Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпичом корень суффикс окончание

Состав слова. Имя прилагательное: приставка, корень, суффикс, окончание

Учащимся 6 класса. Правильное написание слов зависит не только от того, насколько чётко Вы знаете орфографическое правило, но и от того, сумеете ли Вы правильно определить морфемы (части слова): корень, приставку, суффикс, окончание.

СОСТАВ СЛОВА. ПРИМЕРЫ СЛОВ: ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Учебный материал может быть полезен учащимся
· 5 – 8, 10 кл. — для выполнения заданий по теме СОСТАВ СЛОВА
· 9 и 11 кл. — для повторения в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ

Учтите, что данный материал представляет собой НЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР (в соответствии с его порядком) и НЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР.

Перед Вами ПРИМЕРЫ СЛОВ: ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Слова расположены в алфавитном порядке. Приставка, корень, суффикс и окончание в словах написаны через промежуток.

Б

без билет н ый
без бож н ый
без бреж н ый
без вест н ый
без ветр енн ый
без вин н ый
без вкус н ый
без вод н ый
без воль н ый
без вред н ый
без дар н ый
без дон н ый
без дорож н ый
без дум н ый
без душ н ый
без дым н ый
без жизн енн ый
без забот н ый
без закон н ый
без звёзд н ый
без звуч н ый
без злоб н ый
без лич н ый
без лун н ый
без люд н ый
без мер н ый
без мороз н ый
без обид н ый
без опас н ый
бес край н ий
бес плат н ый
бес силь н ый
бес слав н ый
бес след н ый
бес смен н ый
бес смерт н ый
бес сон н ый
бес спор н ый
бес сроч н ый
бес страш н ый
бес стыд н ый
бес такт н ый
бес толк ов ый
бес форм енн ый
бес цвет н ый
бес цель н ый
бес цен н ый
бес чест н ый
бес шум н ый

в кус н ый
вне класс н ый
в нутр енн ий
в ход н ой

до гад лив ый
до слов н ый
до сроч н ый

за дум чив ый
за ман чив ый
за мет н ый
за мор ск ий
за пас н ой
за реч н ый
за суш лив ый
за щит н ый

на вар ист ый
на гляд н ый
над зем н ый
на зем н ый
на лич н ый
на род н ый
на ряд н ый
на сос н ый
на стен н ый
на столь н ый
не воль н ый

об рыв ист ый
о сторож н ый
от бор н ый
от вар н ой

пере лёт н ый
пере мен н ый
пере нос н ый
пере плёт н ый
по бед н ый
по боч н ый
по втор н ый
по голов н ый
по движ н ый
под власт н ый
под вод н ый
под гор н ый
под зем н ый
под лёд н ый
по пут н ый
по след н ий
по слуш н ый
по смерт н ый
по стель н ый
по ход н ый
пред гроз ов ой
пред зим н ий
пред осен н ий
пред утр енн ий
пре рыв ист ый
пре ступ н ый
при бреж н ый
при воз н ой
при вокзаль н ый
при дорож н ый
при зем ист ый
при мет н ый
при мор ск ий
при озёр н ый
при род н ый
при фронт ов ой
при цель н ый
при цеп н ой
при чуд лив ый
про хлад н ый

Читайте так же:
Можно ли поменять откосы не меняя окно

раз бор н ый
раз бор чив ый
раз маш ист ый
раз ум н ый
рас кид ист ый
рас свет н ый

с бор н ый
с мен н ый
со врем енн ый
со глас н ый
со звуч н ый
со став н ой
со хран н ый
съ ед обн ый

у вес ист ый
у год лив ый
у лич н ый
у род лив ый
у сид чив ый
у спеш н ый

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Читайте так же:
Чем отделать внутренние откосы окна

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Занимательные упражнения по теме «Состав слова».
картотека по логопедии (2 класс) на тему

Материал содержит занимательные игровые упражнения по теме «Состав слова». Можно использовать на итоговом занятии. Содержатся шарады, игры по составлению слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
sostav_slova.doc734 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВОЙ

МАТЕРИАЛ ПО СОСТАВУ СЛОВА

1. Прочитайте выразительно. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите изменяемые слова, основа которых состоит из: 1) ∩ и € ; 2) ¬ и ∩ 3) ∩ , ∧ и € .

Маленькие станции России,

Полевые, к северу лесные,

С тополиной вьюгой по весне,

Золотые осенью, зимою,

В голубых сугробах под луною

Промелькнут в окне –

И земля покажется красивой,

Потому что за спиной всегда

Маленькие станции России

На пути в большие города.

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под хват ок с дорож ок

по снеж чик по работ щик

за ряд ник за бор ник

3. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

4. Составьте и запишите слова.

5. Из данных частей составьте и запишите слова

6. Составьте и запишите из данных частей слова:

пре глаз чат ый

рас длин аст ый

7. Запишите слова, состоящие из:

корня и окончания: земля, .

корня и суффикса: зонтик.

приставки и корня: обход.

корня, суффикса и окончания: ножка, .

приставки, корня, суффикса и окончания: перебежчики, —

8. Составьте слова, взяв:

приставку из слова полет, корень из слова походка, суффикс из слов стрелка, окончание из слова улица.

корень из слова стрелок, суффикс из слова дочка, окончание из слова груша.

9. Запишите слова, в которых:

а) корень тот же, что в слове морской, суффикс тот же, что в слове бедняк.

б) корень тот же, что в слове лесной, суффикс тот же, что в слове печник.

в) приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит.

10. Запишите слова, состоящие из:

а) такой же приставки, что в слове прилет, того же корня, что в слове ездить.

б) того же корня, что в слове пригород, того же окончания, что в слове вода.

в) того же корня, что в слове рыбак, того же окончания, что в слове сова.

11. Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго — корень, из третьего — суффикс и окончание. Какое слово получилось?

Образец: раскрыл, сказка, грузчик, рассказчик;

повел, дарит, цветок-.

побежал, садовник, пилотка—.

вывез, рубит, ручка-.

переход, стрелка, ножка-.

осушил, красивый, стройка-.

прошел, водит, школьник

залетел, варил, стенка-.

12. Запишите слова, собранные из частей других слов.

а) суффикс из слова руководитель, приставка из слова воскликнуть, корень из слов пропитание. (Воспитатель)

б) суффикс и окончание из слова терпеливый, приставку из слова выписать, корень из слова преподносить. (Выносливый)

в) суффикс из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка из слов исключительный. (Исполнительный)

13. Запишите слова, выделите их части.

а) корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове возчик, приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

б) корень тот же, что и в слове отдавать, приставка взята из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание. (Преподавание)

в) корень из слова приветствие, приставка из слова отличник, суффиксы из слов мужество, откровенность, смелость. (Ответственность)

14. Игра «Кто быстрее?»

а) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка как в слове захотел, суффикс как в слове молоток. (Заработок)

б) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове погрузка, приставка — как в слове наступила, суффикс — как в слове дочка, окончание — как в слове школьница. (Нагрузка)

в) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове переночевали, суффикс — как в слове добренький, окончание — как в слове ручка. (Ноченька)

г) Какое слово получится, если взять приставку в слове поглядели, корень в слове извозчик, суффикс в слове бумажка, окончание в слове головушка. (Повозка)

д) Какое слово получится, если взять корень в слове поиграли, суффикс в слове дедушка, окончание в слове карандаш. (Игрушки)

е) Какое слово получится, если взять приставку в слове послушал, корень в слове рядом, суффикс в слове бутылка, окончание в слове шалаши. (Порядки)

а) Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найди приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же — в дневнике я и в журнале.

б) Корень извлечь из «начинки» несложно,

приставка в «сосуде» хранится надежно,

суффикс в «гудении» ясно услышишь,

вместе — на темы различные пишешь.

в) В «списке» вы мой обнаружите корень,

суффикс — в «собрании» встретите вскоре,

в слове «рассказ» вы приставку найдете,

в целом — по мне на уроки пойдете.

г) Корнем с «дорогой» роднится,

в «сборе» приставка таится,

суффикс — как в слове «дневник»,

целым же в космос проник.

д) Мой корень — родственник «сраженью»,

приставка — в слове «заявление»,

в «наборщике» есть суффикс мой,

а весь — тружусь я под землей.

е) Мой корень в «просьбе» заключен (в ней он озвучен и смягчен);

приставка — в «воплощенье» где-то, на целое — все ждут ответа.

16. Составьте и запишите сложные слова, выделите корни.

Носит оружие — Ловит мух — Разводит овец — Падают звезды -Варит кашу — Режет волны — Хранит воду — Копает землю -Хлопок убирает — Басни пишет — Солнце печет — Снег убирает —

Дальний восток — Камни тешет — Мир любит — Пьет чай -Метает огонь — Воду возит — Лес сплавляет — Утиный нос — Овощи разводит — Хлебный завод — Лед рубит — Нефтяные отходы —

17. Подберите слова к схемам.

18. Прочитайте слова забег, залы, запах, заяц, зал, завал. Определите состав этих слов и запишите их в два столбика:

19. Подберите и запишите по два слова к каждой схеме. Буква н означает нулевое окончание.

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

  • Наше Новое кино

Книжная полка

  • Читать онлайн

Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Сентябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №2. Контрольные вопросы и задания, с. 44 – 45

  • Образование

Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в морфемике?

Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке — морфемике.

2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например: звон/ить, звон/кий, пере/звон.

При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым. Например: звонить, звонит, звонят; телефон, телефона, телефону.

3. Как найти окончание и основу слова?

Окончание — зна́чимая часть слова, которая образует формы слова. Чтобы найти окончание, нужно изменить слово, изменяемая часть и есть окончание. Окончания можно выделить только у изменяемых слов.

В основе слова заключено его лексическое значение. Неизменяемые слова состоят только из основы (например, наречие сегодня). В изменяемых словах основа — это часть слова без окончания.

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

Основа слова может состоять из корня, приставки и суффикса.

5. Покажите на двух—трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

Пере/лет/е/л[а] (окончание -а указывает, что глагол стоит в ж. р., ед. ч.; суффикс -л- указывает на прошедшее время, приставка пере- бразует глаголы со значением перемещения через какую-либо преграду).

Без/бреж/н[ый] (окончание -ый указывает, что это прилагательное м. р.; суффикс -н- образует прилагательное от существительного со значением общей характеристики; приставка без- образует слово со значением отсутствие качества, обозначенного корнем).

6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

Выравнивать — выровнять, заря — зорька, гореть — загар, опоздание — опаздывать; оспорить — оспаривать; порхать — вспархивать; звон — звенеть; копать — вскапывать; бросать — забрасывать, осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать.

Друг – дружок; скакать — скачет, дразнить — раздражать; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; увлекаться — увлечение.

7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.

В корне: лоб — лба, беру — брать.

В суффиксе: замочек — замочка, иголочек — иголочка.

В приставке: подзывать — подозвать, разбирать — разобрать.

8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда — с?

В приставках на -з / -с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с.

9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг--лож-, -раст--рос ?

В корне -лаг--лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

В корне -раст--рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасль, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав.

10. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

Буква ы после ц пишется:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector