Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструкция по наблюдениям за деформациями бортов откосов уступов

Мероприятия по обеспечению устойчивости откосов уступов, отвалов и бортов карьера.

Предотвращение деформаций гп в карьерах обеспечивается комплексом мероприятий на этапе разведки, проектирования и на этапе эксплуатации.

При разведке месторождений проводятся инженерно-геологические исследования (изыскания) с целью получения достоверных данных о свойствах пород в гидрогеологических условиях и др. инженерно-геологических особенностях месторождения, влияющих на устойчивость откосов.

При проектировании разрабатываемого месторождения реализуются следующие мероприятия:

· Ограничивается высота уступа в зависимости от рабочих параметров применяемого оборудования;

· Углы откосов рабочих и нерабочих уступов принимаются по нормам технологического проектирования исходя из принципа «рабочие должны обеспечиваться кратковременной устойчивостью, а нерабочие – долговременной». При этом верхний предел углов откосов принимается в соответствии с ПБ. Устойчивость бортов карьеров, склонных к оползням, обосновывается геомеханическими расчетами.

· На нерабочих бортах карьера для придания им устойчивости и в соответствии с ПБ не реже чем через каждые 3 уступа предусматривается предохранительная берма

· При вскрытии месторождения внешними траншеями и выборе их места заложения кроме всех прочих факторов, стремятся их располагать в наиболее устойчивых породах

· В проектах разрабатываемых месторождений, склонных к оползням в соответствии с ПБ должны предусматриваться спец. меры безопасности при разработке месторождений.

На этапе эксплуатации месторождения используются следующие мероприятия:

· Искусственное укрепление откосов, склонных к оползням (мех. Способ и биологический способ)

· Постоянный контроль за состоянием бортов траншей, откосов уступов и бортов карьера, который осуществляется в форме визуальных наблюдений

· Постоянный инструментальный (маркшейдерский) контроль за деформациями бортов, склонных к оползням, кот осуществляется маркшейдерской службой, а на крупных предприятиях–службой сдвижения

· Применение специальных технологий заоткоски уступов в приконтурной зоне (контурное взрывание)

· Искусственное и предварительное осушение уступов и участков бортов карьеров

· Если склонность к оползням обнаружена в процессе эксплуатации, необходимо 1)внести коррективы, т.е. сделать корректировку проекта, и осуществить в нем меры безопасности; 2) при обнаружении на карьере признаков сближения работы должны быть прекращены, а оборудования и люди отведены на безопасное расстояние . Возобновление горных работ возможно только после составления спец. проекта, утвержденного нанимателем.

20.Меры безопасности при работе транспортно-отвальных мостов и отвалообразователей.

Транспортно-отвальные мосты и консольные отвалообразователи должны иметь исправно действующие приборы для непрерывного автоматического измерения скорости и направления ветра, сблокированные с аварийным сигналом и системой управления ходовыми механизмами отвалообразователей, а также контрольно-измерительные приборы, концевые выключатели, сигнальные и переговорные устройства. Кроме автоматически действующих тормозных устройств ходовые тележки должны иметь исправные ручные тормоза.

Во время ремонта транспортно-отвального моста запрещается одновременная разборка ручных и автоматических тормозных устройств.

Все контргрузы, расположенные вблизи дорог и проходов, должны быть ограждены.

Все конвейерные линии транспортно-отвальных мостов и отвалообразователей должны иметь с двух сторон огражденные площадки для обслуживания конвейеров.

Ширина проходов вдоль конвейеров должна быть не менее 700 мм.

Во время грозы, в туман и метель при видимости до 25 м, а также при ливневом дожде, влажном и сильном снегопаде передвижение и работа транспортно-отвального моста запрещается.

Не допускается приближение транспортно-отвального моста к строениям или горно-транспортному оборудованию, в том числе и при разминовках, на расстояние менее 1 м. Запрещается работа транспортно-отвального моста над работающим горно-транспортным оборудованием.

Запрещается эксплуатация мостовых путей на обводненных уступах карьера.

При передвижении отвалообразователя с шагающим и шагающе-рельсовым ходом проезд транспорта, машин и механизмов, а также проход людей под консолью запрещается.

Расстояние между концом отвальной консоли транспортно-отвального моста и гребнем отвала должно быть не менее 3 м; у консольных ленточных отвалообразователей с периодическим перемещением эта величина должна составлять не менее 1,5 м.

При появлении признаков сползания отвала транспортно-отвальный мост должен быть выведен из опасной зоны.

Переход отвальной опоры транспортно-отвального моста через дренажные штреки должен осуществляться в соответствии со специальным паспортом, утвержденным нанимателем.

Противопожарная защита комплекса транспортно-отвального моста должна осуществляться по утвержденной нанимателем инструкции, содержащей конкретные противопожарные мероприятия, а также определяющей количество средств пожаротушения и места их хранения.

Деформация уступов и бортов карьера. Способы их укрепления.

ДЕФОРМАЦИЯ ОТКОСОВ на карьерах— изменение формы откосов уступов карьеров и бортов отвалов под воздействием естественных и горно-технологических факторов. Деформации откосов возникают в результате несоответствия угла наклона или высоты откосов технологии ведения основных горных и дренажных работ, геологических и гидрогеологических условий месторождения; подработки откосов подземных горных выработок; неправильного выбора методов расчёта параметров откоса и т.п.

Читайте так же:
Нет откоса что делать

Различают следующие виды деформации откосов: осыпи, обрушения, оползни и оплывины. Иногда в качестве отдельного вида деформации откосов выделяют просадки, но они обычно являются начальной стадией одного из перечисленных видов. В обрушение иногда вовлекаются десятки и сотни тысяч м3 пород (например, в 1961 на Абаканском карьере). Оползни захватывают большие массивы пород и могут развиваться в течение нескольких лет, например, на Зыряновском карьере оползень объёмом более 1 млн. м3 развивался несколько лет и привёл к выходу из строя ряда сооружений. Оплывины носят катастрофический характер и опасны для горнотехнических сооружений и жилых районов. Так, внезапным оплыванием 300 тысяч м3 пород отвала на Калининградском комбинате была заполнена выездная траншея карьера; на карьере Лебединского ГОКа водонасыщенные горные породы в результате взрывных работ перешли в тиксотропное состояние и образовали оплывину объёмом более 50 тысяч м3, распространившуюся на 200 м.

Для предотвращения деформации откосов уступов и бортов отвалов применяют дренирование пород и пригрузку из песчано-гравийных и скальных пород, придают откосам оптимальные углы, соответствующие свойствам пород, проводят заоткоску уступов, укрепляют откосы анкерами, железобетонными сваями, контрфорсами, цементацией, электросиликатизацией, торкретированием, а также проводят посадку зелёных насаждений.

22.Технология разработки месторождения строительных горных пород.Технология добычи блочного камня

Технология добычи блочного камня включает в себя следующие основные операции: выемку блоков из массива, его разделку, подъем и транспортирование блоков на поверхность. При выборе погрузочных и подъемно-транспортных средств необходимо учитывать, что кроме блоков в карьере имеется бутовый камень. Технология добычи тесно связана с системой разработки месторождения, способом его вскрытия и типом применяемого оборудования.

Существует несколько классификаций систем открытой разработки. Наибольшее распространение получили классификации, предложенные Е.Ф. Шешко, Н.В. Мельниковым, М.Г. Новожиловым и В.В. Ржевским.

Классификации систем разработок, предложенные Е.Ф. Шешко и Н.В. Мельниковым, характеризуют в основном процессы вскрытия, способы их производства и перемещения породы в отвал. В основу классификации М.Г.

Новожилова положены малая механизация, экскаваторные работы и схемы отвалообразования. Все эти классификации пригодны для условий разработки месторождений с большим коэффициентом вскрыши и для добычных работ, при которых основным процессом является дробление горной массы.

В настоящее время имеется несколько классификаций. Классификация проф. Е. Ф. Шешко. Основной признак этой классификации — способ перемещения пустых пород. Соответственно все системы разделяются на три основные группы: бестранспортные, транспортные и комбинированные. Каждая группа, в свою очередь, подразделяется: бестранспортные — на три системы по способу перемещения пустых пород во внутренние отвалы (с непосредственной перевалкой экскаваторами, с кратной перевалкой экскаваторами, с перевалкой отвалообразователями); транспортные — на три системы по направлению перевозки пустых пород транспортными средствами (с перевозкой во внутренние отвалы, с перевозкой на внешние отвалы, с частичной перевозкой во внутренние и частично на внешние отвалы); комбинированные — на две системы по преобладанию способа перевалки или перевозки пустых пород (с преобладанием перевалки во внутренние отвалы, с преобладанием перевозки во внутренние или на внешние отвалы). Классификация акад. Н. В. Мельникова. Определяющий классификационный признак тот же, что и в предыдущей классификации. По этому признаку все системы разделены на пять основных групп: бестранспортные; транспортно-отвальные (в нее входят системы с перемещением пустых пород во внутренние отвалы посредством консольных отвало- образователей и транспортно-отвальных мостов); специальные (в нее входят системы с перевалкой пустых пород кабель-кранами, башенными экскаваторами или с удалением пород средствами гидромеханизации или колесными скреперами); транспортные и комбинированные.

Наиболее простой и универсальной является классификация систем разработки, предложенная В.В. Ржевским, в основу которой положен принцип направления выемки в плане. Эта классификация включает следующие схемы развития:

1. Веерную, при которой фронт вскрышных и добычных работ перемещается по вееру с центральным (общим) или рассредоточенным (два или более) поворотным пунктом;

2. Продольную, при которой однобортовой или двухбортовой фронт вскрыши и добычных работ перемещается параллельно короткой оси карьерного поля;

3. Кольцевую, при которой рабочая зона охватывает все борта по периметру карьера и разработка ведется полосами от центра к границам карьера или наоборот;

4. Поперечную, при которой однобортовой или двухбортовой фронт вскрышных и добычных работ перемещается параллельно короткой оси карьерного поля.

На практике из-за сложности организации добычных работ веерное развитие горных работ на карьерах блочного камня не применяется. В предложенной классификации хорошо увязываются технологические операции по отбойке блоков и их транспортированию, так как системы разработки по направлению выемки позволяют учитывать очень важный фактор при добыче гранитных блоков — систему трещиноватости и направление облегченного раскола, а также транспортную схему.

Читайте так же:
Дверные откосы мдф что это

По интенсивности разработки выделяются варианты с одно- или двусторонней выемкой. Подготовку нижележащих горизонтов карьера можно осуществлять с непрерывным углублением карьера, когда зарезку нового нижележащего уступа производят одновременно с добычными работами, или периодически, т.е. для образования нового уступа добычные работы на данном участке временно прекращают. При необходимости интенсивного развития добычных работ в глубину возможно применение кольцевого развития фронта работ от центра к периферии.

Независимо от условий залегания разработку месторождения производят с применением почвоуступной системы. В зависимости от залегания месторождения, его монолитности, развития и направления трещин отдельностей выемку можно производить наклонными или горизонтальными слоями, одним общим слоем (уступом) или несколькими (подуступами).

Планомерную отработку уступа начинают с разноса одного или обоих бортов разрезной траншеи в направлении к границам горизонта. Разрезные траншеи целесообразно располагать по простиранию продольных трещин и направлению облегченного раскола пород. Кроме разрезной траншеи, для удобства выемки блоков проходят специальные врубовые траншеи или щелевые врубы, которые следует располагать по простиранию поперечных трещин, т.е. в направлении, перпендикулярном к направлению облегченного раскола.

Существенными элементами системы разработки являются: высота уступа, угол откоса, ширина рабочей площадки и длина фронта работ.

Высота уступа гранитного карьера по правилам техники безопасности и эксплуатации не должна превышать 20 м. На практике высота разрабатываемого слоя при правильном ведении работ определяется расстоянием между горизонтальными трещинами отдельности, а при весьма

мощных отдельностях высота уступа (подуступа) обусловливается применяемой технологией отделения блока и типом оборудования.

Угол откоса уступа по правилам безопасности не должен превышать 80° для самых прочных пород. В то же время наличие вертикальных естественных трещин отдельностей и создание таких же искусственных щелей обусловливают образование прямых углов откоса. Безопасный откос уступов может быть достигнут путем разбивки его на ряд подуступов, наличие площадок между которыми, даже при отвесном положении подуступов, позволяет придавать уступам и бортам карьера безопасный угол откоса.

Размеры рабочих площадок уступов и подуступов определяются габаритами применяемого оборудования, высотой разрабатываемого слоя и величиной добываемых блоков. Размеры рабочей площадки при добыче блочного камня определяются шириной:

1. Подготовленной полосы для нижерасположенного уступа.

2. Забоя, которая зависит от размеров добываемых блоков; подъемно-транспортной площадки, достаточной для размещения кранового оборудования, автотранспорта, лебедок и вспомогательного оборудования для уборки мелкой породы.

Кроме величины добываемых блоков, на размеры рабочих площадок гранитных карьеров оказывает влияние также и принятая организация труда, а именно: производится ли разделка блоков требуемых размеров и их пассировка в карьере или эти работы выполняются на поверхности.

В зависимости от габаритов применяемого оборудования и размеров гранитных блоков ширина рабочих площадок достигает 80 м и более.

Одним из трудоемких процессов в технологии добычи при различных системах разработки месторождения является процесс отделения блоков (выемка) от массива. В то же время организация этого процесса влияет на один из основных показателей разработки — выход блочного камня. Выемка блоков может производиться по одностадийной схеме, когда получают сразу готовые товарные блоки, или по двустадийной, когда с целью снижения удельных объемов бурения и резания на 1 метр кубический добытого блока сначала отделяют крупный блок (монолит), а затем разделывают его на отдельные товарные блоки. Способы выемки блоков можно классифицировать по числу создаваемых плоскостей обнажения и способам отбойки блоков от массива.

Погрузочные и подъемно-транспортные работы на гранитных карьерах по добыче блочного камня, в отличие от аналогичных работ на других горных предприятиях, характеризуются наличием неделимых грузов большой массы в виде блоков, подлежащих выдаче из карьера.

В зависимости от способов вскрытия можно выделить следующие варианты схем погрузки горной массы:

-Верхняя погрузка блоков непосредственно на борт карьеров

-Нижняя погрузка блоков на подошву уступа карьера

-Комбинированная погрузка с выдачей горной массы непосредственно на поверхность или на подошву уступа карьера

Погрузочные и подъемно-транспортные работы в гранитных карьерах по добыче блочного камня определяют общий характер работ на карьерах: направление рабочего фронта, последовательность отработки уступов, развитие работ в глубину месторождения, типы и расположение основного оборудования.

При верхней погрузке отделяемые от массива гранитные блоки не опускают на подошву уступа, а непосредственно выдают на борткарьера, для чего необходимо иметь на борту карьера соответствующее подъемное оборудование.

Читайте так же:
Расстояние от опалубки до откоса котлована

При нижней погрузке отделяемые от забоя блоки опускают на дно (уступ) карьера, где грузят на автотранспорт и выдают на поверхность.

Возможно применение комбинированной схемы с организацией одновременно верхней и нижней погрузки.

При выборе той или иной схемы погрузки необходимо исходить из конкретных условий разрабатываемого месторождения. В частности, выбор нижней или верхней погрузки для гранитного карьера по добыче блочного камня в значительной мере зависит от расположения разрабатываемого месторождения относительно нормального уровня земной поверхности, а именно: если месторождение расположено выше уровня, то, как правило, следует выбирать схему с нижней погрузкой. Наоборот, при расположении месторождения ниже нормального уровня земной поверхности целесообразно применять верхнюю погрузку.

На многих карьерах штучного камня из-за высокого удельного веса рядовой горной массы (бутовый камень), составляющей до 70 % общей выдачи, часто неоправданно отдается предпочтение организации работ с нижней погрузкой. Действительно, для рядовой горной массы экскаватор и автотранспорт являются более эффективным оборудованием, чем кабельные краны. Однако необходимо учитывать, что, хотя штучный камень добывается в меньшем объеме, чем рядовая горная масса, стоимость его даже в меньшем объеме значительно превосходит стоимость попутной продукции и при объеме добычи 20 30 % составляет 70—90 % общей стоимости. Поэтому правильный выбор организации погрузочно-транспортных работ должен быть направлен в первую очередь на максимальное удешевление процесса добычи блоков.

Б 6.4. Разработка пластовых месторождений полезных ископаемых

Б 6.4. Маркшейдерское обеспечение безопасного ведения горных работ при осуществлении разработки пластовых месторождений полезных ископаемых. Тесты Ростехнадзора по блоку промышленной безопасности Б. 6. Требования по маркшейдерскому обеспечению безопасного ведения горных работ декабрь 2019 год.

Пройти самоподготовку по обновленным вопросам Ростехнадзора, по курсу промышленной безопасности — «Б 6.4. (ОН 105.6) Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, включая экспертные, членов аттестационных комиссий организаций в области в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ при осуществлении разработки пластовых месторождений полезных ископаемых», можно без отрыва от производства — дистанционно, на сайте ТЕСТ 24. Тестирование проводится бесплатно. Билеты с ответами по курсу Б 6.4. составлены с учетом требований системы Олимпокс, для экспресс-тестирования разработаны тесты по 10 и 20 вопросов с таймером.

Перечень законодательных, нормативных правовых и правовых актов

Перечень законодательных, нормативных правовых и правовых актов, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций:

  • Приказ Ростехнадзора от 19.11.2013 № 550 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах».
  • Приказ Ростехнадзора от 17.12.2013 № 610 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по расчету и применению анкерной крепи на угольных шахтах».
  • Приказ Ростехнадзора от 01.11.2017 № 461 «Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».
  • Приказ Ростехнадзора от 29.09.2017 № 401 «Об утверждении Требований к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ».
  • Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03).
  • Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр (РД 07-408-01).
  • Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах угольной промышленности (РД 05-392-00).
  • Инструкция о порядке согласования подработки железных дорог на угольных и сланцевых месторождениях России (РД 07-55-94).
  • Инструкция по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости (разработана ВНИМИ, утверждена Госгортехнадзором СССР 21.07.1970).

Способ определения опасных деформаций борта глубокого карьера

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПАСНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БОРТА ГЛУБОКОГО КАРЬЕРА, основанный на определении величины углов наклона поверхностей скольжения в точках наблюдения штольни, пройденной в нижней части борта карьера и вкрест его простирания, отличающийся тем, что, с целью повышения точности быстродействия и безопасности ведения горных работ на глубоких горизонтах, в течение заданного времени измеряют горизонтальные скорости деформаций сдвига в точках наблюдений, вычисляют приращения этих скоростей г в последующей и предыдущей точках наблюдений, определяют скорости деформации сдвига массива как частное от вычисленньгх .приращений горизонтальных скоростей деформации сдвига на косинус углов наклона поверхностей скольжения, а затем по максимальной величине скорости деформации сдвига устанавливают зону опасных деформаций борта глубокого карьера . lU Dp О

Читайте так же:
Как аккуратно разобрать откосы

РЕСПУБЛИК зЯ) Е 21 С 39 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3622244/22-03 (22) 30.05.83 (46) 30.10.84. Бюл. 11- 40 (72) Ю.М. Николашин, А.И. Ильин, О.В. Овласюк, Г.В. Афанасенко, И.М. Иофис и В.И. Грицаенко (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по осушению месторождений полезных ископаемых, специальным горным работам, рудничной геологии и маркшейдерскому делу (53) 622.289(088.8) (56) 1. Инструкция по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости. Л., ВНИМИ, 1971, с. 51-58, 119-123, рис. 1 и 2а.

2. Латынина Л.А., Карналиева P.М.

Деформографические измерения. М., «Недра», 1978, с. 12-14.

3. Авторское свидетельство СССР

У 1010271, кл . Е 21 С 39/00, 1981 (прототип) .

4. Методические указания по опре» делению углов наклона бортов, откосов уступов и отвалов, строящихся и эксплуатируемых карьеров. Л., ВНИМИ, 1972, с. 18.

5. Туринцев Ю.И. Определение кристической скорости и времени до обрушения откоса. Межвузовский сб. «Маркшейдерское дело и геодезия», 1977, вып. 4, с. 7-12.

„.SU„„1121430 А (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПАСНЫХ

ДЕФОРМАЦИЙ БОРТА ГЛУБОКОГО КАРЬЕРА, основанный на определении величины углов наклона поверхностей скольжения в точках наблюдения штольни, пройденной в нижней части борта карьера и вкрест его простирания, отличающийся тем, что, с целью повышения точности быстродействия и безопасности ведения горных работ на глубоких горизонтах, в течение заданного времени измеряют горизонтальные скорости деформаций сдвига в точках наблюдений, вычисляют приращения этих скоростей в последующей и предыдущей точках наблюдений, определяют скорости деформации сдвига массива как частное от вычисленных приращений горизонтальных скоростей деформации сдвига на косинус углов наклона поверхностей скольжения, а затем по максимальной величине скорости деформации сдвига устанавливают зону опасных деформаций борта глубокого карьера.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для определения критического состояния борта глубокого карьера.

Известен способ наблюдения за деформациями откоса, заключающийся в производстве маркшейдерских инструментальных наблюдений в реперных точках, заложенных вдоль профильной линии откоса, их обработке с использованием геодезических таблиц, а затем по этим вычисляют скорости деформации борта и время до наступления критических деформаций откоса $13, Однако существующий способ не обеспечивает точности наблюдений за скоростями деформаций борта глубокого карьера, так как горнотехнические условия не позволяют сохранить

20 на учительное время систему рабочих реперов на поверхности борта из-за их незащищенности от технологии ведения горных работ, избежать погрейностей измерений, связанных с изме-. нением плотности рудничной атмосферы в каждом цикле инструментальных наблюдений (например запыленности, циркуляции воздушных потоков, теплового излучения от движущегося транспорта), с нарушением устойчивости

30 (стабильного положения) реперов под воздействием массовых взрывов.

Кроме того, производство инструментальных наблюдений в глубоком карьере связано со значительным 3S объемом полевых и камеральных работ, . что увеличивает продолжительность одного цикла наблюдений и снижает оперативность получения показателей скорости деформации борта.

Известен также способ измерения деформаций земной коры, основанный на измерении в зоне разлома сдвиговых горизонтальных деформаций путем съема показаний с помощью лазерного 45 интерферометра в реперных точках, в которых установлены призменные отражатели 1 2 ).

Недостатком способа является то, что он предназначен для изучения 50 предвестников землетрясения и при определении опасных деформаций борта глубокого карьера не может обеспечить необходимой информацией.

Наиболее близким техническим ре- 55 щением к данному является способ определения опасных деформаций борта глубокого карьера, основанный на определении величины углов наклона поверхностей скольжения в точках наблюдения штольни, пройденной в нижней части борта карьера н вкрест его простирания (3 .

Недостатком известного способа является трудоемкость подготовительных работ, связанных с эакладкой бетонных фундаментов (например размером 1х1х1 м) для пунктов наблюдения реперов, которые представлены наклономерами. Для них необходимо создание изометрических условий путем применения теплоиэолирующих конструкций (например отштукатуренных перемычек наклономерного и регистрирующего отсеков), и, ввиду этого, малая достоверность реперов. Кроме этого, в расчетную формулу определения полного смещения входит переменная величина — радиус кривизны поверхности скольжения, которая вносит погрешность.

Читайте так же:
Доборные планки для откосов дверей

Целью изобретения является повышение точности, быстродействия и безопасности ведения горных работ на глубоких горизонтах.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения опасных деформаций борта глубокого карьера, основанному на определении величины углов наклона поверхностей скольжения в точках наблюдения штольни, пройденной в нижней части борта карьера и вкрест его простирания, в течение заданного времени измеряют горизонтальные скорости деформаций сдвига в точках наблюдений, вычисляют приращения этих скоростей в последующей и предыдущей точках наблюдений, определяют скорости деформации сдвига массива как частное от вычисленных приращений горизонтальных скоростей деформации сдвига на косинус углов наклона поверхностей скольжения, а затем по максимальной величине скорости деформации сдвига устанавливают зону опасных деформаций борта глубокого карьера.

На чертеже изображена схема определения опасных деформаций борта глубокого карьера.

Способ определения опасных деформаций борта глубокого карьера заключается в следующем.

До постановки борта 1 на предельный контур 2 на глубине 0,5-0,8Н

35 (Ч rop 1 20 соэ 45 0 71 где д обр (216-120)

3 вкрест простирания борта, проходят штольню 3 длиной не менее половины предельной высоты борта (0,5Н), в штольне примерно на равных расстояниях закладывают рабочие репера

К,(,R и т.д. с высотой оголовка

10-20 см и диаметром 10-15 мм, в торце штольни устанавливают над крайним репером лазерный интерферометр 4 ° например конструкции Хабаровского 1р филиала ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений. После последовательной установки на рабочих реперах призменных отражателей измеряют горизонтальные скорости де» формаций по длине профильной линии, определяют положение поверхностей скольжения 5, 6 и 7 и наиболее ,активную зону деформирования, напри» мер, 8 по максимальной величине скорости смещения борта.

За начальную скорость деформации борта принимают скорость на пункте установки лазерного интерферометра, равную V — =О. Скорости деформаций на рабочих реперах устанавливаются в результате измерений за счет определения приращения скорости лV, Вектор скорости рассчитывают с уче° ° ° том углов наклона поверхностей скольения о(., с. о(,, полученных в (1 результате графоаналитического расчета (4)1иэмеренных горизонтальных ско-. ростей смещения борта по зависимости

Где V Be K Tðð CKopocTH., MM/cyT1

Ч вЂ” горизонтальная, составляющая гор (Ф скорости, мм/сут;

aL. — угол наклона Поверхности

1 скольжения к горизонту на участке ее пересечения со штольней.

Из полученных значений скоростей 45 деформаций в дальнейшем используют максимальную их величину для установления активной зоны и расчета времени до наступления опасной деформации на основании экспериментально получаемой зависимости или по формуле время до обрушения откоса; 55 скорость, при которой произойдет обрушение откоса, мм/год;

ׄ— измеренная скорость,мм/год;

8 — коэффициент пропорциональности, од

Пример. Рассмотрим применение предложенного cl:особа для следующих исходных данных:

Высота борта, м 400

Длина штольни, м 200

Количество рабочих реперов 4

Длина линий между рабочими реперами, м 45

Точность измерения лазерного интерферометра, мкм 0,01

Скорости горизонтальных деформаций, измеренные лазерным интерферометром в течение 4-часовой серии наб люде ний: а) первого рабочего репера отно» сительно пункта наблюдения (n) Ч„о

14 мкм/ч или 120 мм/год; б) второго и третьего репера относительно ПН V, 25 мкм/ч /216 мм/год)

V » 26 мкм/ч (223 мм/год): г) четвертого -11- Ч 30 мкм/ч гор (259 мм/год) .

Критическая скорость деформации (обруше ния) оБр

Коэффициент пропорциональности 6, (взять(!( иэ (5 31

Углы наклона поверхностей скольжения в точках пересечения штольни (фиг. 1)

aL, u5 (cos 45 О, 71)

Е, = 60 (cos 60 = 0,5) оС 65 (cos 65 0,42) 1. Определим скорости деформации сдвига массива по общей поверхности скольжения борта при Ч „= 120 мм/год и = 65, (Vro Vrey) 259-223 .

Таким образом, на момент наблюдений обнаружена наибольшая скорость деформации борта 7 =206 мм/год, тогда, приняв критическую скорость деформации .7, равную 600 мм/гоп

° ф Ф и использовав зависимость(2), определим время до возникновения критической деформации борта

Использование данного способа

5 позволит повысить оперативность и .надежность производства измерений, снизить трудоемкость и стоимость закладки наблюдательной сети. Кроме этого, использование в расчетах ско10 рости деформации борта угла наклона поверхности скольжения (а не ее радиуса) будет способствовать повышению точности показателя деформации борта. !

Это дает возможность получить определенный резерв времени для организации противооползневой защиты и обеспечению безопасных условий ведения горных работ на глубоких горизонтах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector