Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое основание откоса выемки

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов. Возводится из местных материалов. Земляное полотно строят в виде насыпей, выемок, а на косогорах — полунасыпей-полувыемок.

НАСЫПЬ — инженерное земляное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.

ВЫЕМКА — земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

ПОЛУНАСЫПЬ-ПОЛУВЫЕМКА — земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпи или в отвал.

ОБОЧИНА (Ао) — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки транспорта, размещения ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения.

ОТКОС (0) — боковая наклонная поверхность, ограничивающая земляное сооружение или склоны естественного рельефа.

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАЛОЖЕНИЯ ОТКОСА (1: m ) — отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению.

БРОВКА (б) — линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в месте их сопряжения.

БАНКЕТ (бан.) — сооружение правильной формы (трапецеидального или треугольного сечения — pppa.ru) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки для ограждения и защиты ее откосов от размыва поверхностными водами.

КОНТРБАНКЕТ — инженерное сооружение из камня или грунта, устраиваемое в виде подсыпки насыпи взамен подпорной стенки. Сооружается на крутых косогорах у подошвы насыпи или полунасыпи-полувыемки в целях их укрепления или борьбы с выпором основания.

БЕРМА — узкая горизонтальная или слегка наклонная полоса, прерывающая линию откосов земляного полотна при большой их крутизне и длине.

Автомобильная дорога — инженерное сооружение, предназначенное для движения транспортных средств на пневмоколесном ходу. Основными элементами дороги являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные сооружения и все виды обстановки.

ПОЛОСА ОТВОДА (ПО) — полоса земли, на которой размещается автомобильная дорога и все ее сооружения. Ширина постоянной полосы отвода зависит от категории дороги и рельефа местности.

РЕЗЕРВ (Бр) — территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используется для отсыпки насыпи.

КАНАВА БОКОВАЯ (Кювет, К) — канава, проходящая вдоль земляного полотна, для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного и трапецеидального профиля.

НАГОРНАЯ КАНАВА (НК) — канава, отрываемая с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги.

ВЫСОТА НАСЫПИ (Нн)- расстояние, измеренное по оси дороги от поверхности земли до линии бровки земляного полотна.

ГЛУБИНА ВЫЕМКИ (Нв) — расстояние, измеренное по оси дороги от линии бровки выемки до линии бровки земляного полотна.

ПОЛКА (П) — элемент выемки, устраиваемый на снегозаносимых участках шириной не менее 4,0 м для аккумуляции метелевого снега в целях снегонезаносимости проезжей части.

ОТВАЛ ГРУНТА (КАВАЛЬЕР «ОРС») — растительный грунт, непригодный грунт при разработке выемки или карьера, уложенный в отведенном месте вне строящейся дороги (разработки карьера).

ПОДОШВА НАСЫПИ (Пн) — нижняя поверхность насыпи, опирающаяся на подстилающий грунт.

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА (ДО) — многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на дополнительный слой (в отдельных случаях — на грунтовые основания).

ПОКРЫТИЕ ДОРОЖНОЕ — однослойная или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов.

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ — основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения транспорта проезжая часть может быть одно-, двух-, трех- и многополосной.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ — продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

КРАЕВАЯ ПОЛОСА (КП) — уширение дорожной одежды на дорогах категорий I -а (б), II , III , IV — a , 1-с-а с целью размещения на ней крайних разметочных линий для организации движения транспорта и предохранения кромки дорожной одежды от разрушения.

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ (а) — полоса с каменным покрытием, ограничивающая кромку проезжей части, устраиваемая на обочине с целью повышения безопасности движения и предотвращения от разрушения кромок проезжей части.

Читайте так же:
Укрепление откосов объемными георешетками

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ (аУ) — полоса, устраиваемая шириной 0,50 м для всех категорий дорог от бровки земляного полотна и укрепленная засевом трав.

ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЕ (ОС) — нижний несущий слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузку от транспортных средств совместно с покрытием, и предназначенный для ее распределения на дополнительный слой или непосредственно на грунт земляного полотна.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ — конструктивный слой основания, выполняющий защитные функции слоев дорожной одежды (дренирующие, морозозащитные и т. д.).

УКЛОН ПОПЕРЕЧНЫЙ — отклонение поверхности какого-либо элемента дорожной конструкции (земляного полотна, слоев дорожной одежды) от горизонтального уровня, измеряемое в перпендикулярном направлении к оси дороги.

УКЛОН ПРОДОЛЬНЫЙ — отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Уклоны измеряются в промиллях.

ПРОМИЛЛЕ (от латинского pro millie — за тысячу) — отношение высоты откоса к его заложению, умноженное на 1000. Обозначается — ‰.

ПЕРЕХОДНО-СКОРОСТНАЯ ПОЛОСА — это полоса движения, устраиваемая преимущественно на пересечениях и примыканиях в местах разворота и у автобусных остановок для обеспечения разгона или торможения автомобилей на выезде в общий поток, движущийся по основным полосам — pppa.ru. Она состоит из полос разгона, отгона и торможения.

ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГИ — комплекс дорожных сооружений, к которым относят:

автобусные остановки, переходно-скоростные полосы, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог, дорожную связь, дорожки для пешеходов, велосипедистов и т. п.

ОБСТАНОВКА ДОРОГИ — совокупность средств организации дорожного движения: дорожные знаки, ограждения, разметка и светофоры.

ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — сооружения, устраиваемые на пересечении дорогами рек, оврагов, горных хребтов и других препятствий, а также, снегозащитные, противообвальные. К искусственным сооружениям относят: мосты, путепроводы, тоннели, трубы, подпорные стенки и т. д.

ТРУБА — инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи дороги для пропуска водного потока, дороги или скотопрогона.

ОТВЕРСТИЕ ТРУБЫ — наибольший горизонтальный размер или сумма; размеров (для многоочковой трубы) тела трубы в свету.

ТЕЛО ТРУБЫ — основная часть трубы между входным и выходным оголовками, находящаяся в грунте насыпи, имеющая замкнутую форму поперечного сечения, по которому осуществляется сток воды.

ДЛИНА ТРУБЫ — размер между наружными гранями входного и выходного оголовков.

ОГОЛОВОК ТРУБЫ — крайний элемент трубы, удерживающий откос насыпи и обеспечивающий вход водного потока в трубу, и выход из нее. У трубы имеются входной и выходной оголовки.

ОГОЛОВОК ПОРТАЛЬНЫЙ — оголовок трубы, представляющий собой вертикальную подпорную стенку, удерживающую откос насыпи.

ОГОЛОВОК РАСТРУБНЫЙ — оголовок трубы, состоящий из стенки портала и двух откосных крыльев переменной высоты, расположенных под углом и удерживающих откос насыпи.

ОГОЛОВОК КОНИЧЕСКИЙ — оголовок трубы, имеющий форму полого усеченного конуса.

ЛОТОК ТРУБЫ — нижняя часть поперечного сечения трубы или специально выполненная подготовка в трубе для обеспечения беспрепятственного стока воды.

ДИАМЕТР ТРУБЫ — наибольший размер отверстия в свету звена круглой трубы.

ЗВЕНО ТРУБЫ (СЕКЦИЯ ТРУБЫ) — основной элемент конструкции сборной трубы замкнутого поперечного сечения, являющийся частью тела трубы.

Что такое основание откоса выемки

Рис. 26. Продольный профиль и пространственное изображение участка дороги с земляным полотном, представляющим собой законченную насыпь: а) продольный профиль; б) пространственное изображение; в) то же пространственное изображение, разложенное на составные элементы (в пределах отдельных пикетов)

точкой — ее концом; сложив полученные элементные объемы, получают общий объем насыпи (рис. 26).
Аналогично ведется подсчет объемов выемок. Весь ход подсчета объемов земляного полотна может быть оформлен в виде табл. 6.


Рис. 27. Поперечные профили земляного полотна
дороги, протрассированной на косогоре: а) в виде насыпи; б) полунасыпь-полувыемка; в) в виде выемки

Рис. 28. График распределения земляных масс по пикетам,
(В верхней части рисунка показан продольный профиль участка, для которого составлен график.)

На взятом для примера участке дороги длиной 500 м общий объем земляных работ подсчитан в размере 5126 м 3 .

Составив для этого участка график распределения земляных масс, на нем можно выделить две зоны продольного перемещения.

Первая зона. Выемка ПК 1+51- ПК 2+52 в полном объеме (1041 м 3 ) разрабатывается в насыпь ПК 0-ПК+51. Полный объем насыпи (1284 м 3 ) превосходит объем выемки на 243 м 3 , поэтому недостающее количество земляных масс, очевидно, не удастся взять путем продольного перемещения и, следовательно, границу первой зоны продольного перемещения нужно определить, отступив на некоторое расстояние от точки ПК 0.

Читайте так же:
Кладка кирпича с откосом

Таким образом, окончательно первая зона продольного перемещения земляных масс определяется в следующих границах:

Вторая зона. Из выемки ПК 3+63-ПК 5 разрабатывается в насыпь ПК 2+52-ПК 3+63 788 м 3 грунта, что обеспечивает отсыпку этой насыпи в полном объеме. Но разрабатываемая выемка имеет полный объем 2013 м 3 и, таким образом, превосходит объем близлежащей насыпи на 1225 м 3 . Поскольку это количество земляных масс не придется разрабатывать из выемки в насыпь, то и расстояние, соответствующее объему 1225 м 3 , не будет входить в зону продольного перемещения.

Из объема 1225 м 3 явно не войдут в расстояние, включаемое в зону продольного перемещения, 777 м 3 , являющиеся частью объема выемки в пределах от ПК 4+50 до ПК 5.

Что касается остальных 448 м 3 , приходящихся на участок выемки ПК 4-ПК 4+50, то здесь будет иметь место следующая пропорция:

Таким образом, вторая зона продольного перемещения земляных масс определяется в следующих границах:

Вне зоны продольного перемещения на рассматриваемом участке остаются две зоны поперечного перемещения, поэтому при сооружении земляного полотна на данном участке придется закладывать резервы и устраивать кавальеры (рис. 29).

В пределах первой зоны поперечного перемещения (на рис. 28 обозначено стрелкой), расположенной на участке ПК 0-ПК 0+29, т. е. на расстоянии 29 м, очевидно, придется заложить резерв, чтобы восполнить недостаток в грунте, необходимом для отсыпки насыпи на этом участке.

В пределах второй зоны поперечного перемещения (на рис. 28 обозначено стрелкой), расположенной на участке ПК 4+28-ПК 5,

Рис. 29. Поперечные профили земляного полотна в условиях поперечного перемещения земляных масс:
а) насыпь с резервом; б) выемка с кавальером

Охрана труда

Производство работ, связанных с нахождением работников в выемках с откосами без креплений в насыпных, песчаных и пылевато-глинистых грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов, указанных в таблице 4.4.1.

Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более

Состояние откосов нужно проверять ежесменно, а в случае их повреждения работы необходимо остановить, а откосы сделать более пологими.

Для спуска в котлован рабочие должны пользоваться стремянками, огражденными с обеих сторон перилами высотой 1 м. В траншеях и узких котлованах, где невозможно устраивать стремянки, для спуска нужно пользоваться устойчивыми приставными лестницами с врезными ступенями.

Следует соблюдать осторожность при работе на крутых откосах. Во избежание падения необходимо пользоваться предохранительными поясами с веревкой, один конец которой прикреплен к поясу, а другой закреплен за надежную опору. Выбрасывая грунт на поверхность земли, нужно следить за тем, чтобы земля, а вместе с ней различные твердые предметы не падали обратно в котлован, где находятся люди. Вдоль выемки следует оставлять свободные от выброшенного грунта проходы шириной не менее 0,5 м. При подъеме грунта из выемок с помощью бадей необходимо устраивать защитные навесы-козырьки для укрытия работающих в выемке [8].

Котлованы и траншеи, разрабатываемые на улицах, проездах и во дворах населенных пунктов, везде, где происходит движение людей и транспорта, ограждают. На ограждении вывешивают предупредительные знаки и надписи и в ночное время устанавливают сигнальное освещение.

При производстве земляных работ экскаваторами необходимо обеспечить надежную их устойчивость, для чего следует подготовить ровную площадку, а гусеницы машины располагать не ближе 1 м от призмы обрушения. При неправильной установке экскаваторов относительно верхней бровки выемки возможно обрушение земляного откоса и падение машины.

При разработке выемок одноковшовыми экскаваторами запрещается находиться под ковшом в радиусе действия стрелы плюс 5 м, а также наверху забоя в зоне призмы обрушения. Погрузку экскаватором грунта в автомобили производят со стороны заднего или бокового их борта. В кабине автомобиля и между автомобилем и экскаватором во время погрузки не должны находиться люди.

При работе траншейных многоковшовых экскаваторов опасной зоной является сама траншея, зона возможного обрушения грунта (при рытье траншей с вертикальными стенками), а также пространство на расстоянии не менее 5 м от конвейера и перед экскаватором в направлении движения. При прокладке траншей через охранную зону линий электропередач разрабатывать их одно-или многоковшовыми экскаваторами разрешается, если расстояние между крайней точкой экскаватора и ближайшим проводом составляет не менее 1,5 м при напряжении линии до 1 кВ, 2 м — при напряжении до 20 кВ, 4 м — при напряжении до 110 кВ и 9 м — при напряжении до 750 кВ.

Читайте так же:
Таблица уклонов откосов проезжей части

При разработке, транспортировании, разгрузке, планировке и уплотнении грунта двумя или более самоходными или прицепными машинами (скреперами, грейдерами, катками, бульдозерами), идущими одна за другой, расстояние между ними должно быть не менее 10 м [8].

Автомобили-самосвалы при разгрузке на насыпях, а также при засыпке выемок следует устанавливать не ближе 1 м от бровки естественного откоса; разгрузка с эстакад, не имеющих защитных (отбойных) брусьев, запрещается.

Места разгрузки автотранспорта должны определяться регулировщиком.

Землеройные машины, работающие на объекте, должны иметь звуковую сигнализацию. Всем рабочим нужно знать значение подаваемых сигналов.

Особого внимания требует работа машин в местах расположения подземных действующих электрокабелей, газопровода и других коммуникаций. Следует иметь в виду, что производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за их эксплуатацию, с приложением схемы расположения и глубины заложения этих коммуникаций. Разработка грунта вблизи газопровода или электрокабеля производится только вручную лопатой без использования ударных и механизированных инструментов.

Рытье шурфов и колодцев производится с креплением (срубовым, бетонным, железобетонным, тюбинговым и др.). Если глубина этих выемок более 5 м, то рыть их разрешается только методом опускных колодцев. Метод заключается в постепенном извлечении грунта из-под нижнего основания крепления, которое от этого само опускается. В этом случае в качестве крепления используют железобетонные кольца нужного диаметра, которые останутся затем как отделка колодца или шурфа.

Чтобы исключить доступ посторонних лиц и животных, место устройства колодца или шурфа должно быть ограждено. Поднимать грунт из этих выработок следует с помощью лебедок и механизированными способами.

Перед спуском рабочих в шурф или колодец нужно проверить состояние в них атмосферы. Для этого в выемку опускают зажженную рудничную лампу. Если там есть скопление углекислого газа или азота, то лампа потухнет, а при наличии метана пламя в лампе увеличивается. Лучше, если атмосферу проверит специальное лицо газоанализатором. Спускаться в колодец или шурф можно только по приставной или висячей лестнице, надежно укрепленной вверху, и с предохранительным поясом.

К рытью колодцев и шурфов допускаются только специально обученные лица, так как к этим работам предъявляются повышенные требования по технике безопасности. При разработке грунта способом гидромеханизации [11] запрещается находиться на верху забоя в зоне призмы обрушения, а также в зоне действия струи гидромонитора. Если разработку грунта ведут взрывным способом, то при этом необходимо соблюдать Единые правила безопасности при взрывных работах, утвержденные Госгортехнадзором.

Что такое основание откоса выемки

Продольное нивели­рование через 50 м

Уменьшение мини­мальных уклонов дна канав, кюветов и дрена­жей

В путевом хозяйстве бульдозеры применяют при ремонте земляного по­лотна, планировке площадок, нарезке террас на косогорах, засыпке траншей и рвов, разравнивании грунта в отвалах, а также для расчистки дорог от снега и планировке снежных отвалов. Бульдозерное оборудование включает рабочий орган — отвал, толкающую раму, а также систему управления отвалом. В процессе работы толкающая рама с укрепленным на ней отвалом опускается посредством системы управления. При поступательном движении машины отвал заглубляется в грунт и, срезая с него стружку, формирует перед отвалом призму волочения и перемещает ее. После транспортировки и разгрузки грун­та бульдозер возвращается в исходное положение при заднем движении тягача или с разворотом последнего в зависимости от дальности перемещения. Этим завершается рабочий цикл.

Современные бульдозеры классифицируют по типу ходового оборудова­ния, мощности, назначению, способу установки отвала, системе управления рабочим органом. По типу ходового оборудования тягача различают гусеничные и пневмоколесные бульдозеры. По мощности разделяют на малогабаритные (до 23 кВт), легкие (23—55 кВт), средние (55—110 кВт), тяжелые (110—220 кВт) и сверхтяжелые (свыше 220 кВт). По способу установки отвала рабочего ор­гана бульдозеры делят на машины с неповоротным и поворотным отвалами (универсальные бульдозеры). По способу управления отвалом бульдозеры бы­вают с канатно-блочным (тросовым) и гидравлическим управлением.

Каждой модели бульдозера присваивают буквенное обозначение ДЗ (ра­нее обозначали Д), порядковый номер разработки и данные о модернизации (буквенное обозначение по алфавиту). В зависимости от климатического исполнения добавляют буквы ХЛ (старое обозначение С) — для работы в районах с холодным климатом, например ДЗ-117ХЛ.

Читайте так же:
Отделка откосов сейф двери

Универсальные бульдозеры выпускают с канатно-блочным и гидравличес­ким управлением. Бульдозерное оборудование, установленное на тракторе 5 (рис. 13.1, а), состоит из отвала 2, универсальной толкающей рамы 7 (рис. 13.1, б), толкателей 3 и привода управления. Отвал бульдозера сварной, имеет лобовой лист с криволинейной поверхностью, облегчающей набор и фор­мирование призмы грунта. Нижняя кромка отвала оборудована съемными ножами / из стали специальной или обычной, но упрочненной наплавкой. К нижней части отвала приварена шаровая пята для соединения со сферической головкой универсальной рамы. По бокам отвала предусмотрены проушины для соединения с толкателями. Толкающая рама сварная, коробчатого сечения. Концы рамы шарниром 8 связаны с гусеничными тележками трактора. Шаровая головка в центре толкающей рамы вместе с шаровой пятой образует универ­сальный шарнир, позволяющий отвалу принимать различные положения. Поворот отвала в плане совершается вокруг шарнира 9 при помощи гидроцилиндров 6″. Перекос отвала в поперечной плоскости достигается посредством гидроцилиндров 4. Для наклона отвала одновременно включают оба гидроцилиндра-Перекос отвала достигается перемещением одного гидроподкоса или обоих в разных направлениях.

Рис. 13.2. – Универсальный бульдозер

Для тросового управления отвалом к универсальной раме в ее центре при­варивают проушину, к которой шарнирно крепится нижняя обойма блоков полиспаста системы управления, а при гидравлическом управлении к раме приваривают две проушины, которыми соединяют гидроцилиндры подъема отвала.

Рис. 13.3. – Бульдозер с неподвижным отвалом

Для расширения области применения и увеличения использования по вре­мени бульдозеры с неповоротным отвалом снабжены сменным оборудованием (рис. 13.3). Основными видами сменного оборудования являются уширители а, открылки б, удлинители в, передние и задние рыхлительные зубья г, кирка для взламывания асфальта д, ножи для разработки высокопрочных грунтов и наледей е, кусторезная приставка ж, канавная надставка з, жесткий и гидро-управляемый откосник и откосник-планировщик и, передние и задние лыжи для точной планировки грунта к, отвальная приставка для работы от стенки л, грузовые вилы м, грузоподъемный крюк с приводом от лебедки н.

Рис. 13.4. – Сменное оборудование к бульдозеру

Конструкция бульдозерного оборудования с неповоротным отвалом (рис. 13.2) проще универсального. Толкающая рама бульдозера состоит из двух продольных толкающих брусьев 2, которые передними концами шарнир­но связаны с нижней частью отвала 6, а задними — с трактором /. Требуемое положение отвала в вертикальной плоскости фиксируется подкосами 4, задние концы которых штырями крепятся к кронштейнам 3 брусьев. Наличие в этих кронштейнах нескольких отверстий для штырей позволяет изменять в заданных пределах угол резания ножей отвала. Устойчивость всей системы в плане обеспечивается раскосами, связывающими отвал с толкающими брусьями в горизонтальной плоскости. Подъем и опускание отвала, как и в универсальном бульдозере, осуществляют при помощи канатно-блочного управления или гидроцилиндра 5.

03_Земляное полотно. Насыпь выемка

3. Земляное полотно

ЗП —представляет собой комплекс грунтовых сооруже­ний, получаемых в результате обра­ботки земной поверхности и предна­значенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчи­вости пути и защиты его от воз­действия атмосферных и грунтовых вод.

  1. насыпь
  2. выемка
  3. полунасыпь
  4. полувыемка
  5. полунасыпь-полувыемка
  6. нулевое место

В поперечном профиле — поперечный разрез его по вертикальной плоскости, перпендикулярной его оси.

Площадь грунта, на которую насыпается насыпь, является основанием.

Поверхность ЗП, на которую укладывается ВСП, называют основной площадкой (ОП)

1 путь — ОП в форме трапеции шириной 2,3м, высотой 0,15м

2-путь — ОП — треугольник 0,2м

Такое очертание основной площадки способствует стоку воды, проникаю­щей через балластный слой во время-дождя и таяния снега.

В дренирующем грунте — горизонтальная (камень, щебень, песок)

для насыпи

Бровка ЗП — точка пересечения ОП с откосами ЗП

Водоотводния канава — с обеих сторон ЗП только на косогорных участках с ветровой стороны

Резерв — спланированное углубление, которое образуется при возведении насыпи из местного грунта, изпользуется для отвода поверхностных вод.

Берма — полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва.

Высота насыпи — расстояние между бровками откоса и основанием ЗП (h)

З аложение го­ризонтальная проекция линии от­коса (l) называется

Крутизна откоса (1:n=h/l) отношение высоты откоса hк за­ложениюl.

Крутизна откосов должна обеспечивать надеж­ную их устойчивость и устанавли­вается в зависимости от высоты на­сыпи, свойств грунтов, геологиче­ских, гидрологических и климати­ческих условий местности. Боль­шое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полу­торными

Читайте так же:
Укрепление откосов тер смета


для выемки

ОС — как и для насыпи

Кювет — продольная канава для отвода воды в выемке

Кавальер — место для хранения грунта, вынутого во время сооружения выемки и не используемого для сооружения насыпи, устраивается за откосом выемки с нагорной стороны в форма призмы.

Нагорная канава — для перехвата и отвода перетекающих в выемке поверхностных вод, устраивается за кавальером.

Банкет — для отвода вод в забанкетную канаву, насыпается между бровкой откоса и кавальером с уклоном в сторону от откоса.
В неустойчивых грунтах, а так же в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов укладываются лотки.

На станциях воду отводят лотками, в местах прохода людей их закрывают крышками.

Для понижения уровня грунтовых вод используют дренажи.

Дренаж — представлюет собой траншею, заполненную дренирующим грунтом (крупный песок, щебень, гравий), в нижней части которой укладывается дрена — труба с отверстиями для поступления в нее воды.

ПТЭ Глава 3 3

3.8. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна не менее:

на однопутных линиях — 5,5 м,

двухпутных — 9,6 м,

а в скальных и дренирующих грунтах не менее:

на однопутных линиях — 5,0 м,

двухпутных — 9,1 м.

Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.

На кривых участках радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется по установленным нормам.

Участки земляного полотна, не удовлетворяющие перечисленным в настоящем пункте требованиям, приводятся в соответствие с ними в плановом порядке при выполнении усиленного капитального и усиленного среднего ремонтов пути.

Для вновь строящихся железнодорожных линий и вторых путей, а также реконструируемых линий ширина земляного полотна поверху и параметры балластной призмы должны соответствовать требованиям строительно-технических норм, утверждаемых МПС России.

Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.

3.9. Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более — 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:

при радиусе от 349 до 300 м — 1530 мм

в т.ч. на железобетонных шпалах — 1520 мм

при радиусе 299 м и менее — 1535 мм.

На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи — 1524 мм. При этом, на более крутых кривых ширина колеи принимается:

при радиусе от 650 до 450 м — 1530 мм

при радиусе от 449 до 350 м — 1535 мм

при радиусе от 349 м и менее — 1540 мм.

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений, на прямых и кривых участках пути не должны превышать по сужению -4 мм, по уширению +8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее — по сужению -4 мм, а по уширению +10 мм.

Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливается МПС России.

Ширина колеи менее 1512 и более 1548 мм не допускается.

Порядок эксплуатации бесстыкового пути на железобетонных шпалах, уложенного до 1996 года, устанавливается МПС России.

3.10. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой в соответствии с нормами, установленными соответствующей инструкцией МПС России.

Возвышение наружной нити на кривых участках пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения по ней устанавливается приказом начальника железной дороги в соответствии с инструкцией МПС России.

Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм. В необходимых случаях на кривых участках главного пути максимальное возвышение наружной рельсовой нити может допускаться с разрешения МПС России и более 150 мм.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector