Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое откосы дорог

Научный подход позволил просто и надежно укреплять откосы дорог

Михаил Абрамычев

Новинка со стороны выглядит довольно просто. На очищенный от растений грунт укладывается геотекстиль (специальная ткань, которая не дает прорастать растениям), поверх него — решетка с крупными ячейками. Высота каждой около 10 сантиметров.

Ячейки доверху засыпаются крупным щебнем, промываются от грязи и пыли.

Новые технологии «вступают в игру» на финальном и совсем не зрелищном этапе, когда рабочие распыляют на щебень полиуретан. Результат — блестящие и как будто склеенные друг с другом камни. И останутся в таком положении еще как минимум на 12 лет.

— Изначально эту технологию применяли на железной дороге. Однако, видя состояние уже существующих откосов крупных дорог, мы решили применить ее и для решения этих вопросов, — рассказал генеральный директор компании-генподрядчика Владимир Леонтьев.

По его словам, самый распространенный способ — укрепление откосов травой — не выдерживает испытания временем и погодой. Дожди, особенно последнего лета, практически смыли всю зелень, которая росла на склонах.

Другая крайность — полное бетонирование откоса — слишком дорога в обустройстве, текущем ремонте и также быстро изнашивается от непогоды и других внешних факторов.

— А тут вся конструкция водопроницаема. При угле потока воды в 45 градусов для того, чтобы смыть такое покрытие, скорость воды должна достигать восьми метров в секунду, — считает Владимир Леонтьев.

Секрет новой технологии — в полиуретане. По словам Владимира Леонтьева, возможность применения его крайне широка — от различных жидких химикатов до обувной промышленности. Все зависит от того, в какой пропорции смешать химикаты.

— Глубина проникновения раствора, если расходовать по два килограмма на квадратный метр, — около десяти сантиметров. Так вещество пройдет практически до земли, — рассказал Владимир Леонтьев.

К тому же такое покрытие неприхотливо в эксплуатации.

Единственное, что рабочие советуют делать, — промывать щебенку два раза в год.

По словам Леонтьева, в прошлом году таким же методом были сделаны три объекта в Москве, а в этом, по информации предприятия, в ближайшее время планируется начать работы еще на двух столичных участках — на развязке Московской кольцевой автодороги (МКАД) с улицей Рябиновой и на развязке МКАД Дмитровского шоссе.

Юрий Васильев, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета:

— Такая смесь примечательна в первую очередь тем, что производится полностью в России, то есть можно говорить об успешном импортозамещении. К тому же она экологична, устойчива к возгоранию и прочна. Поэтому подходит для транспортного и дорожного строительства. Это подтверждают наши исследования. Мы подвергали материал самым различным испытаниям и пришли к выводу, что применять его можно не только на откосах, но и в других областях.

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram !

Что такое откосы дорог

При строительстве дорог, которые проходят на искусственно сооруженной возвышенности, большое внимание уделяют непосредственно насыпям. Укрепление склонов – задача, занимающая первое место во всем проекте, и в последние годы ее рассматривают не только со стороны техногенной, но и как природную систему. Биологической составляющей всего сооружения из бетона и камня также являются и растения. Территория, которая примыкает к автомобильной трассе, должна быть не только инженерным строением, но и иметь устойчивый к нагрузкам, оползням и эрозиям почвы естественный ландшафтный дизайн.

Дорожные откосы – самый уязвимый участок в плане последующего восстановления естественной растительности, так как все внимание строительных организаций и заказчика направлено в основном на повышение надежности дорожной конструкции. Только в паре с обеспечением устойчивости земляного покрова и укреплении берегов рек, если таковые есть, дорога будет стоять десятки и даже сотни лет без деформации покрытия и разрушения обочин.

Читайте так же:
Чем отделать откос снаружи у гаража

Автомобильные насыпи являются инженерными укреплениями, нарушающими расчленением трассой общего природно-территориального комплекса и всего близ лежащего ландшафта на определенный промежуток времени. Уравновешивание экосистемы, конечно же, со временем произойдет, но это не входит в рамки строительного периода. Дорога естественно будет введена в эксплуатацию, но она будет работать в конфликтном режиме. Чтобы избежать некоторых нюансов, связанных с нарастанием технических нагрузок в период строительства и нескольких первых лет эксплуатации, необходимо уделит максимум внимания искусственному озеленению и укреплению насыпей.

Существует более 20-ти видов укреплений, выполняемых с помощью механизмов и вручную. Наиболее распространенными из них является засыпка природными породами, такими как глина или глинобетон, щебень. Затем идут деревянные конструкции, которые заливают раствором бетона и железобетонные плиты. Укрепление откосов дорог и даже возведение подпорных стенок производится также и с помощью габионов. Также применяются и геосинтетические материалы. Например, если применяется георешетка, то только в этом случае есть три способа укрепления – заливка ее ячеек бетоном, засыпка щебнем, гравием или песком. В последнем случае применяется грунт и посев травы механизированным или ручным путем (зависит от степени наклона и площади территории).

Типы укрепления также зависят и от воздействия на них паводковых вод. Есть затопляемые, подтопляемые, и неподтопляемые склоны. Только в двух последних случаях эффективными будут биолого-технические меры защиты, которые предусматривают зеленые насаждения. Если же насыпи затопляемые, то тогда есть смысл строить подпорные стены из габионных конструкций, которые как монолитное сооружение простоят около века. Но, возвратимся к теме укрепления растениями. Если учитывается влияние растений на устойчивость склона, то тогда почвенно-растительный покров должен быть охранным. Главная его задача заключается в защите территории от эрозии почвы, вызванной поверхностным стоком дождевых вод и таяния снежных масс. Но и недостаток влаги тоже может привести к эрозии, связанной с воздушными массами. Важной задачей в таких засушливых местах является орошение.

Подбор посадочных культур – важный аспект в формировании дорожной конструкции. Для устойчивости геосистемы мало использовать один вид растительности. Необходимо использовать для посева несколько луговых трав и в некоторых случаях также высаживать мелкие кустарники с разветвленной корневой системой, которая обеспечит 100% защиту от эрозии почвы.

Укрепление откосов дорожных развязок геоматериалами

При строительстве автомобильных и железнодорожных развязок всегда встает вопрос укрепления дорожных и мостовых откосов. Дороги и съезды расположены на разных уровнях, образуя откосы различной величины, требующие фиксации для предотвращения сползания грунта и последующего разрушения дорожного полотна. На стадии проектирования подпорных конструкций необходимо обратить особое внимание на геологию, дренирующие свойства, угол откоса и условия эксплуатации. Отсутствие мероприятий по фиксации склонов приведет к постепенной деформации и сползанию участков грунта, поскольку корневая система растений не в способна выдерживать естественные гравитационные нагрузки на крутых откосах и противостоять природным факторам. В настоящей статье мы рассмотрим распространенные и менее затратные варианты укрепления земляных откосов и конусов мостов геоматериалами, такими как геомат МакМат и матрацы Рено.

Укрепление откосов от 1:1,5 и ниже геоматами МакМат

При укреплении склонов и создании ровных «зеленых» откосов наиболее часто применяется противоэрозионный трехмерный геомат МакМат, которой отлично подходит для этих целей. Этот материал представляет собой полипропиленовый «коврик» различной толщины и плотности, с дополнительным армированием или без, укладываемый вниз по склону для фиксации грунта, и образующий в последствии ровный покров газонной травы. На пологих откосах обычно применяется стандартный неармированный МакМат с высотой от 9 до 18мм и плотностью 450г/м2. Данный материал поставляется в рулонах 2х50м. Перед монтажом геомата необходимо подготовить откосы — выровнять поверхность, а при реконструкции существующего, снять почвенный слой на глубину обычно 10см.

Читайте так же:
Расстояние от опалубки до откоса котлована

В верхней части откоса фиксируем геомат анкерами и раскатываем вниз по склону. Последующие рулоны устанавливаем в нахлест 10см и анкеруем в шахматном порядке шпильками. При монтаже геомата необходимо предусмотреть лестницы с плоской поверхностью для перемещения по ним рабочих в ходе анкеровки и предотвращения порчи материала. Необходимо также предусмотреть отвод сточных вод с дорожного полотна. Обычно для этих целей вниз по склону устанавливаются бетонные лотки. После завершения работ по поверхности геомата распределяется плодородный грунт и производится посев низкорослых сортов травы данного региона. При возможности проводится гидропосев. После прорастания травы вы получите ровные зеленые откосы, не требующие ремонта в течение долгого времени.

Укрепление откосов от 1:1,5 и выше геоматами МакМат

При крутых откосах и увеличенных нагрузках грунта, скорее всего вам потребуется купить геомат МакМат R1 6822 GO. Этот материал в основе также представляет стандартный геомат МакМат с высотой 16мм, оснащенный армирующей металлической габионной сеткой из проволоки д.2,2мм с дополнительным ПВХ покрытием и размером ячейки 6х8см. Армированный МакМат поставляется также в рулонах, однако ввиду увеличенного веса за счет габионной сетки размер рулона составляет 2х25м. Технология укладки геомата аналогична предыдущей. Дополнительное армирование геомата позволяет надежно удерживать грунт при увеличенных нагрузках крутого откоса. Конечно можно для укрепления откоса использовать и матрасы Рено, однако это будет очень затратно. Так, при монтаже 1м2 матраца высотой 0,17м финансовые расходы составят 450 руб — сетка, 470 руб — камень, 25 руб — Дорнит, 2000 руб — работы: итого около 3000 руб за м2. Цена геомата МакМат R1 6822 GO составит не более 450 руб/м2 плюс монтаж не более 100 руб. В конечном итоге использование армированного геомата получается дешевле установки матраса Рено почти в 6 раз, не говоря уже о сроках монтажных работ.

Облицовка конусов мостов матрацами Рено

Вместе с тем, на ответственных участках, где применение МакМата нецелесообразно, отлично справятся матрасы Рено. Речь пойдет об облицовке конусов автомобильных и железных дорог. Существует множество способов укрепления конусов мостов. Очень часто используются бетонные плиты, что очень затратно с точки зрения логистики и монтажа. В ряде случаев используется объемная георешетка, заполняемая щебнем и при сползании камней можно нередко видеть торчащие ребра. Для того чтобы снизить затраты и сохранить характеристики затратных бетонных плит в последнее время для укрепления конусов мостов активно применяются габионные конструкции: матрацы Рено в сочетании с коробчатыми габионами. На первоначальном этапе потребуется рассчитать площадь откоса и купить матрацы Рено, исходя из площади. Затем откос выравнивается, и по поверхности раскатывается геотекстильное полотно Дорнит. Монтаж габионов начинается с основания откоса. Матрацы рено и габионы поставляются в пачках.

На площадке необходимо распаковать пачки и собрать готовые конструкции. Поскольку откос имеет форму конуса, с помощью бокорезов проводим нарезку конструкций в виде секторов и стягиваем между собой в местах установки. Затем заполняем выложенный ряд камнем и анкеруем Г-образными арматурными анкерами в шахматном порядке. Последующие ярусы устанавливаем аналогично первому, двигаясь к верхней отметке конуса. Работа по монтажу габионов на конусах мостов кропотливая, но менее затратная, чем облицовка бетонными плитами. К тому же матрасы Рено обладают пластичностью и, благодаря этому, не подвержены деформации.

Читайте так же:
Как выложить откосы мозаикой

В заключение отметим тот факт, что инновационные геоматериалы обладают повышенными физико-техническими характеристиками и призваны увеличить срок службы дорог, что немаловажно в условиях российской действительности.

Методические рекомендации по способам крепления обочин и откосов автомобильных дорог

Методические рекомендации по способам крепления обочин и откосов автомобильных дорог

Методические рекомендации Методические рекомендации по способам укрепления обочин и откосов автомоб

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СПОСОБАМ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН И ОТКОСОВ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

НЕФТЯНЫХ ПРОМЫСЛОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Утверждены зам. директора Союздорнии

канд. техн. наук В. М. Юмашевым

(письмо № 6204/5 от 04.01.83)

Приведены конструкции укрепления обочин , в частности, конструкции нежесткого и комбинированного типов, требования к материалам, применяемым в этих конструкциях. Описана технология укрепления обочин автомобильных дорог. Изложен расчет прочности обочин при укреплении жесткого и нежесткого типов. Определен экономический эффект от внедрения предлагаемых конструкций укрепления обочин .

Даны конструкции, технология и применяемые материалы для укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог.

Приведены примеры расчета прочности обочин при укреплении жесткого и нежесткого типов, даны основные характеристики транспортных средств, применяемых на автомобильных дорогах нефтяных промыслов Тюмени, расчетные нагрузки и основные характеристики грунтов. Приведены стоимость материалов и потребность в них для устройства предлагаемых конструкций укрепления обочин .

1 Общие положения

2. Требования к конструкциям укрепления обочин и откосов

3. Укрепление обочин

Конструкции укрепления обочин

Требования к материалам для укрепления обочин

Технология производства работ по укреплению обочин

4. Укрепление откосов

Конструкции укрепления откосов

Технология производства работ по укреплению откосов

5. Контроль качества работ по укреплению обочин и откосов

6. Технико-экономическая оценка вариантов укрепления обочин

Приложение 1. Характеристики автомобилей, применяемых на автомобильных дорогах нефтяных промыслов

Приложение 2. Расчет конструкций укрепления обочин на прочность

Приложение 3. Примеры конструирования и расчета укрепления обочин

Приложение 4. Данные для расчета приведенных затрат на производство строительно-монтажных работ при укреплении обочин

Приложение 5. Потребность в материалах и их стоимость для укрепления 1 км обочин с обеих сторон дороги

Предисловие

Одним из слабых мест в строительстве автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири является укрепление обочин и откосов. Земляное полотно этих дорог сложено, в основном, местными и гидронамывными песками. На большинстве уже построенных дорог обочины по тем или другим причинам не укреплены. На вновь строящихся дорогах эти работы также не всегда выполняются, что отрицательно влияет на транспортно-эксплуатационные характеристики дороги и безопасность движения, к тому же ширина проезжей части таких дорог обычно недостаточна (6 м).

В связи с этим Союздорнии, ТюмИСИ и Гипротюменнефтегаз в последние годы провели исследования способов укрепления обочин и откосов автомобильных дорог нефтяных промыслов. Разработаны различные конструкции укрепления обочин и откосов, основные из которых были проверены опытным строительством, на объектах тресте в «Тюмендорстрой» и «Нижневартовскдорстрой».

Укрепление обочин и откосов позволяет увеличить долговечность дорожной конструкции, повысить безопасность движения автомобилей и пропускную способность дороги, улучшить водно-тепловой режим земляного полотна.

На основе исследований разработаны настоящие «Методические рекомендации по способам укрепления обочин и откосов автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири», которые могут быть использованы при проектировании и строительстве автомобильных дорог нефтяных промыслов, а также дорог обшей сети.

Читайте так же:
Уклон откоса насыпи это

«Методические рекомендации» разработали канд. техн. наук А. В. Беляуш, инж. Ю. М. Львович, д-р техн. наук В. Л. Казарновский (Союздорнии), канд. техн. наук А. В. Линдер, инж. И. Н. Журавлев (ТюмИСИ), канд. техн. наук В. Л. Табаков (Гипротюменнефтегаз) при участии инж. B. Г. Лейтланда (трест »Тюмендорстрой»). Замечания и пожелания по данной работе просьба направлять Балашиха-6, Московской обл., Союздорнии.

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Методические рекомендации» разработаны с учетом основных положений глав СНиП II-Д.5-72, СНиП III-40-78, СНиП II-21-75, «Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25-74 (М.,1974), «Инструкции по проектированию автомобильных дорог нефтяных промыслов Западной Сибири» ВСН 26-80 (М.,1981), «Технических указаний по укреплению обочин автомобильных дорог» ВСН 39-79 (М.,1980), «Технических указаний по применению сборных решетчатых конструкций для укрепления конусов и откосов в транспортном строительстве» ВСН 181-74 (М.,1974). Они предназначены для правильного выбора методов укрепления обочин и откосов автомобильных дорог в I и во II дорожно-климатических зонах независимо от типа местности по степени увлажнения грунтов, в частности, дорог нефтяных промыслов Западной Сибири в условиях, характеризующихся суровым, резко континентальным климатом, сильной заболоченностью территории, распространением пылеватых глинистых и мелкозернистых песчаных грунтов.

1.2. Конструкции укрепления обочин и откосов земляного полотна автомобильных дорог нефтяных промыслов необходимо назначать на основе сравнения вариантов и соответствующего технико-экономического обоснования с целью обеспечить требуемую безопасность движения при расчетных интенсивности движения и пропускной способности дороги с. учетом геометрических размеров проезжей части, обочин и откосов (ВСН 26-80); интенсивности движения; типа земляного полотна (насыпь, выемка), его рабочей отметки; инженерно-Геологических, гидрометеорологических и природно-климатических условий района строительства; стадийности строительства, предусмотренной проектом.

1.3. Назначать технологию строительства и выбирать средства механизации следует в зависимости от проектируемых конструкций укрепления обочин и откосов, соотношения их типов на протяжении всего участка укрепительных работ и технико-экономического обоснования.

1.4. Средства механизации для укрепления обочин и откосов выбирают с учетом максимального использования серийных машин, работающих на данном объекте, а специальные машины и оборудование следует назначать исходя из характера и объема укрепительных работ на конкретном участке автомобильной дороги нефтяных промыслов.

1.5. Укреплять откосы следует сразу после завершения отсыпки, планировки и уплотнения земляного полотна на первой стадии строительства. При двухстадийном строительстве в проекте должны быть предусмотрены технические решения по уточнению выполняемых на первой стадии работ по устройству конструкций укрепления откосов или варианты их усиления. В проекте и рабочей документации должна быть указана очередность устройства конструкций укрепления обочин и откосов применительно к каждой стадии строительства с учетом сооружений конструкций дорожной одежды.

Обочины укрепляют после устройства покрытия дороги (при двухстадийном строительстве — на второй стадии).

2. Требования к конструкциям укрепления обочин и откосов

2.1. Конструкции укрепления обочин и откосов должны обеспечивать прочность и устойчивость земляного полотна и его откосов, их неразмываемость поверхностными и подтопляющими водами, требуемую интенсивность, пропускную способность и безопасность движения.

Конструкции укрепления обочин и откосов должны назначаться с учетом минимальной стоимости их устройства и соблюдения необходимых темпов строительства дороги, а также нормальных условий ее эксплуатации.

2.2. Прочность, надежность, устойчивость, эффективная работоспособность и расчетная долговечность конструкций укрепления обочин и откосов обеспечиваются следующими мероприятиями:

строгим соблюдением технологии сооружения земляного полотна автомобильной дороги и его откосов (отсыпка слоев грунта требуемой толщины, тщательное послойное уплотнение грунта в пределах откосов, применение грунтов оптимальной и допустимой влажности);

Читайте так же:
Как отремонтировать откос снаружи

своевременным устройством конструкций укрепления на поверхности спланированных обочин и откосов с проектной конфигурацией. Уменьшение стоимости укрепления обочин и откосов достигается применением преимущественно местных материалов.

2.3. По ширине обочина подразделяется на две полосы краевую укрепительную полосу, примыкающую к проезжей части дороги, и остановочную, примыкающую к откосной части земляного полотна. Материалы и параметры конструкций укрепления , элементы проезжей части и обочин автомобильных дорог приведены в разд.3 (см. табл.1).

В зависимости от конкретных условий строительства и характера движения (интенсивность, состав) укрепление обочины проектируют на всю ее ширину или только в пределах краевой полосы.

2.4. Крутизну откосов земляного полотна назначают с учетом обеспечения устойчивости его откосов, требований безопасности движения, технологичности устройства конструкций укрепления современными средствами механизации.

Наибольшая крутизна откосов насыпей земляного полотна высотой до 2 м, возводимых из местных грунтов (дальность возки до 1 км), как правило, не должна превышать 1:3. В остальных случаях откосы насыпей и выемок земляного полотна должны быть 1:1,5 при суглинках и глинах и 1:2 при песках и супесях.

3. Укрепление обочин

Конструкции укрепления обочин

3.1. Конструкции укрепления обочин земляного полотна автомобильных дорог назначают двух типов: нежесткого и комбинированного (см. табл.1). Область, применения каждого из них устанавливается проектом на основе расчетных данных о составе и интенсивности движения, о грузонапряженности дороги, наличии местных материалов и необходимого оборудования. При строительстве выбор типа конструкции укрепления обочин должен быть обоснован технико-экономическим расчетом.

3.2. Нежесткие конструкции укрепления обочин устраивают в пяти вариантах (см. табл.1, рис. 1,б покрытие из песчано-гравийной смеси (ПГС) на прослойке из дорнита (вариант I); покрытие из цементо — или нефтегрунта на прослойке из дорнита (вариант IIа); покрытие из нефте — .или цементогрунта на основании из ПГС (вариант II 6 ); покрытие из цементо — или нефтегрунта на основании из цементогрунта в пределах краевой полосы (вариант II в); покрытие переменной толщины из нефтегрунта с добавкой цемента или из цементогрунта с добавкой нефти (вариант II г).Конструкцию укрепления нежесткого типа назначают в зависимости от категории проектируемой дороги, состава и интенсивности движения.

3.3. Конструкции укрепления обочин комбинированного типа (см. табл.1 и рис. 1,б), при сочетании на обочине элементов покрытия нежесткого и жесткого типов, устраивают трех вариантов: из плит малых размеров на золоцементогрунте автоклавного твердения (2×0,5×0,14 м) в пределах краевой полосы и покрытия из песчано-гравийной смеси на остановочной полосе, укладываемых на прослойку из дорнита (вариант IIIa); из плит малых размеров на основании из песчано-гравийной смеси в пределах краевой полосы и покрытия из цементо- или нефтегрунта на остановочной полосе ( вариант III б ); уширение покрытия путем укладки дополнительных плит ПАГ-14 с выделением продольной разметкой краевой полосы ( вариант IV ). Конструкцию укрепления комбинированного типа целесообразно устраивать после завершения второй стадии строительства дороги, а также на эксплуатируемых автомобильных дорогах.

Рис.1. Конструкция укрепления обочин :

а — нежесткий тип; б — комбинированный тип; I-IV-см. табл.1; 1 — плита ПАГ-14; 2 — песчано-гравийная смесь на обочине ; 3 — «дорнит»; 4 — цементогрунт с добавкой нефти или нефтегрунт с добавкой цемента; 5 — ПГС; 6 — поперечная дрена из «дорнита»; 7 — плиты ТюмИСИ

Таблица 1

Вариант укрепления обочины

Материал укрепления в конструкции обочины

Перспективная интенсивность движения, авт./сут.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector