дорог III- V категорий в сильнозаболоченных районах при отсутствии местных дренирующих грунтов или значительной дальности их возки.

«Методические рекомендации» составлены на основе изучения физико-механических свойств минеральных грунтов и торфов, обследования существующих насыпей на болотах, наблюдений за специально построенными опытными участками дорог, опыта строительства автомобильных дорог на болотах Западной Сибири.

Настоящие «Методические рекомендации» дополняют действующие «Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах» (М., 1968 ) и «Предложения по конструированию и технологии сооружения земляного полотна на болотах с использованием торфяной залежи в основании и местных глинистых грунтов в насыпи» (Балашиха, 1970).

В «Рекомендациях» указана область применения и виды глинистых грунтов, которые можно использовать при строительстве дорог в заболоченных районах; приведены физико-механические свойства глинистых грунтов; даны конструкции земляного полотна на болотах (как с выторфовыванием, так и с отсыпкой насыпей непосредственно на торф); предложены мероприятия по регулированию водно-теплового режима насыпей на болотах и разработана технология земляных работ.

«Методические рекомендации» составили канд. техн. наук Г.Г. Тришин, канд. с.-х. наук Н.М. Голяков, инж. М.И. Шалыгин. Опытное строительство выполнено СУ-905 треста « Тюмендорстрой».

Замечания по настоящим « Методическим рекомендациям» просьба направлять по адресу: 143900 Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии или Омск-80, проспект Мира, 3, Омский филиал Союздорнии.

ВИДЫ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА БОЛОТАХ

1 . При сооружении земляного полотна на болотах, в случае отсутствия или значительной дальности возки дренирующих грунтов, для устройства насыпи можно применять глинистые грунты. При этом возможны два варианта:

а) глинистый грунт используется только в верхней надводной части насыпи, тогда как нижняя (подводная) часть насыпи отсыпается из песчаных грунтов;

б) глинистый грунт применяется как для надводной, так и для подводной части насыпи.

При варианте «а» глинистые грунты можно использовать как и в обычных условиях, т.е. с обычными ограничениями. При варианте «б» применяемая конструкция и технология сооружения должны обеспечить возможность уплотнения глинистого грунта в нижней части насыпи до требуемых норм в процессе ее сооружения. В противном случае усовершенствованные покрытия можно устраивать только после завершения консолидации как основания насыпи, так и ее нижней части.

2 . Во всех случаях на дорогах с усовершенствованными капитальными типами покрытий верхняя часть земляного полотна должна отсыпаться из непылеватых песчаных или легких супесчаных грунтов толщиной не менее 1,2 м (считая от поверхности покрытия) при цементобетонных, 1 м при асфальтобетонных и 0,8 м при покрытиях усовершенствованного облегченного типа.

3 . Влажность глинистых грунтов при строительстве земляного полотна в зимний период не должна превышать оптимальную, а в летний — величин, приведенных в табл. 1 .

Читайте так же:
Виды работ при ремонте земляного полотна обочин откосов

Допустимая влажность (в долях от оптимальной) при коэффициенте уплотнения

Проектирование автодорог. Нюансы от экспертов Главгосэкспертизы. Часть 1. Инженерно-геологические изыскания

Низкое качество технических отчетов по инженерным изысканиям, включая инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, вызывает обоснованное беспокойство экспертов государственной экспертизы. По их мнению, в связи с большим объёмом работ по расширению сети автомобильных дорог и по улучшению их качества, специализированные организации вынуждены привлекать в качестве субподрядчиков сторонние организации, для которых особенности изысканий для решения поставленных задач не всегда понятны. В результате на экспертизу заходят технические отчеты с серьезными недочетами и ошибками.

Учитывая это, учебный центр Главгосэкспертизы России провел специализированный семинар, в рамках которого эксперты рассказали о наиболее частых ошибках, которые допускаются при выполнении инженерных изысканий и проектировании в автодорожном строительстве. В серии из трех статей редакция журнала «ГеоИнфо» осветит некоторые вопросы, которые затронули докладчики семинара. В первую очередь, речь пойдет именно о типичных допускаемых ошибках.

В первой статье данной серии приводятся некоторые вопросы, которые затронул в своем выступлении главный специалист отдела строительных решений и инженерного обеспечения Саратовского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» Борис Уступкин, специализирующийся на инженерно-геологических изысканиях.

Достаточность выполнения инженерно-геологических изысканий в составе проектной документации для строительства автомобильных дорог следует оценивать в соответствии с требованиями технического регламента (№827 ТР ТС 014 2011 года), а также другой нормативно-технической документации в части числа геологических выработок, глубины изученности геологического разреза, обоснованности выделения инженерно-геологических элементов, достаточности опробования грунтов по выделению инженерно-геологических элементов на конкретных участках размещения сооружений, полевых исследований строительных свойств грунтов, определения физико-механических свойств грунтов и их коррозионной агрессивности. Казалось бы, в этом нет ничего сложного и все достаточно привычно и очевидно. Тем не менее, изыскательские организации, не имеющие опыта работы на подобных объектах, часто допускают грубые ошибки. Проведенный анализ материалов инженерно-геологических изысканий показал, что практически все организации, выполняющие инженерные изыскания, совершают типичные ошибки, начиная с составления программы инженерно-геологических работ, которая является организационно-исполнительным документом.

Конечно, часть вины лежит на их заказчиках, которые, порой, утверждают некорректно составленное задание на инженерные изыскания или согласовывают некорректно представленную программу выполнения инженерных изысканий. Однако проблемы потом возникают у всех участников проекта.

Обратить особое внимание

«Просматривая на экспертизе отчёты по автодорогам, было обращено внимание на то, что сторонние организации, которые выполняли изыскания по автомобильным дорогам общего пользования, не знают самых элементарных вещей, о которых, в общем-то, должны были их поставить в известность. Они относят дорожную конструкцию к специфическим грунтам и делят слои дорожной одежды и земляное полотно на большое количество инженерно-геологические элементов. Недавний пример, на участке автомобильной дороги обход г. Саратова было выделено 16 инженерно-геологических элементов», – рассказал главный специалист отдела строительных решений и инженерного обеспечения Саратовского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России » Борис Уступкин. Подобное недопустимо, а люди, которые выполняли изыскания, по его мнению, явно не понимали, для чего и что они делают.

Читайте так же:
Как утеплить откос окна пенополистиролом

В частности, как отметил эксперт, заказчик должен сам понимать и разъяснять субподрядным организациям, что земляное полотно – это механическая смесь грунта, привезённого для отсыпки земляного полотна из грунтового резерва или притрассовой полосы. То есть здесь изменение по литологическому составу может меняться в пределах 5, 6, 10 метров. Поэтому литологическая разность здесь, в общем-то, играет маленькую роль, а гораздо большее внимание следует уделять состоянию земляного полотна, то есть коэффициенту уплотнения и коэффициенту увлажнения рабочего слоя земляного полотна, что выполняется при лабораторных испытаниях.

Отдельно докладчик подчеркнул, что при принятии отчетных документов у субподрядчиков и перед заходом на экспертизу очень важно проверить наличие результатов изучения специфических свойств грунтов в основании проектируемого сооружения (просадочных, набухающих, слабых, засолённых, искусственных и других); обоснованность нормативных и расчётных характеристик грунтов; присутствие характеристик особых условий строительства (сейсмичности, карстовых проявлений, нарушений склонов, заболоченных территорий и т.п.); присутствие в отчете гидрогеологических характеристик (наличие и глубина залегания водоносных горизонтов, химический состав воды и её агрессивные свойства к бетону). Наконец, следует обратить пристальное внимание на оформление отчетных материалов.

Характерные ошибки инженеров-геологов

В завершении своего выступления Борис Уступкин перечислил наиболее характерные ошибки, которые встречаются в отчетах, которые попадают на экспертизу.

1. Отсутствие утверждённого технического задания на производство инженерных изысканий и отсутствие утвержденной программы работ. Причем на этих документах может даже стоять печать организации, но отсутствовать подпись. Отсутствие подписи говорит о том, что техническое задание не утверждено и не согласовано.

2. В техническом задании на проведение инженерных изысканий не приведены основные нормативные документы, межгосударственные стандарты, требования которых необходимо выполнить для инженерно-геологических изысканий автомобильных дорог общего пользования.

3. В программе работ не приведены обоснованные объёмы работ и методика выполнения этих работ. То есть на экспертизу программу представляют формально, не учитывая того, что это организационно-исполнительный документ, по которому проводятся работы. Все забывают об этом, порой составляя программу уже после завершения работ. Следствием становится выполнение инженерных изысканий не в полном объеме из-за не учёта требований нормативных документов. Авральное исправление программы приводит к увеличению объёмов работ и росту сметной стоимости. Следом растет и исполнительная стоимость работ, что вызывает недоумение у заказчика, который согласовал программу формально. Здесь вся вина ложится на заказчика.

4. В текстовой части не приведены даты выполнения определенных видов работ. Пишут формально: «работы проводились в январе месяце такого-то года», и всё. А дату сдачи документации заказчику даже не ставят. Между тем, в соответствии с нормативными документами, обязательно требуется указывать, в какой период проводились полевые, лабораторные, камеральные работы, и когда произведена сдача отчета.

5. Не приведена методика выполнения полевых лабораторных и камеральных работ, что является нарушением ГОСТ и нормативных документов СП-47.13330, СП 11-105-1997 г.

Читайте так же:
Кирпич используемый для укладки плитки

6. Не приведена конструкция дороги. Почему-то многие считают, что приводить конструкцию дороги не требуется, как будто она идёт отдельно. Между тем, при выполнении инженерных изысканий определяется конструкция дорожной одежды, её толщина. Поэтому когда выполняется описание участка дороги, надо приводить и конструкцию дороги: делить на дорожную одежду, земляное полотно и водопропускные сооружения. Все это является конструкцией в соответствии с СП-34.13330.2012 года. «То есть, не зная того, что необходимо выделять, субподрядчики выделяют инженерно-геологические изыскания асфальтобетона, щебня, если есть дренирующий слой, значит, песка. Потом начинают делить по мощности земляное полотно, в рабочем слое отбирают суглинок, ниже рабочего слоя, если насыпь более 3 метров, выделяют глину, или песок, или тот же суглинок, и на контакте уже с основанием земляного полотна, как правило, отделяют и выделяют просадочные грунты. Поэтому чётко в техническом задании должно быть оговорено, где необходимо опробовать земляное полотно. Земляное полотно должно опробоваться в рабочем слое. Нас интересует рабочий слой земляного полотна, который расположен на 1 – 1,5 метра ниже дорожной одежды, потому что именно он несёт на себе всю нагрузку. А инженерно-геологические изыскания часто выполняются без учёта этого. Многие просто делают подряд послойно непонятно для чего и непонятно зачем. Это должно четко оговариваться в задании на изыскания: где конкретно должны отбираться образцы, как должна определяться конструкция дорожной одежды, сколько у вас водопропускных сооружений и так далее. Только когда всё это будет описано, когда это будет утверждено в задании, тогда будет и качественная техническая документация», – подчеркнул эксперт.

В заключение об инженерной защите

В заключение своего выступления, Борис Уступкин ответил на вопрос, касающийся принятия решения по организации инженерной защиты территорий зданий и сооружений от опасных природных и техногенных процессов и устранению или ослаблению их влияния.

По словам эксперта, при инженерно-геологических изысканиях выявляются зоны, которые негативно могут сказаться на проектируемых сооружениях. Эти зоны, если сооружение невозможно из них вынести, должны дополнительно изучаться, по ним необходимо вести мониторинг. То есть, в случае попадания сооружения в подобную зону, проводятся дополнительные исследования, на основании которых даются рекомендации о возможности строительства сооружения на отведённой площадке и рекомендации по ведению мониторинга за состоянием этих оползневых, карстовых и прочих зон. Это обязательный дополнительный объем работ.

Подробнее узнать о нюансах выполнения инженерных изысканий и проектирования для различных объектов и в разных природно-климатических условиях можно на специализированных семинарах, которые регулярно проводятся Учебным центром Главгосэкспертизы России.

Отсыпка дорог — чем засыпать грунтовую дорогу?

Грунтовые дороги – это реальность большинства сел, деревень и даже небольших городков российской глубинки. В летний период при отсутствии затяжных дождей такое покрытие позволяет вполне комфортно доехать из пункта «А» в пункт «Б».

Читайте так же:
Что такое уполаживание откосов

Однако ранней весной и осенью большинство грунтовых дорог превращается в болото, даря яркие ощущения любителям бездорожья и ставя в тупик большинство владельцев легковых авто.

Единственный способ обустроить грунтовую дорогу для круглогодичного использования – купить щебень дешево и равномерно распределить сыпучий материал по всей площади проезжей части. Заказывать щебень для таких целей следует только в крупнофракционном виде с размером камушков от 40 до 70 мм.

Лучше всего выбирать гравийный щебень, т.к. гранитная отсыпка выльется в круглую сумму, а известковая — менее долговечна.

Часто для экономии грунтовые дороги засыпаются битым кирпичом, а также асфальтовой или бетонной крошкой. Использование таких материалов хоть и удешевляет покрытие, но не дает гарантии качества при его постоянной эксплуатации. Более того, острые части битого кирпича могут порезать колеса на проезжающих авто, что совершенно недопустимо.

Песок и щебень – спасение от весенней распутицы

Чтобы грунтовая дорога прослужила не один десяток лет, купить щебень 40 -70 с доставкой и просто высыпать на его землю недостаточно. Уже после первой весенней распутицы частицы горной породы утонут в глине, и все усилия пропадут даром.

Грамотное строительство надежной грунтовой дороги следует выполнять следующим образом:

  • Разрыть в грунте по всей площади дороги углубление.
  • Купить щебень 40 – 70 (крупная фракция) и отсыпать нижний слой с тщательной утрамбовкой.
  • Заказать мелкофракционный щебень и засыпать верхний слой дороги (с обязательной утрамбовкой).
  • Такой вариант дороги подойдет для большинства гравийных дорог с небольшой и средней интенсивностью движения.

Еще одним вариантом дорожного покрытия является песчано-гравийная смесь (ПГС). Встретить такие дороги сегодня можно практически в любом коттеджном поселке. Основное преимущество покрытия из ПГС – простота и высокая скорость строительства.

Ну а лучшее решение для грунтовой дороги – послойная отсыпка песком и щебнем. В этом случае, покрытие получает естественный дренаж, обладает повышенной прочностью и долговечностью. Подходит для движения как для легкового, так и для грузового транспорта.

Доставка щебня до места рассыпки

Щебень с доставкой по низкой цене – это возможность в кратчайшие сроки получить качественный материал для обустройства любой грунтовой дороги. Современные самосвалы и полуприцепы способны перевозить от 12 до 40 м3 сыпучего материала на 1 единице техники.

При доставке щебня автотранспортом один грузовик сможет перевезти:

  • КамАЗ – от 10 до 12 м3.
  • 3-х осник – от 16 до 20 м3.
  • 4-х осник – от 21 до 25 м3.
  • В полуприцеп войдет до 40 м3 сыпучего материала.

Прежде чем заказывать щебень, следует учесть текущее состояние грунтовой дороги. Сам самосвал весит от 12 тонн + каждый кубометр щебня – около 1.5 тонн.

Чтобы не застрять на подъезде к месту разгрузки, выбирайте надежный маршрут с проверенным дорожным покрытием.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector