Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откос дамбы что это

Откос дамбы что это

Земляные плотины и дамбы относятся к сооружениям, которые широко применяются в практике гидротехнического строительства. Их можно возводить на любых естественных основаниях и из любых грунтов (кроме плывунных, а также содержащих неразложившиеся растительные остатки и растворимые соли в количестве более 5%). Чаще всего земляные плотины и дамбы возводят из супесей, суглинков и песков.

В строительном отношении (по технологии и организации строительства) земляные насыпные плотины можно классифицировать по двум признакам: по месту положения плотины в поперечном сечении речной долины и по конструкции поперечного сечения плотины.

По месту положения в поперечном сечении речной долины плотины делятся на русловые и пойменные.
Пойменные плотины возводят на сухой пойме, а русловые — в русле реки, по которому к створу строящейся плотины непрерывно поступает поток воды. Организация строительства пойменных и русловых земляных плотин различна.

По конструкции поперечного сечения земляные плотины бывают:

— из (однородного маловодопроницаемого грунта (рис. 48, а, б);

— из песчаных грунтов с понуром и экраном или с ядром (рис. 48 в, г).

Земляные плотины и дамбы обычно имеют наружные, внутренние или комбинированные дренажи для организованного сбора и отвода профильтровавшейся через тело плотины и ее основание воды.

Наружный дренаж устраивается двух типов: наслонный в пойменных земляных плотинах и в виде дренажной призмы в русловых плотинах (рис. 48, д, ё).

Внутренний дренаж устраивают в пойменных плотинах (рис. 48, ж, з).

Каждый дренаж состоит из двух основных частей: принимающей воду, выполненной в виде обратного фильтра, и отводящей воду, выполненной из гравия, щебня, каменной


Рис. 48. Виды земляных плотин по конструкции поперечного сечения: I — из однородных маловодопроницаемых связных грунтов: а — на водонепроницаемом основании; б — на водопроницаемом основании в зубом; в — на водопроницаемом основаниии с понуром; ІІ — из песчаных грунтов на водопроницаемом основании с экраном и ядром: а — с глинистым экраном, зубом в шпунтом; б — с глинистым ядром и зубом; в — с глинистым экраном и понуром; ІІІ — с дренажем: а — наслонный дренаж; б — дренажная призма; в — дренажный тюфяк; г — сложный дренажный тюфяк.

Рис.49. Технологическая схема строительства земляной плотины из однородного грунта:
1 — карьер; 2 — дорога от карьера до плотины; 3 — плотина; 4 — чаша водохранилища; 5 — водосброс.

На этих участках выполняются три строительных процесса:

на первом — разработка грунта в карьере; на втором — транспорт грунта из карьера в плотину и на третьем — укладка грунта в тело плотины.

Каждый из этих процессов состоит из нескольких строительных операций. Для выполнения строительных операций используют землеройные, землеройно-транспортные и транспортные машины.

Дамбы и плотины хвостохранилища

125. Возведение первичных дамб и дамб обвалования согласно рабочим чертежам должно производиться по утвержденному проекту производства работ.

126. При возведении первичных дамб и дамб обвалования не допускается увеличение проектной крутизны откосов и уменьшение предусмотренной проектом ширины берм.

Контрольные промеры должны производиться по мере возведения дамбы через каждые 50 м по ее длине. Выявленные отклонения от проектных размеров должны немедленно устраняться.

127. Очередность и последовательность отсыпки вскрышных пород в разные зоны профиля дамбы должны быть увязаны с графиком и технологией заполнения хвостохранилищ. Отсыпка должна производиться с соблюдением требований «Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом».

128. При устройстве дамб из вскрышных пород методом отвалообразования необходимо строго контролировать:

а) технологию укладки грунта в дамбу;

б) соблюдение заданных проектом высоты ярусов и крутизны откосов;

в) заданные проектом темпы наращивания дамбы и подъема уровней воды в хвостохранилище.

129. На каждую очередь наращивания или ярус намыва дамбы должна составляться исполнительная документация, включающая:

а) съемку и характерные поперечные сечения дамбы с нанесением проектных и фактических размеров дамбы и ее элементов (дренажа и т.д.) и отметок;

б) результаты геотехнического контроля при отсыпке или намыве дамбы и намыве упорной призмы;

в) акты на скрытые работы.

130. Прокладка в теле дамбы параллельно ее оси напорных трубопроводов запрещается.

131. Использование гребня и берм дамб для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, кроме случаев, предусмотренных проектом, запрещается.

132. Дамбы и сооружения на них (дороги, линии освещения и связи и др.) должны содержаться в техническом состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию.

133. Не допускается протечка пульпы на гребень и низовой откос дамбы. Течи из распределительных пульповодов, проложенных по дамбе, должны устраняться немедленно.

Читайте так же:
Как найти ширину откоса

134. При промывке и опорожнении пульповодов выпуск пульпы и воды на низовой откос дамбы запрещается.

135. При появлении на бермах и гребне дамб осадок, превышающих заданные проектом величины, продольных или поперечных трещин, частичном оползании откосов, необходимо сброс пульпы на этом участке прекратить установить причину возникновения деформаций и своевременно принять меры по восстановлению тела дамбы.

136. Местные просадки дамб, вызывающие опасность перелива воды через гребень, должны незамедлительно заделываться грунтом, из которого отсыпана дамба. Плотность грунта в заделке должна быть не ниже заданной в проекте для тела дамбы.

137. Нарушенное крепление верхового откоса в районе отстойного пруда должно восстанавливаться в кратчайший срок в соответствии с проектом или по согласованию с проектной организацией каменной наброской из водостойкого и морозостойкого камня.

138. При нарушениях сплошности тела дамбы, значительных оползнях откосов или деформациях, вызывающих угрозу прорыва и растекания воды и хвостов из хвостохранилища, сброс пульпы в него должен быть немедленно прекращен и выполнены мероприятия согласно плану ликвидации аварий. Последующая укладка хвостов допускается только после полного завершения ремонтных работ и приемки их комиссией с участием представителей организации, разработавшей рабочую документацию на строительство хвостохранилища. Комиссия назначается совместным приказом эксплуатирующей организации и регионального органа Госгортехнадзора России.

139. В случаях, когда наблюдается подъем уровня воды в пьезометрах выше проектной отметки, необходимо получить заключение проектной организации о допустимости и условиях дальнейшей эксплуатации дамбы.

140. Участки закрытого трубчатого дренажа, в которых наблюдается подпор воды, подлежат немедленной ревизии. Если ревизией установлено, что труба и выпуск дренажа не забиты посторонними предметами, необходимо произвести реконструкцию существующего или строительство дополнительного дренажа.

141. Если при соблюдении заданных в проекте технологии намыва и длине надводного пляжа наблюдается высачивание фильтрационных вод на низовой откос дамбы, следует обратиться в организацию, разработавшую проект, которая обязана внести необходимые коррективы в проектную документацию.

142. При обнаружении выноса частиц грунта с фильтрационной водой на низовом откосе (суффозии) работы по намыву на этом участке должны быть немедленно остановлены и приняты срочные меры по устранению причин суффозии и восстановлению откоса. Если принятые меры не дают эффекта, необходимо получить решение проектной или другой специализированной организации.

143. На намывных хвостохранилищах, независимо от их класса, необходимо постоянное дежурство на участке намыва. Дежурный персонал должен систематически осуществлять оперативное управление намывом и контроль за состоянием сооружений.

144. Намыв хвостов на пляж следует производить участками равномерно по всей длине фронта намыва, обеспечивая нормальное к оси дамбы растекание пульпы по пляжу.

Выпуск и растекание пульпы вдоль верхового откоса или параллельно оси дамбы, кроме предусмотренных проектом случаев, не допускается. Толщина слоев и допускаемая интенсивность намыва определяются проектом.

145. Длина пульповыпусков должна исключать опасность размыва дамб обвалования, а расстояние между ними — возможность образования застойных зон у дамб.

146. Длина выпусков для сброса остаточного расхода пульпы должна исключать возможность отложения мелкодисперсных хвостов в пределах заданной проектом длины надводного пляжа.

147. Укладка хвостов, перекачиваемых из аварийной емкости, в тело упорной призмы без согласования с проектной организацией не допускается.

148. При двустороннем намыве дамб и одностороннем картовом намыве отстойный прудок постоянно должен поддерживаться в заданных проектом границах.

149. Намыв в дамбу хвостов с крупностью, меньшей, чем предусмотрено проектом, запрещается.

Если при соблюдении проектной технологии намыва геотехническим контролем установлено отклонение характеристик намываемых в упорную призму хвостов от проектных (высокое содержание мелких фракций, недостаточная плотность, наличие разжиженного грунта и др.), необходимо незамедлительно информировать организацию, разработавшую проект, которая должна срочно выполнить поверочные расчеты устойчивости хвостохранилища с учетом реальных свойств намывных отложений и выдать заключение о допустимости продолжения намыва или скорректировать технологию намыва.

150. Любые работы, связанные с выемкой хвостов пляжной зоны, разрешается производить только в пределах установленных проектом границ и глубины. Образование на пляже ям и участков с обратным уклоном в сторону дамбы не допускается.

151. Намыв хвостов в дамбы и упорные призмы хвостохранилищ без специального обоснования разрешается производить при установившейся среднесуточной температуре воздуха до минус 5 °C.

152. При температуре воздуха ниже минус 5 °C укладка хвостов в хранилище должна, как правило, производиться в воду под лед отстойного пруда. При обосновании проектом допускается сосредоточенный сброс пульпы на пляж за пределами проектной ширины упорной призмы.

153. Намыв дамб и упорных призм хвостохранилищ при температуре воздуха ниже минус 5 °C разрешается производить по специальному проекту. На проект зимнего намыва должно быть получено заключение организации, имеющей лицензию на экспертизу безопасности хвостохранилищ.

Читайте так же:
Что такое откосы земляных работ

В случаях, когда необходимость в зимней укладке хвостов в упорные призмы выявляется на стадии проектирования, проект зимнего намыва должен являться разделом общего проекта хвостохранилища.

154. Допускается, в зависимости от климата района расположения хранилища, крупности складируемых отходов, расхода, консистенции и температуры пульпы, производить укладку хвостов в упорные призмы при температуре воздуха до минус 10 °C при обосновании проектом устойчивости и безопасной эксплуатации хранилища. При этом толщина слоя, намытого при отрицательных температурах, не должна превышать толщины слоя сезонного промерзания — оттаивания грунтов для данного района. Проект должен быть согласован с Госгортехнадзором России.

155. Замыв льда и снега в хвостохранилище запрещается.

156. Укладку хвостов в теплый период года на участках зимнего намыва разрешается производить только после полного оттаивания замерзшего слоя или в соответствии с указаниями проекта по зимнему намыву.

Ремонт дамб и плотин

157. Капитальный ремонт дамб и других гидротехнических сооружений должен выполняться специализированной организацией по проекту, разработанному организацией, имеющей лицензию на этот вид проектных работ.

158. Проект производства работ по выполнению ремонта на эксплуатируемом сооружении утверждается техническими руководителями строительной организации и организации, эксплуатирующей хвостохранилище.

Приемка ремонтных работ производится комиссией, назначенной приказом по организации, оформляется актом и отражается в паспорте сооружения.

159. Устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неуплотненном грунте, а также на площадке с уклоном большим, чем указано в паспорте крана, не допускается.

160. Движением машин на плотине или дамбе при подаче грунта автотранспортом должно управлять специально выделенное для этой цели лицо.

161. При работе на откосах плотин и дамб необходимо принимать меры безопасности против скольжения и падения людей (стремянки, предохранительные пояса и др.).

162. При подаче на откос камня, бревен, фашин с гребня дамбы запрещается нахождение людей в зоне возможного падения материалов.

163. В зимнее время перед производством работ на плотине рабочие места должны быть очищены от снега и льда.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 591 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Виды и назначение регуляционных и защитных сооружений

В процессе эксплуатации мостового перехода неизбежны русловые деформации в его зоне. Чтобы сделать их безопасными для основных сооружений, в состав мостового перехода включаются регуляционные и защитные сооружения различной формы и назначения.

При проходе паводковых вод по поймам в зоне мостового перехода поток воды встречает насыпи подходов, которые преграждают ему путь. Пойменные струи движутся вдоль подходных насыпей к мосту, где в районе конусов встречается на перпендикулярных направлениях с русловыми струями. Возникающие при этом завихрения вызывают размывы вдоль подошвы конусов перед мостом и размывы дна непосредственно под мостом (рис. 6.1).

Рис.6.1. Схема размыва перед мостом при отсутствии регуляционных сооружений

Регуляционные и защитные сооружения устраивают для:

– обеспечения плавного подведения пойменных потоков к отверстию моста;

– выпрямления потока под мостом;

– регулирования размыва русла и защиты подходных насыпей от размыва.

Регуляционные и защитные сооружения подразделяют на :

– срезки грунта на пойменных участках;

– продольные (низководные) русловые дамбы;

– поперечные сооружения и укрепления (шпоры, полузапруды);

Струенаправляющие дамбы относятся к регуляционным сооружениям. Их устраивают на мостовых переходах через равнинные реки с широкими поймами, а также через реки с блуждающим руслом. Струенаправляющие дамбы могут быть двусторонними – в случае двусторонних пойм (рис. 6.2) и односторонними – в случае отсутствия одной из пойм (рис. 6.3). Они представляют собой земляные незатопляемые насыпи с укрепленными откосами. Назначение струенаправляющих дамб – обеспечить плавное подведение пойменных потоков к мостовому отверстию и плавный вывод потока из отверстия. чтобы уменьшить неравномерность деформаций подмостового русла и улучшить условия судоходства при высоких уровнях воды.

Рис.6.2. Мостовой переход через реку Пышма на автодорге Тюмень–Ишим–Омск

Рис. 6.3. Мостовой переход через реку Дон у станицы Вёшенской

Очертание струенаправляющих дамб имеет переменную кривизну. Малая кривизна верховых дамб вблизи моста обеспечивает меньший размыв под мостом, поскольку струи потока имеют траекторию близкую к прямолинейной. Вдали от моста увеличение кривизны необходимо для направления пойменных струй под мост. При обтекании верховых участков

дамб может произойти так называемый срыв потока, что приводит к завихрениям и возникновению размывов. Вследствие этого кривизна верховых участков дамб не должна быть больше той, при которой обеспечивается безотрывное обтекание их водным потоком. Кривая, по которой очерчивается ось верховой дамбы, как правило принимается эллиптической. Дамбы, очерченные по такой кривой, в виде протяженной земляной насыпи называются шпоровидными.
Наличие струенаправляющих дамб позволяет вынести зону наибольших местных размывовРис.6.4. Схема работы криволинейных струенаправляющих дамб
Читайте так же:
Отделка откосов найти мастера

от подножия конусов выше по течению. При этом, как правило, возникают местные размывы возле головы струенаправляющей дамбы, однако они менее опасны для мостового сооружения чем размывы непосредственно под мостом (рис. 6.4).

Криволинейные струенаправляющие сооружения не являются единственным типом регуляционных сооружений, применяемых для улучшения работы мостовых переходов. Чтобы отодвинуть общий размыв на некоторое расстояние от моста, могут сооружаться

прямолинейные параллельные струенаправляющие дамбы, при помощи которых зона наибольших размывов перемещается выше по течению к входу в пространство между дамбами (рис. 6.5). Также могут применяться сооружения комбинированного типа, когда криволинейные дамбы удлиняются с помощью прямолинейной вставки. При проектировании мостовых переходов через реки с пойменной или русловой мнногорукавностью, на островах между отдельными рукавами автомобильная дорога проходит по насыпи, которую защищают от размывов водоразделительными дамбами (рис. 6.6). К защитным сооружениям относятся траверсы, которые служат
Рис.6.5. Схема работы прямолинейных струенаправляющих дамбдля защиты подходных насыпей (с верховой стороны) от подмыва

Рис.6.6. Схема работы водоразделительной дамбы

пойменными течениями, идущими вдоль насыпи, а также от разрушения их откосов ледоходом (рис. 6.7). Траверсы представляют собой поперечные незатопляемые дамбы. располагаемые под углом 70— 80° к оси подходной насыпи (рис. 6.8). Откосы траверсов укрепляют для защиты их от размыва и ледохода. При низких уровнях воды в реке также могут происходить естественные русловые процессы, формирующие русло. Необходимо, чтобы эти процессы протекали в желательном направлении, не
вызывали затруднений в судоходстве и не приводили к сильным размывам.Рис.6.7. Мостовой переход через реку Пышма у пос. Винзили в Тюменской обл.

Рис.6.8. Схема расположения траверс с верховой стороны подходной насыпм

Для упорядочения и регулирования таких русловых процессов устраивают русловые регуляционные и защитные сооружения, к которым относятся продольные низководные (затопляемые) дамбы, предназначенные для регулирования русловых процессов и улучшения условий судоходства; поперечные сооружения (шпоры, полузапруды); укрепления берегов русла от размыва в виде различного рода подпорных стенок и набережных. Шпоры являются защитными сооружениями и представляют собой массивные или сквозные конструкции, выдвинутые в русло от защищаемого берега (рис 6.9).
Отметка верха этих сооружений принимается ниже УВВ. Шпоры проектируют с наклоном вниз по течению. По конструкции шпорыРис.6.9. Схема расположения поперечных шпор или полузапруд
могут быть в виде земляных укрепленных насыпей аналогичных траверсам (рис. 6.10). Также массивные шпоры могут сооружаться из бетонных кубов, уложенных по оси шпоры и соединенных металлическими петлями, образующими всестороннеподвижное соединение (рис. 6.11-а). При размыве, который в большей или меньшей степени происходит всегда, такая
шпора может деформироваться, не разрушаясь и занимать положение в соответствии с изменившимися отметками грунта (рис. 6.11. а). Массивные шпоры также могут сооружаться из габионной кладки (рис. 6.11-б). Габион представляет собой объемную конструкцию, выполненную из металлической сетки двойного кручения с шестиугольными ячейками. Двойное кручение проволочной сетки обеспечивает её целостность, прочность и предотвращает раскручивание в случае разрыва сетки. Сетка выполняется из оцинкованной проволоки. Объемная конструкция (емкость)
Рис.6.10. Конструкция укрепленной земляной траверсы или шпорыиз сетки аполняется булыжником, крупной галькой, крупным щебнем или камнями (рис. 6.12).
Рис.6.11. Конструкция массивных шпор: из бетонных массивов (слева), из габионной кладки (справа)

Рис.6.12. Берегоукрепительное сооружение из габионной кладки

Шпоры сквозной конструкции устраивают в виде свайных рядов или бетонных тетраэдров, уложенных по оси шпоры (рис. 6.13), размеры которых могут быть различны в зависимости от интенсивности воздействия водного потока или воздействия волн. Находят применение также решетчатые железобетонные конструкции, закрепленные на свайных рядах. Уменьшая скорость течения до неразмывающей, сквозные шпоры предотвращают размыв берега и способствуют отложению наносов у защищаемого участка берега.
Полузапруды также предназначены для защиты берегов отРис. 6.13. Тетраэдры, применяемые для защиты морских побережий

размыва. Они отличаются от шпор меньшей высотой и бывают частично или полностью затоплены потоком, проходящим в бровках русла. Эти сооружения дешевле незатопляемых шпор, но менее эффективны.

Защита от размыва откосов берегов, отбойных дамб и других защитных сооружении может осуществляться также укреплением их откосов с приданием сооружению или берегу русла плавного очертания. Для укрепления откоса может применяться наброска из камня или из бетонных блоков (рис.6.14), габионная кладка, установка тетраэдров (рис.6.15). Размеры камней и блоков могут варьироваться в зависимости от интенсивности воздействия водного потока или волнового воздействия.

Читайте так же:
Какая статья за откос от армии

Рис.6.14. Укрепление откоса отбойной дамбы реки Чарыш Шипуновского района Алтайского края

каменной наброской (слева), укрепление откоса наброской из бетонных блоков (справа)

Рис.6.15. Укрепление берега габионной кладкой (слева), укрепление берега реки Мзымта

установкой бетонных тетраэдров (справа)

Рис.6.16. Укрепление берега в виде подпорной стенки из металлических шпунтовых свай (слева),

в виде стенки из валунной кладки (справа)

Для укрепления откосов конусов, подходных насыпей и струенаправляющих дамб чаще всего применяются сборные железобетонные (бетонные) плиты и монолитный бетон (рис. 6.17–6.19). Как сборные плиты. так и монолитный бетон укладываются на спланированные откосы насыпей или конусов, по которым уложены слои геотекстиля и щебеночной подготовки. Щели между сборными плитами расшиваются цементным раствором. Ячейки для укладки монолитного бетона образуются досками опалубки, которые в дальнейшем не извлекаются. Чтобы бетонное укрепление не сползало, по нижнему контуру устраивается монолитный железобетонный криволинейный брус – так называемый упор. При большой вероятности подмыва, упор делается на сваях.

Рис.6.17. Примеры укрепления откосов конусов: сборными железобетонными плитами на мостовом переходе

через реку Шексну на а/д Вологда–Новая Ладога (слева), монолитным бетоном на путепроводе в

Рис.6.18. Укрепление внутреннего откоса верховой шпоровидной дамбы сборными железобетонными плитами

на мостовом переходе через реку Оку вблизи Нижнего Новгорода

Рис.6.19. Укрепление откосов верховой шпоровидной дамбы монолитным бетоном

Укрепление откосов бетоном (сборным или монолитным) применяется при наличии достаточно интенсивного ледохода с целью противостоять разрушающему воздействию льдин. В случае отсутствия ледохода возможно применение более легких укреплений, которые предотвращают только размыв. К современным типам такого укрепления откосов можно отнести матрацы Рено. Конструкция матрацев Рено сходна с габионами. Они образованы нижней и верхней металлическими сетками, располагающимися на высоте 17-20 см друг от друга, имеющими боковины и разделенными диафрагмами. Пространство между сетками заполняется булыжником, крупной галькой. крупным щебнем или камнями (рис. 6.20). Матрацы Рено укладываются на слой геотекстиля и закрепляются от сползания металлическими шпильками, забитыми в грунт откоса.

Рис.6.20. Укрепление откоса конуса путепровода с помощью матрацев Рено (слева),

конструкция матраца Рено (справа)

При наличии укрепления откоса, размывы, как правило, происходят у его основания. Для защиты основания от размыва устраиваются гибкие тюфяки из бетонных плит, которые соединены подвижно, что позволяет тюфяку деформироваться, не разрушаясь. Соединение может осуществляться с помощью металлических анкерных петель и металлического соединительного кольца (рис. 6.21).

Рис.6.21. Конструкция укрепления откоса струе- направляющей дамбы: поперечный разрез (слева), конструкция тюфяка из железо- бетонных плит и узла подвижного крепления

В настоящее время для укрепления основания откосов от подмыва применяются гибкие маты, в которых бетонные элементы объединяются между собой с помощью металлического троса замоноличенного в бетон при изготовлении секции гибкого мата (рис.6.22).

Рис.6.22. Конструкция укрепления берега из гибких матов на мостовом переходе через Западную Двину

1.4. Укрепление откосов и дна у подошв откосов струенаправляющих дамб

Для обеспечения устойчивости струенаправляющих дамб в период эксплуатации необходимо предусматривать надежное укрепление откосов и подошв дамб. Наиболее мощные укрепления устраивают с русловой стороны реки и в головах дамб. Эти участки подвержены воздействию воды, текущей с большой скоростью, а также воздействию волн и льда. Откосы, обращенные к пойме, обычно укрепляют более легкими покрытиями, назначаемыми в зависимости от размеров волн, которые возникают при ветрах, имеющих направление вдоль насыпи переходов.

Большое значение для защиты от подмыва имеет укрепление подошв дамб с русловой стороны реки и в голове верховой дамбы. На речной стороне происходит общий размыв дна, в голове – значительный местный размыв. Укрепления подошв дамб устраивают из камня, уложенного в призму, или в виде заанкеренных гибких тюфячных покрытий, постепенно опускающихся по мере размыва дна реки.

Правильное назначение типов укреплений откосов и подошв дамб зависит от многих факторов, к которым относят: скорость течения потока воды, толщину льда во время ледохода, высоту ветровых волн, высоту набега ветровых волн на откосы дамбы, ожидаемые размывы дна (общий и местный размывы) у подошв откосов и т.д.

В настоящее время в качестве укреплений применяют железобетонные, сборные и монолитные бетонные плиты, каменные наброски, гибкие тюфячные покрытия из железобетонных и бетонных плит, каменное мощение, асфальтобетонные плиты, габионы, тюфяки, хворостяные тюфяки, одерновку, посадку кустарников, лесопосадку и посев трав. Преимущественно применяют индустриальные типы укреплений, к которым можно отнести укрепления из железобетонных и бетонных плит, из каменных набросок, железобетонных тюфяков и некоторых других конструкций. Каменное мощение, габионы, хворостяные конструкции требуют для своего устройства больших затрат ручного труда, и поэтому эти типы укреплений применяют ограниченно, при небольших объемах работ.

Читайте так же:
Угол естественного откоса формула

Обычно, тот или иной тип укрепления принимают в зависимости от степени воздействия на откосы текущей воды, волн и ледоходов. Предварительно конструкция укрепления откосов дамб может быть назначена по рекомендациям приложения 3.

При проектировании дамбы должна быть установлена отметка верха укрепления ее откосов. Для верхового вылета струенаправляющей дамбы, эту отметку определяют по формуле (6), а для низового вылета – по формуле (7).

В целях предотвращения развития размыва дна в сторону дамбы подошву откоса струенаправляющей дамбы укрепляют (прикрывают) гибким тюфяком, который обычно устраивают из бетонных плит размером 0,5 0,5 0,12 м. При этом ширину гибкого тюфяка LT по подошве откоса определяют из выражения

LT = H , (8)

где Н – глубина потока воды у откоса дамбы, м;

m – коэффициент заложения подошвы откоса, который принимают: при мелкозернистых грунтах (крупностью не более 0,7 мм) m = 1,7; при крупнозернистых грунтах (крупностью до 7 мм) m = 1,40.

Тюфяк оказывает влияние на формирование откоса при размыве, увеличивая его крутизну, поэтому иногда принимают m = 1, тогда LT = 1,4 Н.

Назначение типа укрепления откосов имеет непосредственную связь с затратами на устройство этих защитных сооружений. С экономической точки зрения нужно применять более дешевые типы укреплений, не требующие больших затрат ручного труда, с малым расходом бетона и арматурной стали. В тоже время, выбранные типы укреплений должны быть надежны в эксплуатации и долговечны.

Пример. Запроектировать поперечные профили для характерных сечений струенаправляющей дамбы и назначить тип укрепления откосов и их подошв.

Исходные данные. Результаты расчетов по определению размеров и отметок верха дамбы, выполненных в пункте 1.3.

За характерные поперечные сечения струенаправляющей дамбы принимаем: сечение I-I, проходящее через голову верхового вылета дамбы; сечение II-II, проходящее через тело дамбы и сечение III-III по оси мостового перехода, проходящее через корень дамбы (рис. 3.).

Дамба возводится из супесчаного грунта. Ширина дамбы поверху – 3 м; в голове дамбы устраивается круговая площадка и ее ширина увеличивается до 6 м. Отметка верха дамбы ДВ, которая определялась по формуле (6) равна 56,04 м.

Голова верхового вылета дамбы устраивается с более пологими откосами, крутизна откосов 1:4 (рис. 4, сечение I-I). На остальном протяжении дамбы крутизна откосов – 1:2 (сечения II-II и III-III).

Сопряжение струенаправляющей дамбы с подходной насыпью показано в поперечном разрезе на рис. 4 (сечение III-III). Конец моста (за задней гранью берегового устоя) находится на ПК 20+51,83. В соответствии с конструкцией и размерами устоя моста устанавливается точное положение оси струенаправляющей дамбы на трассе мостового перехода – на ПК 20+41,30.

Укрепления откосов верховой и низовой дамб приняты следующие. Откос, обращенный к руслу реки, подвергающийся волновому воздействию, динамическому воздействию плывущих льдин и действию текущей воды, укрепляется сборными железобетонными плитами размерами 2,5 3,0 0,15 м. Такой же тип укрепления откосов назначен в голове верхового вылета дамбы.

Откос дамбы, обращенный в сторону поймы, на который главным образом действуют волны, имеющие при направлении ветра вдоль трассы мостового перехода сравнительно небольшую высоту набега на откос, укрепляется более легкими сборными бетонными плитами с размерами 0,5 0,5 0,12 м (рис. 4, сечение II-II).

Подошвы откосов дамб со стороны русла реки и у головы верхового вылета дамбы укреплены тюфяком из бетонных плит, размерами 0,5 0,5 0,12 м, прикрепленным к бетонному упору на железобетонных сваях сечением 0,3 0,2 м. Ширина тюфяка из бетонных плит, зависящая от возможной глубины размыва дна поймы, принята в голове дамбы (рис. 4, сечение I-I) и на участке вблизи моста (рис. 4, сечение III-III) равной 6 м. На остальном протяжении откоса ширина тюфяка 3,8 м (рис. 4, сечение II-II).

Рис. 4. Поперечные сечения струенаправляющей дамбы: а­ – в голове дамбы;

б – на участке между головой и корнем; в – в корне дамбы; 1 — сборные железобетонные плиты 2,5 3,0 0,15 м; 2- тюфяк из бетонных плит 0,5 0,5 0,12 м; 3 — сборные бетонные плиты 0,5 0,5 0,12 м; 4 – упорная призма из камня

У подошвы откоса дамбы, обращенного к пойме, устраивается врезаемая в дно призма из камня, служащая упором для бетонного укрепления, лежащего на откосе (рис. 4, сечение II-II).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector