Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить угол откоса насыпи

Определение устойчивости откосов насыпи (Практическая работа № 21)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Практическая работа 21

Определение устойчивости откосов насыпи

Теоретическая часть

Степень устойчивости земляного полотна против сползания, просадки и других деформаций характеризуют коэффициентом устойчивости, которым называют отношение сил или их моментов, удерживающих насыпь, к силам или моментам, сдвигающим насыпь.

Расчеты устойчивости дорожных насыпей ведут на собственный вес грунта и дорожной одежды. Нагрузка от автомобилей является дополнительной. Ее обычно учитывают, заменяя эквивалентным слоем грунта установленные по полосам движения на проезжей части и на обочинах колонны гусеничных нагрузок НГ-60 т/м.

Толщину эквивалентного слоя грунта насыпи определяют из выражения:

, (21.1)

где – нормативная нагрузка на одну гусеницу расчетной машины;

В – ширина базы машины;

– плотность грунта верхней части насыпи;

– плотность дорожной одежды;

Н – толщина одежды.

Степень надежности проверки устойчивости откосов зависит от того, насколько точно соответствует поверхность обрушения, для которой было определено минимальное значение коэффициента устойчивости, фактической наиболее опасной поверхности.

Наибольшим распространением в практике дорожных организаций пользуется метод Терцаги-Феллениуса, в котором принято, что центры кривых скольжения, соответствующих наименьшему коэффициенту устойчивости, располагаются вблизи от прямой линии, которая может быть построена следующим образом:

1. Вычерчивают на миллиметровой бумаге в масштабе 1:50 поперечный профиль насыпи по заданным параметрам.

2. Определяют положение центров кривых скольжения, выполняя построения, указанные на рисунке 21.1. Центры критических кривых скольжения, соответствующих наименьшим значениям коэффициентов устойчивости, расположены на прямой линии, проходящей через точки О и В.

Рисунок 21.1 – Схема к нанесению прямой Феллениуса

Для определения точки В откладывают вниз от кромки откоса, устойчивость которого необходимо проверить, расстояние, равное высоте насыпи H, затем по горизонтали, в сторону насыпи 4,5 Н.

Рытье котлованов под опоры при монтаже ВЛ

Рытье котлованов под опоры ВЛ должно производиться механизированным способом. Котлованы цилиндрической формы под одностоечные опоры роют при помощи специальных автоямбуров и самоходных бурильно-крановых машин, а прямоугольные котлованы под анкерные опоры — одноковшовыми экскаваторами.

Рытье котлованов под опоры вручную может быть допущено при небольшом объеме земляных работ и в случае невозможности применения соответствующих механизмов вследствие стесненных условий на трассе ВЛ, возможности повреждения работающими механизмами близко расположенных объектов (подземных коммуникаций, наземных сооружений и т. п.) или опасности нанесения травм.

Работы по сооружению воздушных линий электропередач целесообразно организовать так, чтобы по мере готовности котлованов сразу же в них устанавливались опоры. Совмещение работ по рытью котлованов и установке в них опор позволит минимальное время оставлять котлованы открытыми и таким образом избежать несчастных случаев с людьми и животными, а также осыпания стенок и скопления влаги на дне котлованов.

Читайте так же:
Как выбрать цвет откосов входной двери

Котлованы бурят автоямобуром в несколько приемов. Углубив бур на 0,4 — 0,5 м, его поднимают вместе с находящимся на нем грунтом и, увеличивая число оборотов бура, разбрасывают грунт. Затем бур повторно опускают в котлован и углубляют его еще на 0,4 — 0,5 м. Эти операции продолжают до тех пор, пока не будет вырыт котлован требуемой глубины и ширины.

Глубина котлованов под опоры определяется проектом в зависимости от характера грунта, высоты опоры и ее назначения, климатических условий района, количества размещаемых на опоре проводов и их общего сечения, особых условий на трассе и др. Внешние границы котлованов на поверхности земли определяются углом естественного откоса. Площадь основания котлована должна допускать перемещение комля опоры на 10 — 15 см поперек оси трассы для более точной установки опор в створе линии.

Котлованы под угловые и концевые опоры роют так, чтобы нетронутая стенка котлована находилась со стороны тяжения проводов ВЛ.

На участках трассы с крутыми склонами, подвергающихся размыванию стекающей по склону водой, котлованы разрабатывают вручную, при этом продольная ось котлована под опору должна быть расположена перпендикулярно направлению склона, а котлован для установки подкоса (ригеля) опоры — перпендикулярно разработке котлована. Котлован, разрабатываемый вручную, выполняют уступами, что облегчает рытье котлована и установку в нем опоры.

Готовый котлован для одностоечной промежуточной опоры

При установке опор ВЛ на участках трассы, затапливаемых паводковыми водами, где возможны размывы грунта, опоры должны быть укреплены путем подсыпки земли и устройства вокруг опоры отмостки из булыжного камня.

Ручную разработку грунта ведут при помощи ручного бура, ковш-лопаты, саперной лопаты, лома, пешни и других инструментов. При глубине котлована выше 2 м и рытье котлована в насыщенной водой грунтах, а также при необходимости длительного пребывания работающего в котловане стенки котлована должны иметь крепления из прочных досок толщиной не менее 25 мм и распорок диаметром не менее 100 мм.

В зимнее время рыть котлованы и устанавливать в них опоры необходимо в предельно сжатые сроки во избежание промерзания дна котлована, что может в последующем привести к оттаиванию и оседанию грунта под опорой и опусканию опоры, а вследствие этого к нарушению габарита проводов.

Читайте так же:
Стропильная система с откосами

При температуре окружающего воздуха ниже 0° С во избежание промерзания котлованы роют на глубину, меньшую чем проектная отметка на 15 — 20 см. Не выбранный ранее слой грунта снимают с дна котлована непосредственно перед установкой опоры.

Котлованы в месте установки опор следует рыть, соблюдая меры предосторожности особенно после достижения глубины 0,4 м, вследствие опасности повреждения находящихся в земле коммуникаций или сооружений, При обнаружении во время разработки котлована подземного кабеля и каких-либо трубопроводов или появлении запаха газа следует немедленно прекратить работы и сообщить об этом руководителю работ для получения дальнейших указаний.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Методика расчета объемов привозного грунта. Комментарий Главгосэкспертизы

К «земляным» относят все виды работ, связанные с выемкой, отсыпкой и перемещением грунта, в том числе при устройстве котлованов, насыпей, траншей при строительстве зданий и сооружений, прокладке дорог и различных коммуникаций. И, хотя в российском законодательстве понятие «земляных работ» нормативно не определено, точность учета объемов инертных материалов при их производстве имеет крайне важное значение — как для корректного составления сметы, так и для определения сроков и эффективности реализации проектов.

У строителей и проектировщиков нередко возникают трудности, связанные с применением коэффициентов относительного уплотнения перемещаемого грунта, а также с определением объема земляных работ при составлении сметной документации.

В Главгосэкспертизе России рассказали, как правильно определить объем привозного грунта в разрыхленном состоянии, который используется для обратной засыпки котлованов, пазух, устройства насыпи при вертикальной планировке и в иных случаях.

В соответствии с пунктом 35 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 года № 421/пр, сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием их наименований, единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

Читайте так же:
Котлованы с откосами глубиной 2 метра

Согласно СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87, утвержденному и введенному в действие приказом Минстроя России от 27 февраля 2017 года № 125/пр, коэффициент уплотнения грунта принимается на основании проектных данных.

Объем земляных работ при составлении сметной документации на обратных засыпках в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях исчисляется по проектному геометрическому объему грунта в насыпи или в ином конструктивном элементе с учетом значения коэффициента относительного уплотнения.

В соответствии с действующей редакцией сметных норм ГЭСН 81-02-01-2020 — а именно пунктом 1.1.9 раздела I «Общие положения» «Сборника 1. Земляные работы», массу транспортируемого грунта следует принимать по приложению 1.1, а при отклонении показателей средней плотности грунта от приведенной в приложении 1.1 более чем на 5 % – по данным инженерно-геологических изысканий.

При этом объем грунта, подлежащего вывозу автомобильным транспортом, исчисляется по проектным размерам. А объем грунта, подлежащий доставке автотранспортом на объект для засыпки пазух, подсыпки под полы или в насыпь вертикальной планировки, исчисляется по проектным размерам с добавлением на потери:

  • при транспортировании автотранспортом на расстояние до 1 км – 0,5 %;
  • при транспортировании автотранспортом на расстояние более 1 км – 1,0 %.

В случаях перемещения грунта бульдозерами по основанию, сложенному грунтом другого типа погрешность на потери составляет:

  • при обратной засыпке траншей и котлованов – 1,5 %;
  • при укладке в насыпи – 2,5 %.

Таким образом, объем привозного грунта (в разрыхленном состоянии) для обратных засыпок в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях необходимо определять по геометрическому объему с учетом коэффициентов уплотнения, а также исчисления потерь при транспортировке грунтов.

Приведем расчет потребности на примере песка при обратной засыпке пазух бульдозером. По проекту, объем работ при обратной засыпке пазух составляет 1000 куб.м песка. Коэффициент уплотнения предусмотренный проектом равен Купл.= 0,95. Транспортировка песка осуществляется на расстояние более 1 км. Потребность в песке составит:

1000/0,95*1,01*1,015=1079 куб.м,

  • 1000 куб.м – проектный объем песка для обратной засыпки котлована;
  • 0,95 – коэффициент уплотнения, принятый на основании проектных данных;
  • 1,01 – 1,0 % потери при транспортировке песка на расстояние более 1 км;
  • 1,015 – 1,5 % потери при перемещении песка бульдозером
  • по основанию, сложенному грунтом другого типа.

Источник: Пресс-центр Главгосэкспертизы России

Читайте так же:
Как сделать дверной откос аркой

Как выбрать георешетку

Для армирования слабых и неоднородных грунтов, а также для укрепления дорожного пирога и подпорных стен компания Геотех рекомендует использовать георешетку. Это синтетик представляет собой геосинтетический материал с двух- или трёхмерной сотовой структурой, основу которого составляют ленты из полиэтилена, полипропилена или полиэфира. Полосы сот скрепляются сварным швами повышенной прочности, что делает материал жёстким и устойчивым к внешним воздействиям.

Преимущества геосинтетика

Георешётка позволяет при небольших затратах избежать эрозии грунтов при укреплении откосов и кратно повысить эксплуатационные характеристики дорожного пирога. Сотовая структура принимает на себя нагрузку и равномерно её распределяет на нижний слой грунта или подсыпки. Растянутый каркас решетки устойчив в горизонтальной и вертикальной плоскости, после заполнения ячеек насыпным материалом в дорожном пироге или на откосах образует надёжный армирующий слой.

Также отметим следующие преимущества синтетика:

  1. Стойкость к маслам и щёлочи,
  2. Соответствие экологическим стандартам,
  3. Влагостойкость,
  4. Устойчивость к ультрафиолету,
  5. Сохранение эксплуатационных свойств в течение длительного времени,
  6. Широкий диапазон температур окружающей среды,
  7. Относительная простота монтажа.

Стойкость к маслам позволяет применять геоматериал на промышленных объектах и при обустройстве экопарковок, а высокие экологические стандарты дают возможность использовать решетку вблизи водоёмов.

Синтетик не боится влажности и не подвержен воздействию ультрафиолета, а характеристики сотовой конструкции сохраняются до 10 и более лет после укладки. Решетка может эксплуатироваться при морозе до -55 градусов и жаре до +75 гр. Это расширяет спектр применения геоматериала.

Нельзя не отметить и простоту монтажа сот, для их укладки достаточно несколько рабочих без специального образования. Это позволяет экономить, сокращая затраты на привлечение специалистов.

Особенности применения

При использовании геосинтетика в дорожных работах сокращается количество слоёв асфальтобетонной смеси, а полотно дороги выдерживает большую нагрузку и на нём не образуются трещины и колейность.

При укреплении грунтов решётка не позволяет грунтовым слоям смешиваться и предотвращает эрозию и сдвиги почвы. При армировании откосов не возникает проблем с их обслуживанием, основание не подвержено неблагоприятному воздействию дождя и ветра. Также решётка предотвращает обвалы на склонах гор и увеличивает срок эксплуатации подпорных стенок.

В зависимости от размера ячеек, материала и высоты ребра георешётки применяются для армирования и укрепления:

  1. Оснований дорог,
  2. Подпорных стенок,
  3. Железнодорожных насыпей,
  4. Грунтовых откосов,
  5. Русла водотоков и берегов,
  6. Конусов моста.

Использование георешетки — это не дополнительные затраты, а прямая экономия, так как объекты после армирования практически не нуждаются в обслуживании.

Читайте так же:
Как укрепить дверные откосы

Рекомендации по выбору георешетки

Геосинтетический материал для армирования отличается по:

  1. Диагонали и размеру сторон сот,
  2. Материалу изготовления,
  3. Высоте ребра ленты и её толщине.

Соты имеют стороны 160×160мм, 210×210мм, 320×320 мм, а высота полос находится в диапазоне 50−200 мм при толщине ленты 1,25−1,8 мм. Изготавливается синтетик из:

  1. Полиэфира,
  2. Полипропилена,
  3. Полиэтилена.

При использовании геоматериала необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Угол уклона основания,
  2. Тип грунта,
  3. Особенности объекта армирования.

Если посмотреть усреднённые данные, то область применения геосинтетических решёток выглядит так:

Стороны ячейки (мм)Диагональ сот (мм)Применение
160/160200Армирование дорог, железнодорожных оснований и подпорных стен
210/210300Укрепление откосов, дорог, ж/д оснований, конусов моста, берегов, водотоков и подпорных стен
320/320400Армирование откосов, берегов и русла водотоков

Как видим, наиболее востребована решётка с ячейками 160/160 и диагональю сот 200 мм, но это не значит, что другие серии синтетика мало востребованы — всё зависит от конкретной цели применения.

Кроме области применения, выбор георешетки зависит от грунта в месте армирования. Необходимая высота ребра при применении синтетика на слабых грунтах отличается от требуемой высоты ленты на стабильном грунте. Ниже две таблицы, из которых становится понятно, как подобрать геоматериал с учётом особенностей грунта и угла уклона основания.

Расчёт для слабых грунтов:

Угол откоса (градусы)Размер ячейки (мм)Высота ленты (мм)
0−10210/21050
10−20210/210100
30−40210/210150
40−45160/160200

Расчёт для стабильного грунта:

Угол откоса (гр)Размер сот (мм)Высота ребра (мм)
0−10320/32050
10−20320/320100
30−40210/210150
40−45160/160200

Обязательно принимайте в расчёт эти сведения при выборе геосинтетика и его использование будет на 100% эффективным.

Рекомендованный материал

В компании Геотех представлен полный ассортимент георешеток с различным размером ячеек, высотой ребра и диагональю сот. Также для вас выбор материала изготовления — от полипропилена до полиэфира. Рекомендуем обратить внимание на бренды ГЕОСПАН, Сармат, Прудон и GEOWEB. Полный список решёток вы найдёте в каталоге, там же можно в несколько кликов оформить заказ.

У нас нет проблем с доставкой, а система скидок поможет сэкономить на покупке и снизить затраты на производство работ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector