Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коэффициент заложения откоса насыпи это

Устойчивость земляного полотна на косогорах

Насыпь будет сползать по косогору, если составляющая ее веса, направленная параллельно уклону, окажется больше силы трения, удерживающей насыпь на месте (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Силы, действующие на насыпь на косогоре

Согласно рис. 3.8 удерживающая сила:

R = ,

где Q – вес насыпи

f – коэффициент трения насыпного грунта по поверхности косогора;

α – угол наклона косогора.

Сила, сдвигающая насыпь:

F = .

Коэффициент устойчивости насыпи против сдвига

где i – поперечный уклон косогора.

Мероприятия по повышению устойчивости насыпей на косогорах сводятся к повышению величины коэффициента трения.

При i = 1:10 ÷ 1:5 достаточно из под насыпи удалить дерн.

При i = 1:5 ÷ 1:2 на поверхности косогора устраивают уступы высотой 0,5 м, шириной полки не менее 1,0 м, имеющие уклоны 20 ÷ 40 ‰, обратные уклону косогора (рис. 3.9).

При разделке косогора уступами сопротивление грунта скольжению повышается вследствие более высокого сопротивления срезу насыпного грунта. Уступы нарезают только в связном грунте.

Рис. 3.9. Схема устойчивости насыпи на косогоре

При i > 1:2 в горной местности и при условии, что грунт косогора несвязной для повышения устойчивости насыпи устраивают подпорные стенки из камня, бетона или железобетона, а так же насыпи, армированные геосинтетикой (армогрунтовые насыпи).

Заключение

Расчеты на устойчивость откосов проводят только для высоких h > 12 м насыпей и выемок. Для обычных насыпей и выемок разработаны типовые поперечные профили, устойчивость которых проверена опытом их многолетнего применения.

Крутизну откосов земляного полотна характеризуют величиной коэффициента заложения, определяемого как отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции.

По действующему СНиП [2] принимаются следующие коэффициенты заложения откосов насыпи (табл. 3.1)

Заложения откосов насыпей высотой до 12 м

Высота насыпи, Н, мЗаложение откосов 1:m
Н ≤ 21:4 для дорог I – III категорий 1:3 для дорог остальных категорий
Н ≤ 61:1,5
Н ≤ 12верхняя часть Н = 6 м 1:1,5 нижняя часть 1:1,75
Подтопляемые участки1:2

Поскольку откосы выемок образованы в грунтах в их естественном залегании, имеющих большие величины сцепления и внутреннего трения, их устраивают большей крутизны, чем насыпи той же высоты. В обычных нескальных грунтах откосы выемок устраивают крутизной 1:1,5. В скальных грунтах откосы выемок устраивают 1:1 и круче.

Для предохранения мелких выемок (h до 1,5 м) от снегозаносов их устраивают раскрытыми, с заложением 1:10 и более.

Проектирование земляного полотна на слабых грунтах

Общие положения проектирования земляного полотна на слабых грунтах

К слабым грунтам, относят грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания при испытании прибором вращательного среза менее 0,075 МПа, удельное сопротивление статическому зондированию конусом с углом при вершине a = 30° менее 0,02 МПа или модуль осадки при нагрузке 0,25 МПа более 50 мм/м (модуль деформации ниже 5 МПа).

Насыпи, в основании которых в пределах активной зоны имеются слабые грунты мощностью более 0,5 м, проектируются как насыпи на слабым основании.

Требования к грунтам верхней части насыпи (рабочего слоя), а также необходимое минимальное возвышение дорожной одежды над расчетным уровнем поверхностных и грунтовых вод определены СНиПом [2] применительно к III типу местности по характеру и условиям увлажнения.

К земляному полотну, сооружаемому с использованием слабых грунтов в основании насыпи, предъявляют следующие требования:

· должна быть обеспечена устойчивость основания – исключена возможность выдавливания оставляемого слабого грунта из-под насыпи в процессе ее возведения и эксплуатации;

Читайте так же:
Как посчитать объем дверных откосов

· должна быть обеспечена стабильность основания – интенсивная часть осадки (не менее 80–90 % в зависимости от типа покрытия) должна завершиться до устройства монолитных слоев покрытия;

· упругие колебания земляного полотна, возникающие при наличии торфяных грунтов в основании насыпи, не должны превышать величину, допускаемую для принятого типа покрытия.

Земляное полотно на участке залегания слабых грунтов проектируют в следующем порядке:

· на основе результатов инженерно-геологических обследований устанавливают мощность и расчетные характеристики слабых грунтов;

· устанавливают минимально допустимую высоту насыпи на данном участке, руководствуясь условиями водно-теплового режима, снегозаносимости и исключения упругих колебаний, наносят проектную линию, устанавливают рабочие отметки насыпи на различных поперечниках;

· определяют расчетом величину осадки;

· проверяют устойчивость основания;

· прогнозируют длительность завершения осадки;

· намечают варианты конструктивно-технологических решений, обеспечивающих в случае необходимости повышение устойчивости, ускорение осадки или снижение ее величины;

· на основе технико-экономических расчетов выбирают оптимальный вариант.

Согласно Пособия [6] по проектированию земляного полотна на слабых грунтах высоту насыпи следует назначать с учетом динамического воздействия транспорта.

Допустимую минимальную толщину насыпного слоя для исключения недопустимых упругих колебаний дорожной конструкции следует назначать по табл. 4.1.

откосы земляного полотна

откосы земляного полотна : Боковые поверхности, соединяющие элементы земляного полотна (основная площадка насыпи, водоотводы или закюветные полки выемки) с естественной земной поверхностью.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

  • откосное оградительное сооружение
  • 1) «>Откройте предохранительную перекладину 1)

Полезное

Смотреть что такое «откосы земляного полотна» в других словарях:

ОТНОС ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА — наклон боковой поверхности земляного полотна к горизонту. На практике О. з. п. обычно наз. его боковые поверхности. Уклон (крутизна), придаваемый откосам насыпей и выемок, различен и зависит от характера грунта. Крутизна или пологость откоса… … Технический железнодорожный словарь

snip-id-42047: Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды — Терминология snip id 42047: Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды: 2.5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции: · рыхление грунта (при необходимости) в притрассовом карьере… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды — Терминология Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды: 2.5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции: · рыхление грунта (при необходимости) в притрассовом карьере бульдозером… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СП 119.13330.2012: Железные дороги колеи 1520 мм — Терминология СП 119.13330.2012: Железные дороги колеи 1520 мм: авторский надзор : Совокупность действий представителей генеральной проектной организации, осуществляемых визуально и документально и направленных на определение соответствия решений… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

На заключительной захватке — 2.7. На заключительной захватке при отделочных работах выполняются следующие технологические операции: · планировка верха земляного полотна автогрейдером; · планировка откосов автогрейдером; · окончательное уплотнение верха… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Плакировка — укладка слоя растительного грунта (5 8 см в обычных условиях и 15 20 см на насыпи из песчаных или засоленных грунтов) перед посевом трав для укрепления откосов невысоких насыпей и неглубоких выемок; укладка дерна на откосы земляного полотна с… … Строительный словарь

Гидросеялка — машина для гидропосева трав, смонтированная на автомобильном шасси, оборудование которой состоит из цистерны с площадкой для оператора, смесителя для рабочей смеси из семян трав и других материалов, гидрометателя, насоса и другого оборудования… … Строительный словарь

Читайте так же:
Отделка откосов входной двери искусственным камнем своими руками

На заключительном этапе — 2.7. На заключительном этапе работы выполняются следующие технологические операции: · планировка верха земляного полотна автогрейдером; · планировка откосов автогрейдером; · окончательное уплотнение верха земляного полотна… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Земляное полотно — ж.д. комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно… … Википедия

Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

От чего зависит крутизна откосов насыпи, выемки? В каких случаях допускается повышать крутизну откосов насыпи?

От чего зависит крутизна откосов насыпи, выемки?

Зависит от: вида грунта, высоты насыпи и глубины выемки с учетом инженерно-геологических, гидрологических и мерзлотных условий, а также способа производства работ и метода укрепления откосов сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях.

Крутизну откосов земляных сооружений назначают в соответствии с проектом. При нормальных условиях крутизну откосов можно назначать в соответствии с табличными данными.

В каких случаях допускается повышать крутизну откосов насыпи?

На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений

Назначение боковых резервов и в каких случаях их можно устраивать?

Резервы – неглубокие выработки, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи.

Резервы в дорожном строительстве применяются для отсыпки в тело земляного полотна пригодного грунта.

Грунт для насыпей, если он пригоден для отсыпки насыпей, берут из соседних выемок или так называемых резервов. Резервы одновременно служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод, для чего им придают поперечный и продольный уклоны. Если резервов нет, то для защиты насыпи от притока воды по уклону местности с нагорной стороны устраивают водоотводную канаву.

Назначение боковых канав (кюветов).

В выемках и у насыпей с небольшими рабочими отметками для отвода воды, стекающей во время дождя и таяния снега с поверхности дороги и прилегающей к ней местности устраивают боковые канавы (кюветы). Эти канавы способствуют осушению верхней части земляного полотна.

Однако положительное действие боковых канав сказывается лишь при быстром удалении из них воды. При необеспеченном отводе воды и длительном ее застое канавы становятся источниками проникания воды в земляное полотно и его переувлажнения.

При водонепроницаемых грунтах и недостаточно удовлетворительных условиях поверхностного стока боковым канавам придают трапецеидальное сечение с шириной по дну 0,4— 0,5 м и глубиной до 0,7—0,8 м, считая от бровки насыпи. Откосам канав в выемках придают заложение 1 : 1,5, а у низких насыпей внутренний откос канав устраивают с заложением 1 : 3.

Если земляное полотно возводят в сухих местах с обеспеченным быстрым стоком поверхностных вод, а грунтовые воды расположены глубоко, боковые канавы устраивают в виде треугольных лотков глубиной не менее 30 см. Крутизна откосов лотков 1 :3 дает автомобилям возможность съезжать в случае необходимости с дороги.

Вода из боковых канав должна выводиться в пониженные места не реже чем через 500 м.

Для чего служит забанкетная канава? Для чего служит нагорная канава и где она устраивается?

канава, располагаемая между банкетом и отвалом, собирающая воду, которая может стекать с отвала в выемку.

Читайте так же:
Как считается крутизна откосов

Забанкетная канава глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.

Откосы ее бывают одиночные или полуторные в зависимости от грунта; уклон дна устраивается по уклону местности, но не менее 0,005. Ввиду незначительного количества воды, протекающей по забанкетной канаве, откосы и дно ее от размыва защищать не приходится.

Нагорные канавы служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге, и для отвода ее к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и в пониженные места рельефа.

Сечение нагорных канав рассчитывают по расходу воды, притекающей к ней. Нагорным канавам придают трапецеидальный поперечный профиль с наименьшей шириной по дну 0,5м. Минимальная глубина канавы 0,5 м, крутизна откосов 1:1,5, продольные уклоны не менее 3-5 ‰. При расчете длинных канав учитывают увеличение бассейна вдоль канавы по мере удаления от водораздела. Поэтому сечение нагорных канав обычно подбирают по отдельным участкам по мере возрастания площади водосборных бассейнов. Соответственно и площади бассейнов разбивают на участки. По этим участкам определяют максимальные расчетные расходы воды.Нагорные канавы трассируют на местности с таким уклоном, при котором вода не размывала бы грунт.

Если земляное полотно проложено по косогору в насыпи, то нагорную канаву располагают на расстоянии не менее 2 м от подошвы насыпи, а между ней и насыпью отсыпают берму с уклоном 20 ‰ к канаве ( рис а.)

При наличии кювета в насыпи и расположении дороги в выемке , во избежании оползня откосов из-за переувлажнения грунтов, нагорные канавы располагают на расстоянии не менее 5 м от внешнего откоса кювета или выемки (рис. б)

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1665 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Способы уширения насыпей и выемок

При реконструкции автомобильных дорог на многих участках уст­раивается новое земляное полотно, технология возведения которого не отличается от нового строительства, поэтому в данном пособии не рассматривается. Эти работы выполняются на участках спрямления трассы, значительного увеличения радиусов кривых в плане и профиле, на участ­ках обходов населенных пунктов, обходов оползней, осыпей и т.д.

При реконструкции в основном выполняются работы по уширению земляного полотна, для строительства дополнительных полос проезжей чисти, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей или в случае необходимости доведения ширины земляного полотна до норм категории, установленной для данной дороги.

Практика показывает, что добиться устойчивой многолетней совместной работы старого и нового (уширенного) земляного полотна трудно. Во многих случаях наблюдаются деформации нового земля­ного полотна в местах сопряжения со старым, поэтому если это возможно, необходимо избегать уширения земляного полотна.

При реконструкции автомобильных дорог необходимо пол­ностью использовать существующее земляное полотно.

Уширение земляного полотна может быть односторонним или двухсторонним (рис. 2).

Рис. 2. Схемы уширения земляного полотна: а, б – двухстороннее и одностороннее в насыпях; в, г – двухстороннее и одностороннее в выемке

Двухстороннее, или симметричное, уширение – это уширение, при котором ось существующей дороги остается без изменения и совме­щается с осью уширенной дороги. При этом уширение производится пу­тем досыпки насыпи или срезки откосов выемки с двух сторон. Такое уширение может быть целесообразным при высоте насыпей и глубине выемок до 2–3 м.

Преимущество этого варианта в том, что дорожная одеж­да после ее уширения располагается на прочном, хорошо сформиро­вавшемся земляном полотне, что обеспечивает возможность созда­ния прочной и долговечной дорожной одежды.

Недостатки такого варианта уширения заключается в том, что необхо­димо с двух сторон снимать и устанавливать инженерное оборудова­ние и обустройство, переносить и перекладывать воздушные, назем­ные и подземные коммуникации, удлинять трубы и уширять мосты, переустраивать систему водоотвода и дренажа и т.д. Насыпи высотой до 2 м чаще всех уширяют по двухсторонней схеме.

Читайте так же:
Коэффициент откоса для временных насыпей

Одностороннее или несимметричное – это уширение, при котором ось реконструируемой дороги смещена в сторону от оси старой доро­ги, а уширение производится путем досыпки насыпи или срезки откоса выемки с одной стороны.

Преимущество этого варианта заключается в том, что все работы по уширению земляного полотна сосредоточены с одной стороны, поэтому создаются хорошие условия для работы дорожных машин и сами работы по возведению земляного полотна могут быть выполне­ны более качественно. Сокращаются объемы работ по снятию и уста­новке инженерного оборудования, обустройству, переносу и переуст­ройству коммуникаций, системы водоотвода, дренажа и т.д.

Главный недостаток одностороннего уширения заключается в том, что часть новой дорожной одежды располагается на старом зем­ляном полотне, а часть на свежеуложенном грунте, которому трудно придать такую же степень уплотнения и устойчивость.

В результате создается неравнопрочная дорожная конструкция (земляное полотно плюс дорожная одежда), что приводит к возникновению продольных трещин в дорожной одежде на стыке старого и нового земляного по­лотна. При устройстве различных прокладок и усилений полностью избежать образования продольных трещин невозможно.

При одностороннем уширении проезжей части увели­чивается расход материалов для устройства покрытия из-за необходимости укладки дополнительного слоя покрытия для смещения оси проезжей части и обеспечения равного поперечного уклона покрытия на полосах движения.

При уширении земляного полотна, для предотвращения переувлажне­ния грунта перед началом основных работ, необходимо обеспечить поверхностный водоотвод на период реконструкции дороги. Для этого необходимо произвести планировку поверхно­сти и нарезку временных канав автогрейдером с отводом воды в по­ниженные места.

Существуют различия в технологии работ по уширению насыпей и выемок (рис. 3).

Уширение насыпей высотой до 2 м производится с засыпки боковых канав или кювет-резервов, из которых была возведена насыпь. Засыпка производится послойно местным грун­том с уплотнением до коэффициента уплотнения не менее Ку = 1,0 любым типом грунтоуплотняющих механизмов, способных обеспечить такой коэффициент уплотнения.

После снятия растительного слоя, засыпки боковых водоотводных канав резервов производятся работы по уширению земляного полотна, при этом необходимо обеспечить надежное сопряжение присыпаемого грунта с грунтом существующего земляного полотна.

При заложении откосов 1:3, 1:4 производится рыхление грунта на откосах на глубину 0,2–0,25 м.

На насыпях с заложением откосов менее 1:3 на отко­сах бульдозером или автогрейдером нарезаются уступы высотой соответствующей толщине отсыпаемого слоя в зависимости от мощности грунтоуплотняющего средства.

Для предотвращения переувлажнения грунта уклон отсыпаемых слоев уширения должен быть от оси дороги. При уширении земляного полотна с крутизной откосов до 1:3 нарезается нижний уступ, после чего отсыпается первый слой грунта на полосе уширения. После окончания уплотнения нарезается следующий уступ, отсыпается второй слой и т.д. (рис. 4).

– нарезка нижнего уступа и отсыпка первого слоя с уплотнением

– нарезка второго уступа и отсыпка второго слоя с уплотнением

– нарезка третьего уступа и отсыпка третьего слоя с уплотнением

Рис. 4. Порядок нарезки уступов и послойной отсыпки грунта при уширении

земляного полотна: 1 – существующая дорожная одежда; 2 – обочина; 3 – существующее земляное полотно; 4 – уступы; 5 – слои отсыпаемого грунта

Как при двухстороннем, так и одностороннем уширении существующая обочина обрезается, а грунт земляного полотна на полосе уширения отсыпается послойно до низа дорожной одежды.

Читайте так же:
Металлический сайдинг монтаж откосов

В случае, если уширение земляного полотна производится на ширину, не обеспечивающую проход дорожных машин, при заложении откосов 1:3 и более возможно производство работ с послойной отсыпкой грунта не горизонтальными слоями, как показано на рис. 4 при продольной относительно оси дороги схемой работы дорожных машин, а наклонными с поперечной схемой (рис. 5).

Рис. 5. Порядок послойной отсыпки грунта наклонными слоями: 1 – существующее земляное полотно; 2 – существующая дорожная одежда; 3 – обочина; 4 – отсыпаемые слои дорожной одежды

Подобная схема уширения приемлема и при крутизне откосов до 1:3, если произвести предварительное уполаживание откосов до заложения 1:3 и более (рис. 6).

Рис. 6. Уполаживание откосов при уширении земляного полотна на насыпях с крутизной откосов до 1:3: 1 – существующее земляное полотно; 2 – существующая дорожная одежда; 3 – обочина; 4 – срезанный грунт; 5 – отсыпанный грунт

До послойной отсыпки грунта необходимо уплотнение откоса до коэффициента уплотнения не менее Ку = 1.

Схема работы дорожных машин при горизонтальной отсыпке грунта на полосах уширения представлена на рис. 7.

Вышележащие слои грунта отсыпаются по аналогичной схеме работы дорожных машин.

Схема работы дорожных машин при наклонной отсыпке грунта на уширяемой части земляного полотна представлена на рис. 8.

Транспортирование грунта для отсыпки первого слоя автосамосвалами
Разравнивание грунта первого слоя бульдозером
Уплотнение грунта первого слоя пневмокатком
Рис. 7. Схема работы дорожных машин при горизонтальной отсыпке грунта на полосе уширения: 1 – существующее земляное полотно; 2 – дорожная одежда; 3 – обочина, подлежащая срезке до начала выполнения работ

Транспортирование грунта для отсыпки первого слоя
Разравнивание грунта первого слоя
Уплотнение грунта первого слоя
Рис. 8. Схема работы дорожных машин при наклонной отсыпке грунта на полосе уширения: 1 – существующее земляное полотно; 2 – дорожная одежда; 3 – обочина, подлежащая срезке до начала уширения земляного полотна; 4 – отсыпаемый слой грунта

При уширении земляного полотна необходимо уплотнять грунт до коэффициента уплотнения не менее 1,0, что позволяет избежать просадок.

При уширении выемок разработка грунта производится после снятия растительного слоя и засыпки боковых кюветов. Боковые кюветы или лотки засыпаются послойно до низа дорожной одежды с уплотнением.

В выемках глубиной более 1 м для обеспечения безопасности движения рекомендуется устраивать укрепленные лотки, предназначенные только для отвода поверхностной воды.

Разработка грунта на уширяемой части откоса производится экскаваторами «обратная лопата», или экскаватором-драглайном, при этом они располагаются у верхней бровки выемки (рис. 9). Возможно применение экскаватора «прямая лопата», при этом он располагается внизу (рис. 10).

Рис. 9. Уширение выемки экскаватором-драглайном
Рис. 10. Уширение выемки экскаватором «прямая лопата»

Разработанный грунт перемещается в насыпь с использованием автосамосвалов. В неглубоких выемках с крутизной откосов более 1:3 разработка грунта может осуществляться бульдозерами с перемещением грунта в отвал за верхней бровкой выемки, собиранием его в кучи, с последующей погрузкой экскаватором в автосамосвалы и транспортированием в насыпь (рис. 11).

Рис. 11. Уширение выемки бульдозером: 1 – выемка; 2 – бульдозер на разработке и перемещении грунта; 3 – грунт, собранный в кучи; 4 – экскаватор; 5 – автосамосвал

Технология производства работ по уширению выемок выбирается исходя из её глубины, ширины уширения, заложения откосов, типа грунта и т.д.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector