Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарезка уступов по откосам насыпи

Основные дефекты и деформации земляного полотна и неотложные меры по их устранению

Сафонов С.В., эксперт ООО «Техника»

Мальцев С.В., эксперт ООО «Техника»

Симиниченко В.В., эксперт ООО «Техника»

Надов Д.О., эксперт ООО «Техника»

Скаков В.А. эксперт ООО «Техника»

Главной задачей содержания земляного полотна является обеспечение исправности состояния всех его элементов, предупреждение появления неисправностей, своевременное их устранение, а также ликвидация причин, вызывающих появление неисправностей. Земляное полотно железнодорожного пути (далее — земляное полотно) служит основанием для верхнего строения пути и состоит из комплекса инженерных сооружений, рассчитанного на длительные сроки службы.

Основой содержания земляного полотна являются надзор за его состоянием с целью своевременного выявления признаков и причин деформаций, предупреждение опасных деформаций, могущих приводить к аварийным ситуациям, проведение неотложных мер, выполнение планово-предупредительных работ в комплексе работ по верхнему строению пути, а также ремонт или усиление его в качестве самостоятельных работ по индивидуальным проектам.

В течение длительного срока службы земляное полотно претерпевает различные видоизменения, которые приводят к превращению типовых поперечных профилей в эксплуатационные (типичные). Земляное полотно и его сооружения должны обеспечивать безопасность движения поездов с заданными нагрузками, скоростями движения при установленной грузонапряженности. Земляное полотно, его отдельные элементы и сооружения должны отвечать требованиям прочности, устойчивости на весь период службы при соблюдении периодичности ремонта.

Дефекты являются следствием недоработок при проектировании земляного полотна, его защитных и укрепительных сооружений; нарушений технологии строительного процесса и временной эксплуатации железнодорожных линий; неудовлетворительного текущего содержания и ремонтов железнодорожного пути.

Деформации земляного полотна возникают при недостаточной несущей способности грунтов, из которых оно возведено; несоответствии мощности верхнего строения пути нагрузкам от обращающегося подвижного состава; при недостаточной защите грунтов земляного полотна от неблагоприятных воздействий климатических и инженерно-геологических факторов (оползней, селей, наводнений). Низкое качество содержания земляного полотна, когда не обеспечивается отвод поверхностных и грунтовых вод, несвоевременно устраняются мелкие повреждения защитных и укрепительных устройств, не ликвидируются причины снижения несущей способности грунтов и другие нарушения при содержании и ремонтах железнодорожного пути, приводит к перерастанию мелких повреждений в опасные деформации, угрожающие безопасности движения поездов.

Земляное полотно — инженерное сооружение длительных сроков службы, в котором могут возникать и накапливаться дефекты и деформации. Основными более распространенными деформациями земляного полотна, опознавательные признаки, причины и неотложные меры по устранению приведенны ниже.

1. Пучины- искажения положения рельсовых нитей в продольном и поперечном профилях в виде пучинных горбов, пучинных впадин, пучинных перепадов, требующих исправления пути, и возникающие вследствие неравномерного вспучивания грунтов при промерзании. При оттаивании грунтов возможны весенние пучинные просадки.

Опознавательные признаки: деформации возникают в периоды промерзания и оттаивания грунтов; отступления в пути по уровню и в продольном профиле, вызывающие неспокойный ход поезда при движении по пучинному участку; зависание рельсов над шпалами вблизи пучинных неровностей; продольные трещины в снежном покрове, на поверхности откосной части балластной призмы, у концов шпал; при оттаивании грунта возникают просадки, перекосы, выплески, выпирание грунта при проходе поездов с выпучиванием обочин, откосов кюветов и канав, сдавливание лотков.

Причины: наличие неоднородных или неодинаково увлажненных грунтов основной площадки; увлажнение глинистых грунтов, слагающих основную площадку, вследствие наличия бессточных неровностей; неравномерное увлажнение грунтов в зоне сезонного промерзания грунтовыми водами и при запущенном состоянии водоотводов; неодинаковая глубина промерзания земляного полотна; неравномерное загрязнение и увлажнение балластного слоя.

Неотложные меры: усиленный надзор за состоянием пути в периоды роста пучин зимой и, особенно, при их спаде весной (вплоть до ежедневных осмотров); своевременное устранение отступлений от норм содержания рельсовой колеи с применением пучинных подкладок или подрельсовых прокладок (выправка пути на балласт применяется после оттаивания грунта); тщательное содержание водоотводных устройств (кюветов, канав, лотков, дренажей) с заблаговременной подготовкой к отводу воды в периоды длительных оттепелей и весеннего снеготаяния; в периоды быстрой осадки пучин при высокой температуре наружного воздуха и интенсивных атмосферных осадках возможно ограничение скорости движения поездов. После оседания пучин и прекращения просадок необходима выправка пути на балласт с изъятием пучинных подкладок.

2. Оползания откосов насыпи- отслоение откосной части насыпи с захватом основной площадки чаще всего до концов шпал или до оси пути и смещение ее к подошве откоса, иногда с захватом основания насыпи.

Опознавательные признаки: появление продольных трещин на обочинах, откосах балластной призмы, вдоль торцов шпал, под рельсошпальной решеткой, бугров на откосе и увлажненных складок в нижней части откоса; относительно большие просадки рельсовых нитей, требующие выправки пути; искажение очертаний откосов и поверхности земли рядом с основанием откоса. При оползании вначале происходит вертикальное смещение грунта с образованием стенки отрыва, затем смещение грунта в полевую сторону. Как правило, другая часть насыпи остается устойчивой. Этим отличается оползание откосов от общего смещения всей насыпи.

Читайте так же:
Как утеплить откосы стеклопакета

Причины: недостаточная плотность грунтов насыпи и откосных частей; наличие балластных шлейфов на откосах насыпей; завышенная крутизна откосов; сооружение насыпи из слабых грунтов, не пригодных для строительства; разница в плотности и влажности грунтов ядра и откосной части; наличие продольных балластных лож, мешков и особенно балластных гнезд; наличие балластного шлейфа с завышенной крутизной его откоса и смачиванием контакта глинистых и дренирующих грунтов; наличие слабых грунтов в основании откосной части насыпи; плохое текущее содержание земляного полотна; переувлажнение грунта обильными атмосферными осадками, талыми водами.

Неотложные меры: планировка обочин, заделка трещин, уборка снега в конце зимы; осушение балластных лож, мешков и гнезд; предотвращение поступления воды в тело насыпи (гидроизоляция или перехват воды и отвод ее за пределы насыпи); срезка оползающих грунтов откосов; нарезка уступов на глиняном ядре и восстановление качественным грунтом с нормируемым уплотнением; присыпка берм или контрбанкетов для усиления откоса. При восстановлении насыпи дренирующими грунтами, подаваемыми поездной возкой, недопустимо перегружать верхнюю часть откоса, а от контакта глинистых и дренирующих грунтов необходимо обеспечивать отвод впитывающейся воды.

3. Подмыв основания земляного полотна водными потоками

Опознавательные признаки: размыв берега у основания откоса земляного полотна с отложениями наносов в излучинах и подмывами нижних частей откосов; загромождение русла карчами, валунами, мелким камнем и песком с образованием местных подпоров воды и поднятием ее до верха земляного полотна; при обильных атмосферных осадках, таянии ледников вероятно полное затопление пути с размывами балластного слоя, повреждениями и разрушениями регуляционных сооружений, опор мостов, водопропускных труб; при катастрофических паводках возникает угроза безопасности движения поездов.

Причины: несвоевременное устранение повреждений и дефектов в конструкциях защитных и укрепительных устройств и сооружений; неудовлетворительное содержание регуляционных, струенаправляющих сооружений и их креплений; недостаточная сопротивляемость грунтов и защитных конструкций волновым, ледовым воздействиям и течению воды; изменение режима водотока (водоема), связанное со спрямлением русел, устройством плотин.

Неотложные меры: выполнение защитных работ в соответствии с планами водоборьбы, местными инструкциями, указаниями оперативного штаба, создаваемого на опасный период начальником дистанции пути, а при необходимости начальником отделения или начальником дороги; наращивание имеющихся регуляционных сооружений или возведение их вновь на участках угрозы размыва (отсыпка горной массы, обвалование и другие мероприятия); устранение местных завалов русла, создающих подпор воды; надзор за состоянием участка пути и устранение возникающих неисправностей.

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса от 21.12.2010 г. № 286.

2. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути (ЦП-544)

3. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденная распоряжением ОАО РЖД № 2791р 29.12.2012 г.

Проект производства работ по возведению земляного полотна

Рисунок 3.4 Схема возведения насыпи с разработкой грунта экскаваторами Э-1252Б и перемещением автомобилями-самосвалами:

1-экскаватор Э-1252Б; 2-автомобиль-самосвал; 3-бульдозер Д-493А; 4-прицепной каток.

Технологическая карта устройства уширения земляного полотна.

Технологическая карта разработана на устройство уширения земполотна существующей автомобильной дороги в соответствии с проектом. В качестве ведущего механизма используется бульдозер Т-170.

В состав работ входят:

снятие растительного слоя грунта;

устройство основания земполотна;

послойная отсыпка земполотна с послойным уплотнением;

планировка верха земляного полотна и откосов;

Организация и технология производства работ

До начала производства работ по устройству уширения земполотна необходимо:

восстановить трассу дороги;

выполнить детальную разбивку земполотна;

очистить территорию в пределах полосы отвода от леса, пней, кустарников и валунов; выполнить перенос инженерных коммуникаций;

выполнить временный водоотвод (при необходимости).

Устройство уширения земполотна ведется поэтапно справа и слева от оси дороги, не создавая помех для движения транспортных средств по противоположной полосе дороги. Работы на каждом этапе выполняются поточным методом на трех захватках обшей протяженностью 300-600 м.

На первой захватке выполняются следующие работы:

срезка растительного слоя грунта бульдозером;

уборка камней размером более 2/3 толщины отсыпаемого слоя экскаватором САТЕRPILLАР, (HITACHI) с погрузкой в автосамосвалы;

— выравнивание основания уширения земполотна, нарезка уступов высотой 1-1,5 м и шириной 1,5-2 м при высоте насыпи более 2 м бульдозером Т-170;

уплотнение основания земполотна катком DYNAPAC СС-222 7,5 т; .рыхление откосов старой насыпи.

Толщина срезаемого слоя назначается проектом. В карте принята толщина слоя 15 см. Грунт срезают бульдозером Т-170 (или экскаватором САТЕRPILLAR, (HITACHI), перемещают к границе полосы отвода или вывозят в отведенные для этого места для складирования и обваловывают. В дальнейшем его используют для укрепления откосов.

Перекрытие следов от предыдущих проходов бульдозера и срезке грунта должно составлять 0,25-0,3 м.

На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

Читайте так же:
Откосы без начального профиля

разравнивание грунта на насыпи слоями по 0,3 м бульдозером Т-17О;

уплотнение слоя грунта самоходным катком DYNAPAK СС-422 10 т.

Отсыпка земполотна ведется от краев к середине насыпи. Песчаный грунт доставляется автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью до 13т.

Самосвалы для выгрузки разворачиваются на существующей насыпи и подаются к месту выгрузки грунта по оборудованному съезду задним ходом. При малых объемах отсыпки возможно выгрузку грунта вести с обочины существующей дороги. При этом тщательно обеспечивать безопасность движения транспортных средств.

Перемещение и разравнивание грунта на насыпи выполняют челночными проходами бульдозера Т-170 на второй рабочей скорости.

Каждый слой следует разравнивать, соблюдая проектный продольный и поперечный .уклоны.

Информация по теме:

Физические свойства груза: сыпучесть, угол естественного откоса, сопротивления сдвигу, скважистость, пористость, способность уплотняться
Различные свойства грузов обусловливают способ их перевозки, перегрузки, хранения, а также выбор тары и упаковки. Крупность кусков (частиц) навалочных и насыпных грузов определяет их гранулометрический состав. В зависимости от размера типичных кусков грузы делятся на группы. Гранулометрический сост .

Правила техники безопасности и охраны труда
Чем так важны охрана труда и соблюдение правил техники безопасности? В первую очередь потому, что самой высокой ценностью всегда является человек, его жизнь и здоровье. Ни размер заработной платы, ни уровень рентабельности предприятия, ни ценность производимого продукта не могут служить основанием .

Расчет номинальной мощности двигателя
Расчет номинальной мощности двигателя производим с учетом номинального тягового усилия трактора, силы сопротивления качения, массы трактора, потерь на трение в трансмиссии и необходимого запаса мощности двигателя. Учитывая выше изложенное, номинальную мощность двигателя определяем по формуле кВт, ( .

Технология устройства насыпей и выемок

Для возведения земляного полотна применяют бульдозеры, скреперы, экскаваторы, автогрейдеры и др.

В настоящее время практически все земляные работы выполняют механизированным способом. Наиболее распространенным механизмом в лесных организациях является бульдозер.

Технологический процесс производства земляных работ включает рыхление, разработку разрыхленного грунта, перемещение грунта, разравнивание, уплотнение и планировку. Перемещать грунт на короткие расстояния можно отвалом дорожной машины, а на большие — с помощью транспортных средств. В этом случае процесс перемещения грунта включает погрузку, перевозку и выгрузку. В зависимости от дальности перемещения, видов грунта и степени концентрации земляных работ используют различные машины.

Бульдозеры применяют для отсыпки невысоких насыпей (до 1 м) из расположенных вдоль дороги резервов, а также для разработки выемок и траншей. Наиболее эффективно он работает совместно со скреперами или экскаваторами. Продольное перемещение грунта бульдозерами целесообразно на расстояние до 100—120 м.

Скреперы применяют для копания, перевозки и послойного разравнивания грунта при дальности перемещения 100—700 м (в зависимости от емкости ковша). Особенно эффективно их применение для разработки выемок, вскрытия карьеров и планировки площадок. Легкие грунты скреперы разрабатывают без предварительного рыхления, а тяжелые — после рыхления. Для возведения невысоких насыпей и планировочных работ применяют автогрейдеры, для отрывки глубоких канав и выемок и при разработке карьеров — экскаваторы.

При строительстве лесохозяйственных дорог для возведения земляного полотна большей частью используют грунт из боковых резервов и реже из притрассовых карьеров. Поэтому на земляных работах используют в основном бульдозеры, но при расстояниях перемещения грунта более 80—100 м — скреперы или экскаваторы с самосвалами.

В механизированных бригадах (или звеньях) по возведению земляного полотна обычно требуется следующий комплект машин: 3—4 бульдозера на тракторе (типа Т-100), корчеватель, 2—3 катка на пневмоколесном ходу или прицепных кулачковых, автогрейдер (или прицепной грейдер), поливочная машина (для увлажнения укатываемого грунта), канавокопатель и 1— 2 трактора для буксировки применяемых орудий. Число рабочих в бригаде в зависимости от типа машин должно быть 5—9.

При удовлетворительных грунтах земляное полотно в насыпях наиболее дешево и просто возводить бульдозерами из притрассовых резервов. Большей частью насыпи устраивают из двусторонних резервов, так как в этом случае сокращается расстояние перемещения грунта. Небольшая ширина полотна лесохозяйственных дорог позволяет применять односторонние резервы, при которых уменьшается ширина требуемой просеки и, следовательно, количество вырубаемой древесины. Резервы не следует устраивать глубиной менее 0,3 м; наиболее целесообразная глубина 0,75—1 м. На косогорных участках (при уклоне больше 1 :10) грунты следует разрабатывать только из односторонних резервов, устраиваемых с нагорной стороны. При резании и транспортировке грунта под уклон производительность бульдозеров значительно повышается — на 15—40%.

Технология работ по возведению насыпи (высотой до 1,5 м) бульдозерами с использованием вспомогательных механизмов из боковых резервов. Длина захваток определяется сменной или кратной ей линейной производительностью бульдозеров, выполняющих основные работы. Обычно она бывает равна 100—150 м. Фронт работы состоит из четырех захваток. На I захватке грунт разрабатывают в резервах и перемещают в нижний слой насыпи; на II уплотняют нижние слои насыпи; на III разрабатывают грунт в резерве и перемещают в верхние слои насыпи и обочины; на IV уплотняют верхний слой насыпи, планируют полотно, дно резервов и отделывают откосы.

Читайте так же:
Как укрепить откос берега

Устройство бульдозером насыпей высотой больше 1,5 м на значительном протяжении экономически неэффективно. На коротких участках (до 200 м) такие насыпи можно отсыпать и бульдозером, например из сосредоточенных резервов, перемещая грунт под углом 40—45° к оси насыпи, а затем вдоль оси. При значительном протяжении участков насыпи высотой больше 1,5 м обычно нижнюю часть (до 1,2 м) возводят бульдозерами, а верхнюю досыпают скреперами.

В лесных условиях грунт в резервах часто бывает в переувлажненном состоянии, поэтому резервы следует разрабатывать по траншейно-полосной схеме. Грунт в резерве срезают в результате движений бульдозера полосами-траншеями по ширине отвала бульдозера (траншеи 1, 2, 3, 4 и т. д.). Между траншеями оставляют стенки-полосы шириной 0,8—1 м, которые разрабатывают в последнюю очередь, после просыхания грунта. Перемещаемый из траншеи на подошву насыпи переувлажненный грунт не разравнивают, а укладывают поперечными валами-полосами с разрывом 10—20 см, оставляют для просушки, по мере достаточного просыхания разравнивают продольными проходами бульдозера и уплотняют. Затем срезают в резервах просохшие стенки и из них отсыпают верхние слои насыпи или досыпают обочины. В случае длительного перерыва работ по устройству земляного полотна поверхность незаконченной насыпи необходимо уплотнить и тщательно спланировать с приданием ей двустороннего уклона 20—30‰. Резервы и водоотводные канавы следует спланировать и прочистить для беспрепятственного отвода воды от земляного полотна.

При отсыпке насыпей способом продольного перемещения грунт берут из смежных выемок и реже из специальных карьеров. Особенно выгодно использовать грунт из смежных выемок. В этом случае можно сразу отсыпать грунт на полную высоту насыпи крутонаклонными слоями или осуществлять продольную отсыпку пологими слоями. Первый способ более производителен, но лучшее уплотнение насыпи достигается при 2-м способе. Первый способ целесообразен при отсыпке насыпи на болото. Толщина слоев зависит от вида применяемых для уплотнения машин. Перед уплотнением отсыпаемые слои грунта следует разравнивать и грубо планировать бульдозером или автогрейдером. В жаркий период отсыпанный грунт следует возможно быстрее укатать, пока он сохраняет естественную влажность и достаточно хорошо уплотняется. При необходимости отсыпки насыпей на болотах зачастую грунт приходится транспортировать на значительное расстояние, тем более что требуются дренирующие грунты — песчаные или гравелистые. В этом случае грунт разрабатывают в карьере или выемке экскаватором с рабочим оборудованием в виде прямой лопаты или драглайна.

Для снижения стоимости возведения земляного полотна необходимо использовать такие дорожные машины, которые в данных условиях могут работать наиболее эффективно. Приведен разработанный в тресте «Оргтехлесстрой» график себестоимости земляных работ с учетом расстояния перемещения грунта для основных землеройных машин. Из графика видно, что при использовании бульдозеров стоимость земляных работ минимальна (до 4 коп./м 3 ), если расстояние перемещения грунта не превышает 50 м. При большей дальности перемещения наименьшую себестоимость обеспечивает использование скреперов, но и в этом случае при расстоянии 500 м и емкости ковша 2,25 м 3 или 900 м и 8 м 3 себестоимость возрастает до 20 коп./м 3 . При еще большей дальности перемещения более выгодно разрабатывать грунт в карьерах или выемках экскаваторами с рабочим оборудованием в виде прямой лопаты или драглайна с перевозкой грунта на самосвалах. В этом случае себестоимость 1 м 3 грунта составляет 25—30 коп.

Выемки наиболее целесообразно разрабатывать по ярусно-траншейной схеме, обеспечивающей минимальные потери грунта при перемещении бульдозером. Верхний ярус выемки в плане разделяют в продольном направлении на полосы, равные по ширине отвалу бульдозера, между которыми оставляют стенки-полосы шириной 1 м. Эти стенки препятствуют потере грунта при перемещении по траншее. Разработку выемки начинают с траншей, примыкающих к бровкам. После перемещения грунта из траншей 1-го яруса оставшиеся стенки срезают участками косым движением бульдозера (под углом 35—40°), а после наполнения отвала грунт сдвигают в оставшуюся траншею и перемещают вниз; так же разрабатывают и следующие ярусы. При перемещении на расстояние не больше 25—30 м грунт срезают и перемещают в насыпь за один прием; при большем расстоянии его перемещают в траншее до тех пор, пока нет значительных потерь (на 25—30 м), а затем оставляют в виде промежуточного вала. После накопления в промежуточном валу грунт перемещают дальше примерно на такое же расстояние или отсыпают в насыпь.

Разработку выемок с перемещением грунта в кавальер осуществляют редко, — если грунт непригоден для возведения насыпей или большая длина выемок. При отвале грунта в кавальеры бульдозером можно разрабатывать только неглубокие, открытые выемки. Разработку обычно ведут поперечными ходами челночным способом по ярусно-траншейной схеме. Дальность перемещения грунта бульдозерами не должна превышать 100—120 м, при большем расстоянии необходимо применять скреперы. Кроме того, их используют для возведения высоких насыпей из резервов или из специальных грунтовых карьеров. На заболоченных участках, в сыпучих песках и на участках, не очищенных от кустарников, корней, пней и валунов, скреперы применять не следует.

Читайте так же:
Рытье котлованов без откосов

При использовании скреперов в лесных условиях грунты необходимо предварительно разрыхлить и очистить от корней. Однако излишне мелкое рыхление ухудшает наполнение ковша и снижает производительность скреперов. Наиболее целесообразно такое рыхление грунтов, при котором образуются комки диаметром в поперечнике 5—10 см.

В условиях лесхозов наиболее часто применяют совместно скрепер и бульдозер: верхнюю часть выемок отрывают бульдозером и далее разрабатывают скреперами. При возведении насыпей нижнюю часть устраивают бульдозерами, а верхнюю (высотой более 1,2 м) — скреперами. В этом случае необходимо бульдозером устраивать для них въезды и съезды с уклонами соответственно не более 20 и 50‰. Расстояние между въездами составляет обычно 60—120 м в зависимости от емкости скреперов, высоты насыпи и местных условий. На болотах грунт из карьеров подвозят скреперами, а первоначально укладывают в насыпь бульдозерами. По достижении высоты 0,3—0,4 м дальнейшую отсыпку насыпи снова выполняют скреперами.

При разработке выемок скрепер набирает грунт в пределах выемки, а затем, двигаясь вдоль полотна, укладывает в прилегающую насыпь. В выемках грунт срезают слоями по 25—30 см. Загружать и разгружать скреперы следует только при движении на прямых участках. Образующиеся на откосе выемки (уступы) срезают грейдером или выравнивают поперечными проходами бульдозера. Дно забоев, в которых работают скреперы, должно иметь продольный уклон не менее 3‰, что обеспечивает водоотвод и осушение забоев.

Для уменьшения ширины просеки в лесном массиве и количества вырубаемого леса, а также в случае, если устройство резервов вдоль дороги нежелательно по эстетическим соображениям (в зонах отдыха), для насыпей можно использовать грунт из сосредоточенных резервов или грунтовых карьеров, скрытых от дороги лесом и расположенных в стороне на полянах или вырубках. Путь движения скреперов от карьеров к дороге должен иметь возможно меньше поворотов, причем при движении на повороте, как правило, ковш скрепера должен быть разгружен. Дорогу от карьера к месту возведения насыпи следует хорошо спланировать и систематически грейдировать.

На участках дороги, проходящих вне лесной территории, а также на хорошо очищенных от корней грунтах для устройства невысоких насыпей (до 0,7 м) используют грейдеры и автогрейдеры. При этом переломы продольного профиля на трассе необходимо предварительно сгладить бульдозером. При возведении насыпи грейдером из боковых резервов длина захватки обычно 400—800 м. На лесных грунтах со значительными остатками корневой системы работы по вырезанию грунта следует выполнять тяжелыми автогрейдерами или прицепными грейдерами; перемещение и разравнивание грунта — автогрейдерами среднего типа. Насыпь возводят последовательными круговыми проходами грейдера с послойной вырезкой грунта, начиная от внутренней бровки резерва, затем проходами для перемещения грунта и укладки в насыпь. Каждый слой грунта, разравниваемый грейдером, необходимо уплотнять катками.

Качество земляного полотна зависит от степени уплотнения, которое следует производить сразу после отсыпки и послойного разравнивания. Каждый слой надо уплотнять равномерно по всей площади и на всю толщину. Если грунт очень сухой, то для хорошей укатки его следует поливать до слегка влажного состояния. При использовании катков на пневматических шинах на связанных (глинистых и суглинистых) грунтах требуется по 6—8 проходов по одному следу, на песчаных — по 4—6. Обычно насыпи плохо уплотнены в местах, непосредственно прилегающих к мостам. В таких неудобных местах можно использовать трамбующие плиты (железобетонные плиты или блоки), поднимаемые вверх экскаваторами, или трамбовки и самоходные машины ударно-трамбующего действия.

Несмотря на применение уплотняющих машин с течением времени наблюдается самоуплотнение насыпей. Поэтому желательно отсыпать земляное полотно за год до устройства дорожной одежды. При этом необходимо обеспечить сохранность подготовленного земляного полотна, так как в образовавшихся на его поверхности колеях от тяжелых машин скапливается вода и размачивает земляное полотно, которое настолько насыщается водой, что может расплыться, а иногда в средней части образуются ямы, наполненные водой и жидкой грязью.

Подготовленное земляное полотно после укатки следует спрофилировать, его поверхность должна иметь уклон в стороны крутизной 20—30‰ (2—3 см на 1 м). После дождей и в сырые периоды проезд по такому земляному полотну должен быть полностью закрыт, а в сухое время года или при замерзшей верхней части движение машин даже полезно, так как способствует уплотнению грунта. В зимний период на подготовленном к укладке дорожной одежды земляном полотне снег разгребать не следует, чтобы уменьшить промерзание грунтов и зимнее влагонакопление.

Читайте так же:
Что такое откос определение

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СП 32-104-98 (СП 32-104-98), страница 4

Описание файла

Документ из архива «СП 32-104-98», который расположен в категории «своды правил по строительству». Всё это находится в предмете «другие» из раздела «Стандарты», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «другие» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «СП 32-104-98»

Текст 4 страницы из документа «СП 32-104-98»

7.7 Состав работ по подготовке оснований насыпей следует назначать с учетом высоты проектируемой насыпи и поперечному уклону местности. Во всех случаях подлежит удалению и складированию почвенно-растительный слой с площади основания насыпи для последующего использования его в природоохранных целях (в том числе для покрытия откосов земляного полотна, рекультивации карьеров).

В местах, где срезка почвенно-растительного слоя нецелесообразна вследствие низкого уровня его плодородия, необходимо предусматривать удаление дерна в основании насыпей высотой до 0,5 м на равнинных участках и косогорах крутизной до 1:10, а также в основании насыпей высотой до 1 м на косогорах крутизной от 1:10 до 1:5.

В таежных и лесных районах при подготовке основания под насыпи необходимо предусматривать удаление валежника; при высоте насыпи до 1 м обязательна сплошная корчевка пней и удаление мохового покрова; при большей высоте насыпей пни могут быть оставлены, но спилены так, чтобы высота их не превышала 0,2 м.

7.8 В пределах косогоров крутизной от 1:5 до 1:3 независимо от высоты насыпей требуется нарезка уступов в соответствии с рисунком 7.3. Ширина уступов принимается равной от 1 до 4 м. Поверхности уступов следует придавать поперечный уклон в низовую сторону величиной 0,01—0,02, стенки уступов при их высоте до 1 м можно проектировать вертикальными, а при высоте до 2 м — с наклоном около 1:0,5.

Нарезка уступов не предусматривается для насыпей, размещаемых на косогорах, сложенных дренирующими грунтами и не имеющих растительного покрова.

Необходимость подготовки основания насыпей, размещаемых на косогорах, сложенных скальными грунтами, следует устанавливать в зависимости от местных условий.

При небольшой высоте насыпей на косогорах, а также на участках полувыемок и полунасыпей следует обеспечивать однородные грунтовые условия под основной площадкой в пределах зоны промерзания за счет частичной замены естественных грунтов насыпными (в том числе дренирующими) для исключения неравномерного пучения (рисунок 7.2). При этом толщина слоя насыпного грунта hmin должна быть не менее указанной в таблице 7.1.

Насыпи на сыром и мокром основании

7.9 Насыпи на сыром и мокром основании следует проектировать преимущественно из дренирующих грунтов. При использовании мелких и пылеватых песков и глинистых грунтов следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие устойчивость и прочность земляного полотна и его основания: осушение грунтов основания посредством углубленных канав, дренажей, прослоев из дренирующих грунтов, геотекстильных материалов, устройство берм.

а — насыпь высотой низового откоса до 12 м; б — деталь нагорной канавы с бермой в грунте естественного сложения; в — низкая насыпь на косогоре; г — полунасыпь-полувыемка;

l — ширина нижнего уступа определяется из условия возможности уплотнения грунтов нижней части насыпи; 1 защитный слой

Рисунок 7.3 Поперечные профили насыпей на косогорах крутизной от 1:5 до 1:3

Примечание Очертания верха земляного полотна назначаются в соответствии с требованиями п. 3.1.

7.10 Бровка насыпей должна возвышаться над уровнем длительно (более 20 суток) стоящих поверхностных вод или над наивысшим расчетным уровнем грунтовых вод, а при сырых основаниях над поверхностью земли на величину, достаточную для предохранения основной площадки от пучения и просадок. Размер этого возвышения следует устанавливать в зависимости от вида грунтов, высоты капиллярного поднятия, глубины промерзания в районе строительства, но не менее значений, указанных в таблице 7.1.

Для насыпей из суглинков и глин возможно некоторое уменьшение указанных высот при условии устройства капилляропрерывателя.

Глубину промерзания следует принимать по карте 3 приложения 1 СНиП 2.01.01-82 (см. приложение Н) или по данным местных гидрометеостанций.

За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать расчетный осенний уровень, а при отсутствии необходимых данных — наивысший возможный уровень, определяемый по верхней границе оглеения грунтов.

Возвышение бровки насыпей дорог IV категории допускается уменьшать по сравнению с нормами таблицы 7.1 на основании данных опыта эксплуатации дорог в районе строительства, но не более чем в 1,5 раза.

Таблица 7.1 В метрах

Грунт, используемый для насыпи

Минимальное возвышение бровки насыпи при расчетной глубине промерзания

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector