Zabor-33.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Балластный откос что это

Балластный слой

Балластный слой — раздел Образование, Железнодорожный путь и путевое хозяйство Балластный Слой — Это Слой Сыпучих Материалов (Щебня, Отходов Ас­Бестового Пр.

Балластный слой — это слой сыпучих материалов (щебня, отходов ас­бестового производства, гравия, крупно- и среднезернистого песка, ракушки) в виде трапеции на основной площадке земляного полотна. На балластный слой укладывают рельсовые опоры (шпалы, брусья, иногда — железобетон­ные рамы) и балласт под ними уплотняют подбивочными машинами или электрическими шпалоподбойками. Назначение балластного слоя:

· оказывать необходимое сопротивление вертикальным, боковым и про­дольным смещениям рельсошпальной решетки;

· равномерно распределять воспринимаемое от рельсовых опор давление на большую поверхность земляного полотна, амортизируя при этом ударные и вибрационные воздействия проходящего подвижного состава;

· отводить от пути поверхностную воду и не допускать увлажнения подшпального основания капиллярной влагой из грунтов земляного полотна;

· допускать выправку положения рельсошпальной решетки в плане и про­филе.

Соответственно назначению материалы для балластного слоя должны быть высокопрочными, хорошо противостоять механическому разрушению и износу; обладать большим Внутренним трением и сцеплением частиц, чтобы обеспечивать высокую стабильность пути; хорошо пропускать воду, обладать амортизационными свойствами, быть морозостойкими; в возможно меньшей мере подвергаться дроблению при подбивочных работах, не выветриваться, не размываться дождями и не быть слишком крупными, чтобы рельсовые опо­ры равномерно опирались на балластную призму. Наиболее полно всем этим требованиям отвечает асбестовый балласт.

Асбестовый балласт — это отходы асбестового производства. Он пред­ставляет собой дробленую гравийно-песчаную массу с примесью до 5% мелких волокон асбеста, обладает высокими несущей способностью и сопро­тивлением сдвигу шпал, не допускает засорения, не увлажняется, не под­вергается пучению, удобен для выправки пути. Асбестовый балласт разрешено применять на главных и станционных путях всех категорий, в том числе и для бесстыкового пути с железобетонными шпалами. Поскольку приготовление асбестового балласта практически почти не требует затрат, то экономически оправдана дальность его возки на расстояние до 2000—2500 км (среднесетевая дальность возки щебня 350 км).

Частицы путевого щебня должны иметь размеры 25—50 и 25—60 мм. Допускается в составе этого балласта и некоторое количество частиц крупнее и мельче.

Так как щебень получают дроблением, то он отличается от других балластных материалов, например гравия и песка, острыми гранями, что при­дает ему высокое сопротивление сдвигу и обеспечивает прочное механичес­кое сцепление с деревянными шпалами. Особенно высокими эксплуатацион­ными свойствами обладает щебень, приготовленный из высокопрочных скаль­ных горных пород (гранита, базальта, диорита и др.)- Щебень фракций 5—25 мм, получаемый как попутный продукт дробления, разрешается исполь­зовать для балластировки малодеятельных главных путей, а также путей на станциях.

Гравий и песок получают из естественно образовавшихся отложений этих материалов. Гравий пригоден для балластного слоя, если более полови­ны его состава представлено частицами крупнее 3 мм, а остальная часть — песок.

Гравий и гравийно-песчаный балласт применяют на линиях с грузо­напряженностью брутто менее 25 млн. ткм/км в год.

Чтобы балластный слой наилучшим образом отвечал своему назначению, ему придают определенные размеры и форму, которые в совокупности обра­зуют так называемую балластную призму. Для различных балластных мате­риалов и конструкций пути типовые поперечные профили балластной призмы различны.

В качестве примера на рис. 106 приведены поперечные профили балластной призмы из щебня с песчаной подушкой для главных путей с гру­зонапряженностью брутто от 25 до 50 млн. ткм/км в год. При большей гру­зонапряженности толщина слоя щебня и расстояние от концов шпал до бровки балластной призмы на 5 см больше, а при меньшей — на 5 см меньше. Наименьшая толщина балластного слоя под шпалами на приемо-отправочных путях станций принята 30 см, а на прочих станционных путях — 25— 30 см. Почти все деятельные главные пути уже переведены на щебеночное или асбестовое основание, а размеры балластной призмы увеличены до предельно допускаемых шириной основной площадки земляного полотна. Но и такой балластный слой остается одним из наиболее уязвимых элементов верхнего строения пути. До 45% всех затрат труда на текущее содержание

Читайте так же:
Под откосом жан клод вандам

Рис. 106. Поперечные профили балластного слоя из щебня с песчаной подушкой (деревянные

и железобетонные шпалы):

а—на прямом двухпутном участке пути; б— то же, на кривой # = 600 м; в — на прямом однопутном участке, г — то же, на кривой /? = 600 м, /г= 100 мм; / — щебень; 2 — песок

пути с деревянными шпалами и до 70% с железобетонными шпалами обус­ловлены расстройствами балластного слоя.

Изыскиваются способы повышения несущей способности балластной призмы. В частности, испытывается щебеночный балласт, превращенный в монолит с помощью вяжущих полимерных материалов. Рассчитывают, что это позволит в несколько раз снизить интенсивность остаточных дефор­маций балластного слоя, но осуществление данного мероприятия встречает большие затруднения технологического характера.

Большой ущерб щебеночному балласту наносит засорение его высыпа­ющимися из вагонов грузами (уголь, руда, торф), в некоторых случаях ще­бень требует сплошной очистки через каждые один-два года. Чтобы умень­шить засорение щебня и потери грузов, следует не допускать их погрузки в по­лувагоны с неисправным полом и дверями, а после нее надо обязательно обметать уголь с рам и тормозных устройств вагонов.

Балластный слой

Балластный слой — один из важнейших элементов верхнего строения же­лезнодорожного пути. Он обеспечивает устойчивость пути под воздействи­ем поездных нагрузок и изменяющихся температур.

Назначение балластного слоя:

— воспринимать давление от шпал и распределять его практически рав­
номерно на возможно большую площадь земляного полотна;

— обеспечивать стабильное положение рельсошпальной решетки в про­
цессе эксплуатации;

— обеспечивать возможность выправки пути в профиле и плане за счет
балластного слоя;

— отводить воду из балластной призмы и с основной площадки земляно­
го полотна, препятствовать переувлажнению и пересыханию верхнего слоя
грунта земляного полотна, потере им несущей способности весной и пуче­
нию зимой;

— смягчать удары от подвижного состава;

— иметь низкую электропроводность, обеспечивающую нормальную ра­
боту электрических цепей.

К балластным материалам предъявляются следующие требования: быть твердыми, упругими, износоустойчивыми, морозостойкими.

Щебеночный балласт, приготовленный из прочных горных пород (гра­ниты, диориты и др.) является лучшим из современных балластных матери­алов. Щебень получают дроблением твердых и прочных горных пород, по­этому он имеет острые грани, что придает ему высокое сопротивление сдвигу, и обеспечивает прочное механическое сцепление с деревянными шпа­лами. Щебень долговечен, обладает хорошими дренирующими и электро­изоляционными свойствами. Путевой щебень должен иметь размеры час­тиц 25—60 мм.

Асбестовый балласт — это отходы асбестового производства. Он пред­ставляет собой дробленую гравийно-песчаную массу с примесью мелких во­локон асбеста. Благодаря волокнам асбеста на поверхности балластной при­змы образуется корка, непроницаемая для атмосферной воды и засорителей. Применяется для балластировки главных путей. Недостатки асбестового балласта:

— очистка и его повторное использование в пути (в отличие от щебня)
невозможны, необходимы вырезка и вывозка загрязненной смеси;

— при большом количестве мелких частиц и при недостаточном количе­
стве асбестовых волокон (менее 1 %) асбестовый балласт работает неудов­
летворительно;

— необходимость захоронения огромных объемов загрязненного асбес­
тового балласта, отслужившего свой век и вырезаемого из пути при капи­
тальном ремонте.

Читайте так же:
Объемная георешетка для укрепления откосов технология

Асбестовый балласт сильно пылит, выполнить нормы по защите людей от пыли при работе с ним на путевых работах (укладке в путь, погрузке и выгруз­ке) очень сложно, а вдыхание мелких волокон асбеста опасно для здоровья.

Поэтому применение асбестового балласта в последние годы ограничи­вается. Его используют на участках с интенсивным засорением сыпучими грузами и в зоне месторождения.

Гравийный и граеийно-песчаный балласт применяется на станционных, подъездных и соединительных путях. Получают из песчано-гравийной сме­си, образовавшейся в результате разрушения горных пород. Для того, что­бы гравий можно было использовать в качестве балласта, содержание зе­рен прочных горных пород фракций размером 0,16—5 мм должно быть не менее 50 % от общего объема фракций (в песчаной части балласта) и зерен слабых пород размером фракций более 5 мм в гравийной части балласта не должно превышать 10% от общей массы этих фракций.

Для того, чтобы балластный слой наилучшим образом выполнял свое назначение, ему придают определенные размеры и форму, которые и со­ставляют балластную призму.

Типовые поперечные профили балластной призмы приведены на рис. 1.76 и 1.77. На главных путях устраивают двухслойную балластную призму (кроме случаев, когда земляное полотно сооружается из скальных грунтов) Двухслой­ная балластная призма — щебеночный или асбестовый балласт поверх песча­ной или гравийно-песчаной подушки. Назначение балластной (обычно песча­ной) подушки: предотвращать засорение щебня грунтом основной площадки земляного полотна, предохранять грунт от разжижения весной и пересыхания и растрескивания летом. Толщина балластного слоя должна быть достаточ-

ной, чтобы избежать деформаций основной площадки земляного полотна. Тол­щина песчаной полушки принимается 20 см. Толщина щебня или асбеста при­нимается в зависимости от категории линии 25—40 см. Уклон откосов призмы должен быть не круче 1:1.5, а песчаной подушки 1:2. Ширина балластной при­змы должна приниматься при всех видах балласта на однопутных участках не менее указанной в табл. 1.5.

Балластный слой

Балластный слой — один из важнейших элементов верхнего строения же­лезнодорожного пути. Он обеспечивает устойчивость пути под воздействи­ем поездных нагрузок и изменяющихся температур.

Назначение балластного слоя:

— воспринимать давление от шпал и распределять его практически рав­
номерно на возможно большую площадь земляного полотна;

— обеспечивать стабильное положение рельсошпальной решетки в про­
цессе эксплуатации;

— обеспечивать возможность выправки пути в профиле и плане за счет
балластного слоя;

— отводить воду из балластной призмы и с основной площадки земляно­
го полотна, препятствовать переувлажнению и пересыханию верхнего слоя
грунта земляного полотна, потере им несущей способности весной и пуче­
нию зимой;

— смягчать удары от подвижного состава;

— иметь низкую электропроводность, обеспечивающую нормальную ра­
боту электрических цепей.

К балластным материалам предъявляются следующие требования: быть твердыми, упругими, износоустойчивыми, морозостойкими.

Щебеночный балласт, приготовленный из прочных горных пород (гра­ниты, диориты и др.) является лучшим из современных балластных матери­алов. Щебень получают дроблением твердых и прочных горных пород, по­этому он имеет острые грани, что придает ему высокое сопротивление сдвигу, и обеспечивает прочное механическое сцепление с деревянными шпа­лами. Щебень долговечен, обладает хорошими дренирующими и электро­изоляционными свойствами. Путевой щебень должен иметь размеры час­тиц 25—60 мм.

Асбестовый балласт — это отходы асбестового производства. Он пред­ставляет собой дробленую гравийно-песчаную массу с примесью мелких во­локон асбеста. Благодаря волокнам асбеста на поверхности балластной при­змы образуется корка, непроницаемая для атмосферной воды и засорителей. Применяется для балластировки главных путей. Недостатки асбестового балласта:

Читайте так же:
Откосы установка лента псул

— очистка и его повторное использование в пути (в отличие от щебня)
невозможны, необходимы вырезка и вывозка загрязненной смеси;

— при большом количестве мелких частиц и при недостаточном количе­
стве асбестовых волокон (менее 1 %) асбестовый балласт работает неудов­
летворительно;

— необходимость захоронения огромных объемов загрязненного асбес­
тового балласта, отслужившего свой век и вырезаемого из пути при капи­
тальном ремонте.

Асбестовый балласт сильно пылит, выполнить нормы по защите людей от пыли при работе с ним на путевых работах (укладке в путь, погрузке и выгруз­ке) очень сложно, а вдыхание мелких волокон асбеста опасно для здоровья.

Поэтому применение асбестового балласта в последние годы ограничи­вается. Его используют на участках с интенсивным засорением сыпучими грузами и в зоне месторождения.

Гравийный и граеийно-песчаный балласт применяется на станционных, подъездных и соединительных путях. Получают из песчано-гравийной сме­си, образовавшейся в результате разрушения горных пород. Для того, что­бы гравий можно было использовать в качестве балласта, содержание зе­рен прочных горных пород фракций размером 0,16—5 мм должно быть не менее 50 % от общего объема фракций (в песчаной части балласта) и зерен слабых пород размером фракций более 5 мм в гравийной части балласта не должно превышать 10% от общей массы этих фракций.

Для того, чтобы балластный слой наилучшим образом выполнял свое назначение, ему придают определенные размеры и форму, которые и со­ставляют балластную призму.

Типовые поперечные профили балластной призмы приведены на рис. 1.76 и 1.77. На главных путях устраивают двухслойную балластную призму (кроме случаев, когда земляное полотно сооружается из скальных грунтов) Двухслой­ная балластная призма — щебеночный или асбестовый балласт поверх песча­ной или гравийно-песчаной подушки. Назначение балластной (обычно песча­ной) подушки: предотвращать засорение щебня грунтом основной площадки земляного полотна, предохранять грунт от разжижения весной и пересыхания и растрескивания летом. Толщина балластного слоя должна быть достаточ-

ной, чтобы избежать деформаций основной площадки земляного полотна. Тол­щина песчаной полушки принимается 20 см. Толщина щебня или асбеста при­нимается в зависимости от категории линии 25—40 см. Уклон откосов призмы должен быть не круче 1:1.5, а песчаной подушки 1:2. Ширина балластной при­змы должна приниматься при всех видах балласта на однопутных участках не менее указанной в табл. 1.5.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Балластный слой: назначение, требования к нему, материалы балластного слоя. Типовые поперечные профили

Назначение: служит основанием для подрельсовых опор, выполняя роль амортизатора между РШР и ЗП, воспринимает давление от опор, упруго перерабатывает их, обеспечивает продольною и поперечную устойчивость РШР, отводит воду от РШР, создает возможность выправки РШР в плане и в профиле (рихтовка).

Требования: прочность (балласт не должен дробиться и крошиться при уплотнении), не терять устойчивость при намокании, не ухудшать свойств при замерзании и оттаивании, быть дешевым и долговечным.

Балластный материал по происхождению, размерам частиц и их форме подразделяется на: щебеночный, гравийный, асбестовый, гравийно-песчаную смесь.

Щебеночный балласт-лучший балласт : щебень представляет собой продукт искусственного дробления изверженных магматических пород (гранит, базальт, диорит) со средней плотностью = 2,4 г/см 3 . Размер фракций применяемого щебня 25-60 мм. Форма кубовидная. Прочность щебня – его основной показатель. От величины прочности зависит интенсивность накопления остаточных деформаций. Прочность характеризуется истираемостью щебня при испытании в полочных барабанах, сопротивляемостью удару при испытаниях на копре. Щебень отвечает всем вышеперечисленным требованиям, является лучшим из современных балластов, применяется на участках 1-5 классов. Недостаток – засоряемоть.

Читайте так же:
Для отделки откосов волма

Асбестовый балласт: представляет собой песчано-гравийную смесь из отсевов дробления серпентинитов, при этом процентное содержание асбестовых волокон не менее 1,5%. Асбестовый балласт – это отходы асбестового производства. В асбестовом балласте благодаря волокнам асбеста после увлажнения и уплотнения между зернами горной породы образуются структурные связи, а по поверхности балластной призмы – корка, непроницаемая для воды и засорителей., благодаря чему в балластной подушке образуется постоянный температуро — влажностный режим.

Недостатки: невозможность повторного использования, опасность для здоровья, неудовлетворительность работы при содержании асбеста

Типовые поперечные профили балластной призмы:

— однослойный(любые кроме щебеночного);

— двухслойные(щебеночный или асбестовый поверх песчаной или гравийно-песчаной подушки);

— трехслойные (в местах интенсивного засорения балласта)

Назначение балластной подушки: препредотвращение засорения щебня грунтом земляного полотна, предотвращение пересыхания и переувлажнения основной площадки ЗП. (в последнее время в качестве разделительного слоя стали применять биотекстиль)

Поверхность балластной призмы в прямых участках планируется горизонтально, в кривых при возвышении наружного рельса более 100 мм имеет ступенчатое очертание. При этом поверхность балластной призмы должна быть ниже поверхности деревянной шпалы на 3 см и в одном уровне со средней частью при ж/б шпалах.

Уклон откосов призмы должен быть не круче 1:1,5, а песчаной подушки 1:2.

От толщины щебеночного слоя зависит напряженное состояние балластной призмы и деформируемость подушки. Максимальная толщина щебеночного слоя 40 см.

От ширины плеча d зависит сопротивляемость поперечному сдвигу РШР и стабильность пути в вертикальной плоскости.

Под балластным слоем при необходимости устраивается разделительный слой из синтетических нетканых материалов.

Срок службы щебеночного балласта – срок службы между его очистками, который зависит от загрязненности в % по массе и количества выплесков и определяется в зависимости от класса.

Количество выплесков – это количество шпал в % на 1 км пути, где балласт потерял фильтрационную способность и устойчивость.

Типовые поперечные профили балластной призмы

Классы путиТолщина слоя балласта в подрельсовой зоне, Н, см.Ширина плеча балластной призмы, С, см.Толщина балластной подушки, Нn, смМинимальная ширина обочины земляного полотна, d, см.
1, 235/4040/4550 (40)
35/4035/4050 (40)
25/3025/40
20/2020/40

Примечание: в числителе – для деревянных шпал, в знаменателе для ж/б.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .

Балластный слой, щебенчатый балласт

На железных дорогах Российской Федерации в качестве материала для балластной призмы бесстыкового пути применяют щебеночный или асбестовый балласт.

Асбестовый балласт по экологическим требованиям применять не рекомендуется. При усиленном капитальном и капитальном ремонтах пути асбестовый балласт заменяется на щебеночный.

Щебеночный балласт изготавливается дроблением горных пород согласно ГОСТ 7392—2002.

Конструкция и размеры балластной призмы должны соответствовать типовым поперечным профилям такой призмы, представленным на рис. 2.11. Размеры балластной призмы приведены в табл. 2.4.

Типовые поперечные профили балластной призмы, см

Класс путиТолщина слоя балласта в подрельсовой зоне (в кривых по внутренней нити) без учета балластной подушкиШирина плеча призмыМинимальная ширина обочины земляного полотна
1,235/4040/4550/40
335/4035/4050/40
425/3025/4040
520/2020/4040

Примечания. В числителе приведены значения для звеньевого пути на деревянных шпалах, в знаменателе — для бесстыкового пути на железобетонных шпалах.

Толщина балластной подушки на путях 1—4-го классов составляет 20 см, на путях 5-го класса — 15 см.

Читайте так же:
Как считается уклон откоса

Рис. 2.11. Поперечные профили балластной призмы:
а, б, в — из щебня для пути на деревянных шпалах (а — на прямом однопутном участке; б — в кривой; в — на прямом двухпутном участке); г, д, е, ж — из щебня для пути на железобетонных шпалах (г — на прямом однопутном участке, д — в кривой; е — на прямом двухпутном участке; ж — в кривой двухпутного участка); з — из щебня для пути на деревянных шпалах двухпутного участка; hщ — толщина слоя щебня под шпалой; hп — толщина слоя песчаной по: душки; d — плечо балластной призмы; А — уширение междупутья в кривой

Ширину балластной призмы определяют из условия сохранения устойчивого положения ее самой и шпал в ней под воздействием поездной нагрузки, а также соблюдения достаточной ширины обочин земляного полотна. Толщину балластного слоя под шпалами определяют из условий напряженного состояния как самой призмы, так и основной площадки земляного полотна. Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и на одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.

На двухпутных и многопутных линиях ширина балластной призмы по верху увеличивается на величину уширения междупутий в кривых. В выемках поперечное сечение балластной призмы имеет такое же очертание, как и на насыпях.

Для обеспечения стока поверхностных вод поверхность балластной призмы на прямых однопутных участках пути должна быть спланирована с уклоном 7—8 ‰ от оси пути в стороны обочин, на двухпутных линиях такие уклоны устраиваются от оси междупутья.

Новый или очищенный балласт из щебня для путей 1—3-го классов должен быть фракций 25—60 мм, твердых пород с прочностью по копру ПМ-У75 и полочному барабану И1 по ГОСТ 7392—2002; для путей
4-го класса — фракций 25—60 мм по ГОСТ 7392—2002.

Срок службы балласта можно разделить на три периода.

В начальный период относительной стабилизации балластного слоя происходит более интенсивное накопление остаточных деформаций пути. Существенно снижает эту интенсивность качественное уплотнение балласта в период производства работ по его ремонту (при укладке пути). В результате такого уплотнения может быть достигнута предельная плотность щебня 0,33—0,34. Обычно она находится в пределах 0,36—0,40.

После переупаковки зерен балласта и уменьшения объема пустот в балластной призме, а также после скола острых граней щебенок наступает основной период нормальной эксплуатации, когда деформации происходят за счет выдавливания щебня в шпальные ящики и за торцы шпал, а также вдавливания щебенок в песчаную подушку.

По мере загрязнения щебня и роста пропущенного по пути тоннажа наступает третий период интенсивного нарастания неравномерно распределенных по длине пути деформаций.

Осадка пути возникает в основном из:за интенсивного выпирания балласта из:под шпал, их отрясения, а также из-за выплесков.

По мере накопления засорителей ухудшаются дренирующие свойства балласта. В щебеночной балластной призме наиболее сильно засоряется щебень в верхней части шпальных ящиков, у боковых граней и торцов шпал, а также под подошвой, начиная от краев шпал и далее к середине. Для щебня наибольший допустимый процент засорения (содержание частиц мельче 25 мм) по массе составляет 30 %, из них мельче 0,1 мм — не более 5 %. В очищенном щебне содержание частиц размерами менее 20 мм не должно превышать 5 % от массы пробы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector