Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крутизна откосов автомобильных дорог

Строй-справка.ру

Отопление, водоснабжение, канализация

Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция автомобильных дорог

При уширении земляного полотна значительные трудности вызывает уплотнение на откосах присыпанных слоев грунта. Насыпи уширяют или досыпают с запасом грунта на откосах, равным 5—10 см. Откосы выемок не добирают на 10—15 см, чтобы при их планировке ограничиться лишь срезкой грунта. В случае укладки на откосах растительного грунта запас на планировку не предусматривают.

Откосы выемок глубиной до 2 м и насыпей высотой до 2 м планируют автогрейдером при крутизне откосов 1 : 3 — 1 : 4. В начале откосы отделывают у верхних бровок, устанавливая нож автогрейдера под углом 50—55° к направлению движения. Требуется всего один-два прохода. Если откосы широкие, автогрейдер планирует оставшуюся их часть при проходах у нижних бровок.

При высоте насыпей и глубине выемок до 4 м откосы планируют навесными специальными откосопланпровщиками на гусеничных тракторах или бульдозерах. По предложению рационализаторов Кировского автодора для этой цели с успехом используют планировщик, являющийся сменным навесным оборудованием к трактору К-700. На рычаги его гидросистемы навешивают бульдозерный отвал. К боковине отвала крепят двумя шарнирами нож грейдера, что позволяет изменять угол его установки в плане и по вертикали. Планировку навесным откосопланировщиком выполняют также, как и автогрейдером. Вначале планируют верхнюю часть откоса проходами бульдозера по верху насыпи с опущенным вниз откоеопланировщиком, а затем нижнюю ее часть, наоборот, с поднятым откоеопланировщиком.

Рис. 1. Соединение звеньев труб полиэтиленовыми муфтами-вкладышами:
а — общий вид муфты-вкладыша; б —схема соединения; 1 — звенья труб; 2 — муфта

Рис. 2. Схема планировщика откосов:
1 — трактор К-700; 2 — рельс-оттяжка; 3 — отвал бульдозера; 4— отвал планировщика; 5 — гидроцилиндр; 6 — трос-оттяжка

При большей высоте насыпей и глубине выемок используют экскаватор-драглайн. К его тросу прицепляют при твердых грунтах скребок, при мягких грунтах — швеллер.

При отделке откосов экскаваторами предварительно намечают линию их движения на расстоянии 2,5—2,8 м от бровок насыпей.

Для планировки откосов с успехом применяют и экскаваторы с телескопической стрелой. Сначала планируют верхнюю часть откоса, причем экскаватор перемещается вдоль оси дороги на расстоянии 1,5—1,8 м от бровки. Затем вытягивают стрелу экскаватора и делают по тому же участку проход на расстоянии всего 0,5 м от бровки, планируя нижнюю часть откоса. При нижней стоянке экскаватора на дороге также планируют откос шириной до 7 м за два прохода. Скребок, двигаясь сверху вниз, срезает грунт, который скатывается вниз по откосу. Производительность экскаватора с телескопической стрелой в 1,3 раза выше, чем экскаватора типа драглайн.

Рис. 3. Схема планировки откоса насыпи экскаватором:
1 — основной разбивочный знак; 2 — срезаемый излишек грунта; 3— срезанный с откоса грунт

Рис. 4. Схемы планировки откосов экскаватором с двухотвальным планировщиком:
а—при верхней стоянке экскаватора; 6 — при нижней стоянке; в — деталь планировщика скребка

Рис. 5. Схема планировки откосов земляного полотна экскаватором с телескопической стрелой, оборудованным скребком:
1 — разбивочные знаки; 2 — излишек грунта

Откосы высоких насыпей и глубоких выемок нередко планируют эскаватором, оборудованным двухотвальным скребком-планировщиком. Сначала грунт срезают лишь в местах, где он лишний, и перемещают во впадины. С этой целью планировщик опускают к подошве откоса, а затем подтягивают к верхней бровке. Эту операцию повторяют до 2 раз с последующим опусканием планировщика и сверху вниз для окончательной планировки откоса. До последнего прохода планировщика рекомендуется в верхней части откоса иметь некоторый запас срезанного грунта. Для полной планировки откоса требуются два-три прохода планировщика по одному следу. После планировки откоса эскаватор перемещают на 1,5—2,0 м и планируют следующий участок с перекрытием предыдущего следа на 1/3. При нижней стоянке экскаватора скребок опускают у подошвы откоса и поднимают его вверх, а затем опускают вниз по откосу. Такое перемещение приходится повторять лишь в плотных связных грунтах. Излишек грунта у подошвы откоса подчищают автогрейдером и вывозят. Производительность экскаватора с двухотвальным скребком в 2,5 раза больше, чем экскаватора с ковшом со сплошной режущей кромкой.

Читайте так же:
Монтаж заводских откосов металлоблокхауса

Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция автомобильных дорог

ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Цели работы: изучить измерительные инструменты дорожного мастера; освоить методы измерения параметров автомобильной дороги с применением дорожной рейки, рулетки.

Теоретические сведения

В ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий» используются следующие термины и их определения :

рейка – приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня, прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги (аэродрома) с целью выявления просветов между стержнем и поверхностью;

просвет под рейкой – зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) дороги (аэродрома);

клиновой промерник – приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения величины просвета под рейкой.

Для контроля параметров асфальтобетонной дороги применяются универсальные рейки, рулетки. Наиболее распространенными измерительными средствами в дорожном строительстве являются: универсальные рейки «КОНДОР» и «РДУ-КОНДОР», рулетки Р100УЗК, Р50УЗК, Р30УЗК, Р20УЗК, Р10УЗК. Рейка и клиновой промерник должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 24555-81 «Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения».

Универсальные трехметровые рейки «КОНДОР» и «РДУ-КОНДОР» (складной вариант) позволяют не только контролировать ровность покрытия, но и определять геометрические параметры профиля дороги, толщину конструктивных слоев дорожной одежды, продольные и поперечные уклоны, крутизну откосов насыпей, выемок, кюветов.

Универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР», см. рисунок 20, пред-назначена для:

‒ измерения неровностей поверхности покрытий и оснований, автомобильных дорог и аэродромов по п.4 ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий»;

‒ определения продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных покрытий в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»; СНиП 32-03-96 «Аэродромы»; СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях»;

‒ определения линейных параметров конструктивных элементов дороги, толщины слоев дорожной одежды;

‒ установления крутизны заложения откосов, насыпей и выемок при строительстве, ремонте и приемке в эксплуатацию автодорог и аэродромов.

Рисунок 20 ‒ Универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР»

Модификации универсальной 3-метровой рейки «РДУ-КОНДОР» :

‒ складная с электронным уровнем;

‒ стандартная с электронным уровнем;

‒ с лазерным уровнем.

Технические характеристики рейки представлены в таблице 9.

Таблица 9 ‒ Технические характеристики универсальной 3-метровой рейки

ПоказательЕдиница измеренияДиапазонТочность измерения
1 Просветы под рейкоймм0 — 150,5
2 Толщина слоевмм0 — 150
3 Линейные параметрымм0 — 3000
4 Уклон дороги%0 – 100
5 Уклон откосовH/L1:1, 1:2, 1:3
6 Габаритные размеры рейки: длина ширина высотамм мм мм±2 ±2 ‒
7 Габаритные размеры клинового промерника: ширина основания максимальная высота угол между гранямимм мм град50,5 5 0 ·45′‒ ‒ ‒
8 Масса рейкикг8,5

Ход работы

Оборудование и приборы: универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР»; рулетка.

1) Ознакомиться с устройством рейки и методами ее применения в дорожном строительстве.

2) Подготовить измерительные средства к работе.

‒ провести внешний осмотр (установить целостность корпусных деталей, ампулы, указателей, шкал, упоров);

‒ проверить надежность крепления деталей;

‒ проверить четкость работы подвижных деталей изделия.

Читайте так же:
Над откосами косами косят над откосами косят людей

При обнаружении помех необходимо их ликвидировать.

Во время работы с изделием обязательно нужно :

‒ выполнять требования по технике безопасности;

‒ плавно устанавливать изделие на дорожное покрытие при проведении измерений.

При измерении уклона (продольного, поперечного) на изделии, находящемся на поверхности дороги, плавно вращать диск винта до установки воздушного пузырька ампулы–уровня – между её средними рисками.

Убедившись в прекращении колебаний пузырька, снять показания уклона с круговой шкалы и по риске на указателе.

3) Проконтролировать ровность поверхности асфальтобетонного покрытия на выбранной захватке (по заданию преподавателя), измеряя просветы под рейкой.

Каждый раз, прикладывая рейку, следует измерять величину просвета под ней в пяти местах, соответствующих меткам на боковых гранях. Места приложения рейки должны быть равномерно распределены по длине участка измерений.

Общее число измерений просветов под рейкой на участке измерений должно быть не менее 120-ти (требования ГОСТ 30412-96).

Поперечный профиль — поперечник

Поперечный профиль — это вертикальный разрез сооружения в направлении, перпендикулярном его главной оси. Поперечные профили необходимы для подготовки проектов капитального ремонта и реконструкции линейных сооружений — насыпей и выемок на железных и автомобильных дорогах, а также плотин и дамб в гидротехнике.

Элементы поперечного профиля

Чертеж поперечного профиля строится по результатам геодезической съемки объекта. Основные элементы поперечного профиля линейного инженерного сооружения это:

  • основная площадка, её ширина, уклон и тип — односкатная или же двускатная;
  • обочина — свободная от дорожной одежды часть основной площадки и её ширина;
  • откосы насыпи или выемки, а также их крутизна — отношение высоты к заложению;
  • бровка — линия пересечения плоскости основной площадки или подошвы с откосами;
  • водоотводные канавы при насыпях и кюветы в выемках, включая свои поперечные профили — определяют их пропускную способность и препятствуют подтоплению.

    Назначение поперечного профиля

    Поперечный профиль дороги в составе проектной документации, вместе с продольным профилем, определяет основную конфигурацию земляного полотна будущей трассы, а также технологию выполнения земляных работ (схема движения строительной техники, порядок и степень уплотнения) при сооружении насыпей или выемок в дорожном строительстве.

    Поперечный профиль разработки или поперечный профиль карьера служит для подсчета объема грунта, выработанного или добытого материала за определенный период времени.

    Поперечный профиль земляного полотна при эксплуатации линейных сооружений является основным материалом для выполнения расчетов на устойчивость земляных сооружений, в том числе расчет устойчивости откосов насыпей и выемок, для анализа условий водоотвода и планирования работ по водоотведению от объекта, для расчетов площадей водосбора и определения площади укрепления откосов при необходимости.

    Построение поперечного профиля

    Нивелирование поперечников выполняется геодезистом с помощью тахеометра, теодолита и нивелирной рейки для измерения расстояний или просто нивелиром и обычной рейкой, если строится поперечный профиль улицы или достаточно равнинной местности. После обработки геодезических измерений рассчитываются заложения и отметки поперечного профиля, по которым вычерчивается профиль в нужном масштабе.

    © Геодезическая служба «Скорая геодезическая помощь», Москва, Российская Федерация.

    Высота/глубина насыпи/выемкименее 4 м4-12 мболее 12 м
    Длина профиля менее 60 м1 196 рублей1 655 рублей2 255 рублей
    Длина профиля 60-100 м1 416 рублей1 976 рублей2 690 рублей
    Длина профиля 100-200 м1 870 рублей2 530 рублей3 580 рублей
    Длина профиля 200-300 м2 070 рублей2 960 рублей4 180 рублей

    Заказать нивелирование поперечников или уточнить стоимость съемки поперечных профилей автомобильной дороги можно через пункт меню «Есть вопрос?», который расположен вверху с левой стороны, или по телефонам (9:00-21:00 по Москве): +7 (926) 926-03-03 («Мегафон») и +7 (962) 962-03-03 («Билайн»).

    Ещё из раздела «транспортная геодезия»: топографические работы. Кроме того, геодезия на транспорте рассматривает вопросы геодезической разбивки трассы автомобильных дорог и железных дорог. Мы будем очень признательны, если Вы добавите эту страничку к себе в социальные сети с помощью вот этих кнопочек внизу:

    Проектирование примыканий к автомобильным дорогам: обзор правил и норм

    Проектирование примыканий к автомобильным дорогам – это необходимый комплекс мероприятий, который проводится перед началом строительства объекта. Без проведения проектных работ законодательно запрещено эксплуатировать дорогу (примыкание, съезд, пересечение и т. д.).

    Для создания качественного проекта необходимо обратиться к специалистам, имеющим соответственный опыт. В нашей статье мы расскажем, какие бывают примыкания дорог, поговорим о требованиях, которые предъявляются к ним, и затронем вопрос о необходимости экспертизы.

    Проектирование примыканий к автомобильным дорогам

    Действующие требования российского законодательства в отношении строительства или реконструкции автотранспортных магистралей и примыкающих к ним объектов предусматривают составление определенной проектной документации.

    Проектирование объектов примыканий к автомобильным дорогам предполагает создание расчетных документов для сооружения:

    • Автозаправочных комплексов.
    • ТРЦ.
    • Новых съездов/въездов.
    • Транспортные развязки.
    • Площадки под строительство.
    • Объекты малого бизнеса и т.д.

    Перед тем, как приступить к разработке проекта необходимо изучить технические условия и создать первоначальный план документации в соответствии с нормами законодательства.

    Стандартные рабочие процедуры, в перечень которых входит составление необходимой документации для проектов строительства или реконструкции пересечений и примыканий автомобильных дорог:

    • Создание полного генерального плана будущего объекта строительства или реконструкции, соединенного с автомобильной дорогой.
    • Составление сводного сборочного плана всех основных инженерных коммуникаций, необходимых для полноценного функционирования обслуживаемого объекта.
    • Полоса для отведения линейных объектов (электропередач, связи).
    • Создание и подтверждение условия технического состояния.
    • В зависимости от объекта строительства или реконструкции собирается дополнительная документация и разрешения в соответствующих структурах власти (определяется в индивидуальном порядке).

    В процессе сбора документации и накопления информации для полного согласования и утверждения всех работ по строительству или реконструкции необходимо посетить определенные государственные учреждения.

    Основной список государственных организаций и структур для получения официального документационного утверждения:

    • Районная администрация;
    • Районная префектура;
    • отдел ГИБДД;
    • ЦОДД;
    • Сетевые учреждения.

    На утверждение технических нормативов проектной и прочей документации влияют вид предстоящих работ (строительство/реконструкция), тип обслуживаемого объекта и остальные особенности.

    Требования к примыканиям и пересечениям автомобильных дорог

    В Своде Правил (СП 34.13330.2012) об автомобильных дорогах можно найти основные требования, предъявляемые к примыканиям и пересечениям автодорог. Обновленная информация содержится в СНиП 2.05.02-85.

    В 6 пункте Свода Правил установлено, что проектирование пересечений и примыканий автомобильных дорог зависит от их типа, а также разновидностей транспортных средств. В процессе создания проекта прогнозируют повышение интенсивности движения потока ТС, поэтому оставляют возможность стадийного развития.

    Также в Своде Правил утверждено, для каких категорий дорог разрешено проектирование пересечений и примыканий: оно возможно на прямых и кривых дорогах.

    • для не скоростных дорог с двумя полосами (тип III и IV) радиус поворота начинается от 0,8 км;
    • для автомагистралей, скоростных участков и не скоростных дорог с четырьмя полосами (тип IA, IБ, IB и II) радиус поворота должен составлять не менее 2 км.

    В таблице из Свода Правил автомобильных дорог (п.5.9) установлено, что уклоны в продольной плоскости при подъезде к примыканиям и пересечениям автомобильных дорог должны быть не выше 40 ‰. В таком случае будет сохранено безопасное движение автомобилей при поворотах, разгонах, снижении скорости или смене полос.

    В представленной ниже таблице указаны минимальные расстояния видимости при различных скоростях движения. Они указаны в соответствии со Сводом Правил, в котором определено, что расстояние видимости равно расстоянию остановочного пути.

    Скорость движения (км/ч)

    Минимальное расстояние видимости в м

    для остановки

    встречного автотранспорта

    при обгоне

    Водитель должен иметь возможность определить очертания любых объектов посередине полосы движения с высоты одного метра от дорожного покрытия. Размер предметов начинается от 0,2 метра, тогда безопасный тормозной путь будет обеспечен. Два параметра (расчетная скорость и расстояние видимости) главным образом влияют на расположение элементов при планировании как в вертикальном разрезе дороги, так и в горизонтальном.

    Если строительство пересечений и примыканий автомобильных дорог к тоннелям проводится в местностях с горным рельефом, необходимо обеспечить условия видимости объектов исходя из установленной скорости движения.

    Пункт 6 Свода Правил автомобильных дорог определяет разновидности пересечений и примыканий при создании проекта. В итоге дороги делятся на главные и второстепенные в категориях автомагистралей, скоростных и не скоростных дорог (включительно до III категории). Здесь число разветвлений и пересечений не может быть велико. На автомагистралях (не на территории населенных пунктов) пересечения и примыкания автомобильных дорог могут появляться только каждые 10 км. На скоростных трассах и дорогах категории II расстояние уменьшается в два раза, что позволяет строить разъезды каждые 5 км. На не скоростных дорогах III типа присутствуют условия, которые необходимо учитывать (строительство объектов, особенности дорог). Тогда пересечения и примыкания могут появляться каждые 2 км.

    Как утверждено в пункте 6 Свода Правил постоянные примыкания к скоростным и не скоростным (до категории III включительно) дорогам могут иметь:

    • грунтовое покрытие из тяжелых суглинистых пород, чернозема и глины на 200 метров;
    • грунтовое покрытие из легких суглинистых пород и песка на 100 метров.

    Обочины в описанных выше категориях дорог должны быть укреплены на указанную длину. Ширины составляет до 0,75 м.

    Расстояние покрытия съездов и въездов на скоростных и не скоростных (до категории III включительно) дорогах в два раза больше, чем на не скоростных дорогах с двумя полосами.

    Виды примыканий и разветвлений автомобильных дорог

    Примыкания на транспортных развязках могут быть разного вида, поэтому часто они встречаются в виде разветвлений. Что касается характеристик безопасности или комфорта передвижения, разветвления показали себя с наилучшей стороны.

    В некоторых случаях предусмотрено использование исключительно разветвления на дорогах определенного уровня.

    Для проектирования разветвлений или примыканий прямого типа, как «трубы», используют схему строения «клеверного листа». Каждый транспортный поток имеет отдельный съезд, чтобы при поворотах они не смешивались. Что касается съездов левоповоротного типа, там предусмотрен достаточно длинный путь, выполненный в виде двухполюсной дороги. Автомобили движутся в обоих направлениях, пока окончательно не разъедутся.

    У путепровода левоповоротный съезд не должен располагаться только слева. Он может быть выполнен с правой стороны в зависимости от особенностей территории. Определяющим фактором является интенсивность движения транспорта.

    Если говорить о безопасности движения на автомагистралях, левоповоротный съезд листовидного типа является относительно спокойным. На одном уровне не пересекаются транспортные средства разных потоков. Однако на отрезке общего земляного полотна появляется движение в обе стороны, что вызывает некоторую опасность на дороге. При выезде на автомагистраль транспортный поток присоединяется к основному исключительно справа. Потоки противоположного направления в данном случае никак не смешиваются.

    Потоки правого и левого поворота не пересекаются друг с другом. Левоповоротный поток входит в главный транспортный поток. Водители не испытывают затруднений при выполнении разъездов или съездов, поскольку схема развязок логична. В отличие от примыкания «трубы» здесь потребуется больше квадратных метров для обустройства дороги.

    Транспортная развязка типа клеверного листа имеет минус, поскольку на одном уровне дорог находится точка, в которой два потока смешиваются.

    • водители транспортных средств интуитивно понимают схему строения развязки, поскольку ее схема проста;
    • в процессе развязки поворот транспорта может быть, как вправо, так и влево при левоповоротном движении.

    Широкое распространение нашли и кольцеобразные развязки. К ним относятся два вида разветвлений: грушевидный и кольцевой. За основу берется распределительное кольцо, по которому и строится разветвление или примыкание автомобильных дорог. Также предусмотрено два путепровода. Транспортный поток въезжает на кольцо справа, затем вливается обратно в главный поток магистрали также с правой стороны. При правоповоротном съезде кольцо присоединяется слева. При кольцевом движении левоповоротные потоки начинают смешение. Здесь водители также не испытывают затруднений в процессе движения.

    В отличие от вышеописанного вида разветвлений в грушевидном типе за основу берется турбинное пересечение. Важное отличие, что потоки левого поворота не пересекаются между собой, поскольку каждый из них имеет отдельный съезд. Движение более безопасное и спокойное. Автомобили, начинающие вливание на основную часть магистрали, делают это справа. Примыкание левоповоротного съезда к правоповоротному происходит слева. В данном случае грушевидный тип примыканий и разветвлений также имеет простую конфигурацию, которая понятна водителю.

    Существуют другие разновидности разветвлений и примыканий:

    • грибообразный — также имеет в основе элемент кольца;
    • линейный;
    • крючкообразный;
    • лирообразный;
    • тип криволинейного треугольника с одним путепроводом;
    • V-образный.

    Необходимость экспертизы при создании примыкания автомобильной дороги

    Заказчик, которому требуется проектирование пересечений и примыканий автомобильных дорог к придорожному объекту (чаще всего это автозаправки, кафе или хостелы, станции техобслуживания, магазины, в редких случаях могут быть аэродромы или площадки для воздушного транспорта), имеет цель не просто построить сервисное здание, но и обеспечить ему условия для функционирования и удобный проезд.

    Подключить дорожный съезд к официальному использованию можно только при условии, что имеется разрешение на его возведение. Процедура оформления занимает некоторое время, поскольку требуется создание проекта, проведение экспертизы пакета документов. В зависимости от источника финансирования тип проверки будет отличаться. При использовании средств бюджета понадобится государственная экспертиза проектной документации и процесса возведения объекта. Если средства из частного источника — достаточно негосударственной проверки. В итоге будет принято заключение:

    1. Вынесение положительного решения экспертизой в отношении проектной документации.
    2. Согласование проекта межевания и планировки земельного участка, взятого под строительство объекта.
    3. Установление отношений по территории (временная аренда или полное владение).

    Перечисленные результаты относятся только к объектам линейных коммуникаций (линии железной дороги, мосты, электропровод и т.п.).

    В некоторых случаях экспертиза не является обязательной, если будущее примыкание планируется строить в границах установленной полосы отвода. Тогда подается обращение к владельцу главной дороги, чтобы утвердить проект съезда. В основном заявка идет в РосАвтоДор. Далее запрашиваемое разрешение получит необходимые технические условия, после которых можно начинать строительство. Не забываем про переходно-скоростные полосы.

    Прохождение экспертизы и утверждение проектной документации являются обязательным условием, если строительство съезда будет выходить за отведенные границы отвода. Процедура должна быть выполнена, поскольку владелец главной дороги в таком случае не является ответственным за проведение работ лицом. Его внимание распространяется только до конца территории полосы отвода. Не забываем о постановке участка на кадастровый учет. Застройщик создает проект планировки территории, проект межевания и затем разрабатывает градостроительный план. Необходимо изучить весь периметр участка, чтобы со всей документацией обращаться на экспертизу.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector